Пальчиковые игры для детей 1-3 лет
Пальчиковые игры для детей группы раннего возраста
Одним из приобретений детей раннего возраста является способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания.
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Тренировка тонких движений пальцев рук не только оказывает стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но и способствует развитию речи у детей раннего возраста, что в свою очередь ведет к активной познавательной деятельности с окружающими его объектами. Кроме того, интерес, который вызывают у детей упражнения с руками и пальчиковые игры, сближают взрослого и ребенка. Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться эмоционально-положительной реакции ребенка даже с глубокой задержкой развития на те действия, которые проводятся с его руками. У данных игр и упражнений есть и другие преимущества. Они помогают развить чувство ритма, воображение, память, внимание, помогают удерживать его в течение определенного времени.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6— 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2—3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички. В полуторагодовалом возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Пальчиковая гимнастика в сочетании со стихотворным текстом потешек способствует развитию у ребенка речи, расширению словарного запаса, улучшению памяти, воображения, активизирует мыслительную деятельность и одновременно снимает напряжение мышц рук и всего организма в целом; улучшает эмоционально-психическое состояние ребенка, так как в работу включаются слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. И самое главное — ребенок от таких игр получает удовольствие и испытывает радость.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, для развития речевых навыков малыша. Фольклорно-игровые занятия с использованием движений рук имеют свои особенности. Они всегда эмоционально окрашены, простота и мелодичность позволяют ребенку запомнить не только слова, но и движения пальцев рук. Многократное повторение фраз, ритмичность позволяют ребенку самостоятельно выполнять несложные движения пальцами рук. Обыгрывание потешек с помощью имитационных движений активизирует внимание ребенка, его устойчивость, интерес к тексту и движениям.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Взрослые на себе все демонстрируют. Например:
❀ «Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца;
❀ «Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу;
❀ «Слоненок» — средний палец (хобот) выставлен вперед, а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу;
❀ «Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы вниз опущены.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковая гимнастика:
❀ способствует овладению навыками мелкой моторики;
❀ помогает развивать речь;
❀ повышает работоспособность коры головного мозга;
❀ развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
❀ снимает тревожность.
Использование пальчиковых упражнений и игр требует выполнения следующих правил проведения занятий:
❀ выполнять упражнение следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;
❀ при повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить фразы частично (особенно начало и окончание).
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями;
❀ выбрать два или три упражнения, заменять их новыми постепенно;
❀ не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу;
❀ никогда не принуждать ребенка. Попытаться разобраться в причинах отказа или поменять игру.
Итак, задача взрослых — помочь малышу начать полноценно использовать возможности движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии умственной, речевой, познавательной деятельности ребенка. Кроме того, уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития ребенка.
Упражнения для кисти и пальцев рук
«Ножницы» — разведение в стороны и сведение вместе пальцев одной, затем другой руки, потом обеих рук, сложенных вместе.
«Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.
«Ладонь — пальцы» — надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой с преодолением сопротивления.
«Ладонь — кулак» — прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления.
«Большой палец» — вращение больших пальцев (все пальцы, кроме больших, сцеплены в «замок»), затем сильное сжимание подушечек больших пальцев.
«Сгибаем — разгибаем» — сгибание в кулак и разгибание по очереди пальцев, начиная с мизинца, затем с большого (пальцы одной руки, другой, двух одновременно).
«Пальчики здороваются» — соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).
Вариант. Поочередное соприкосновение подушечек пальцев правой и левой рук (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем «Крепкое рукопожатие» — одновременное надавливание на подушечки всех пальцев.
«Кулак — кольцо» — пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди образуют кольцо с большим пальцем, затем положение рук меняется.
«Кулак — ладонь» — руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и одновременно сгибается в локте, другая опускается выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
«Сжимаем — разжимаем» — сжимание в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки вытянуты вперед, вверх или разведены в стороны).
Упражнения, сопровождаемые текстом
«Моя семья»
Вот дедушка, Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Второй рукой охватить кулачок.
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья!
«Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка, Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш!
«На работу»
Большой палец встал один, Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого.
Указательный — за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все — «Ура!» Широко расставить пальцы в стороны.
На работу им пора.
«За работу»
Ну-ка, братцы, за работу, Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все — тебе топить,
А тебе — воду носить,
А тебе — обед варить,
А тебе — посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать, Энергично шевелить ими.
Наших деток забавлять.
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде — Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
«Кольцо»
Выйду на крылечко, Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
«Зайчик и кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка Пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны.
И в траве нашел колечко. Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.
А колечко не простое —
Блестит словно золотое.
«Очки»
Что стряслось у тети Вали? Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить на переносице.
У нее очки пропали!
«Стульчики»
«Стульчик» ты из рук сложи Левую руку поднять вертикально вверх.
И детишкам покажи. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку сжать в кулачок и прижать к левой ладошке.
Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук на счет «раз-два».
«Разминка»
Ты, утенок, не пищи! Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.
Лучше маму поищи.
«Грабли»
Листья падают в саду, Ладони обращены к себе, пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.
Я их граблями смету.
«Цепочка»
Пальчики перебираем Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.
И цепочку получаем.
«Зайчик в норке»
У елки на пригорке Шевелим пальчиками, как зайчик ушками.
Спрятался зайчишка в норке.
«Зайка и ушки»
Ушки длинные у зайки, Кисть сжата в кулачок. Указательный и средний пальцы («ушки») выставлены вверх. Они шевелятся — то разводятся в стороны, то сгибаются по очереди или вместе.
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Уважаемые родители! Конечно, мамы и папы хотят, чтобы их ребенок был самым лучшим. Но малыш не становится умным и хорошим по мановению волшебной палочки. Его развитие — результат большого труда родителей и воспитателей. Для того чтобы этот процесс был всесторонним и гармоничным, необходимо правильно планировать игры и занятия. При этом необходимо обеспечивать чередование разных видов деятельности и распределять игры в течение всего дня таким образом, чтобы занятия, на которых малышам приходится много двигаться, сменялись более спокойными; занятия, требующие пристального внимания, наблюдательности и усидчивости, сменялись двигательными занятиями, где малыши могли бы расслабиться. Ни в коем случае не навязывайте ничего вашему ребенку, не настаивайте на своем, не подавляйте его инициативу. Лучше понаблюдайте за малышом и разберитесь, что больше всего он любит, какие игры предпочитает, а какие оставляют его равнодушными. Это поможет вам в правильном планировании игр и занятий.
Желаем вам успехов!
Автор: Coляник Евгения Николаевна
Похожие статьи:
Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Купаем куклу»
Игры на развитие познавательной активности у детей 1-3 лет
Игры Монтессори для детей 2-3 лет
Игры на развитие зрительного восприятия у детей раннего возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!