Обучение детей через игру в кубики
Очень у многих возникает вопрос: Можно ли играя учить?
Известный педагог Николай Зайцев считает, что именно в игре можно обучать ребёнка. В дошкольном возрасте любой другой путь не дает желаемого результата. Ошибка взрослых — в их желании (а порой и в неразумном и необоснованном требовании), чтобы ребенок читал: «Буквы знаешь, слова из кубиков складываешь — читай скорее!» А если он еще не готов к этому? Хуже того, малыш замкнется в себе, если настаивать на чем-то, что он еще не очень хорошо умеет делать. Понятно разочарование ребенка: разве это игра? А если у него еще недостаточно опыта и уверенности, то прямо поставленный вопрос-требование отбивает желание продолжать. Ведь тогда надо делать это уже не самому, а вместе со взрослым. Да и не игра это, а обычное принуждение.
Следовательно, надо набраться терпения и продолжать писать кубиками, по таблице, на бумаге слова, много слов и вместе читать, озвучивать их. Не отказывайте в помощи, если ребенок не уверен в своих силах и нуждается в поддержке. При этом помните: временное отступление — прекрасный тактический ход в родительской педагогике.
Эффективность занятий во многом зависит от грамотного расположения пособия с учетом особенностей интерьера. Вдоль самой длинной стены выше уровня глаз, но в пределах досягаемости детей прикрепите двойную полку для хранения кубиков. Это очень удобно: кубики долго находятся в рабочем состоянии, всегда под рукой и не создают беспорядка в помещении. Таблицы крепятся на стене над полкой, что не создает помех при чтении их с любого расстояния независимо от количества детей и размеров помещения.
Нежелательно располагать полку ниже уровня глаз. Ведь если читаемая грань кубиков, лежащих на столе или на полу, располагается вертикально, в поле зрения попадает и верхняя, которая невольно запоминается вместо нужной. Чтобы не создавать себе проблем, лучше всего поднять игровое пространство выше уровня глаз ребенка.
Как и любые кубики, зайцевские предназначены в первую очередь для игры. Не стоит говорить малышу, что его ждут занятия: речь будет идти всего лишь об этой самой игре.
Вот несколько простых игр для занятий с кубиками
Строительные и сюжетные игры. Из кубиков Дети всех времен и народов первым делом строят Домики. Лучше всего, если играет не один, а несколько малышей. В крайнем случае можно подключить домочадцев (только, когда играют взрослые, не надо специально выстраивать слова — ребенок будет чувствовать себя неловко, если у всех слова, а у него какая-то «абракадабра»).
Можно попробовать строить выборочно: одна «бригада» возводит дома из маленьких кубиков, другая — из больших. При строительстве нужно обращать внимание на фасадную часть зданий (не надо бояться пользоваться профессиональными терминами, со временем ребята их осваивают).
На фасадной части кубики должны располагаться так, чтобы их можно было прочесть, т. е. не вверх ногами и не боком. После этого можно «погулять» группой по новому городу, почитать, кто, где, на каком этаже живет, сходить друг к другу в гости, а в конце дать детям возможность обыграть постройки самостоятельно.
«Компьютер». Предложить малышам, собравшимся вокруг стола с кубиками или стоящим у полки, выбрать любой кубик и независимо от его положения показать пальчиком (нежно нажать на «кнопочку»), другую руку лучше спрятать за спину. При этом мама или кто-либо из взрослых, изображая компьютер, «озвучивает программу»: проходя сзади ребят слева направо и поглаживая каждого по плечам, произносит склад, на который «нажимает» ребенок.
Тем, кто умеет читать, можно предложить «озвучить» программу самостоятельно. Уже «озвученные» программы допустимо менять (т. е. после «озвучивания» нажимать другие кнопочки) — в этом случае можно много раз, проходя сзади детей, произносить неповторяющийся смешной текст.
Если таблицы висят так, что малыши могут достать их руками, или имеются указки, игру целиком можно проиграть на таблицах, только теперь ребята будут стоять лицом к таблице и нажимать на выбранные клеточки. Действия взрослого те же.
Еще более веселый вариант — предложить детям указательными пальчиками обеих рук (или двумя указками) нажимать на две разные «кнопочки». Необходимо соблюдать правило: нельзя перекрещивать руки — ни свои, ни с соседом. Получаемые таким образом тексты вдвое длиннее, ярче, веселее. Кроме того, есть возможность ненавязчиво закрепить грамотное направление чтения. Ведь при прохождении за спинами малышей взрослый, попеременно нажимая то на левое плечико, то на правое, говорит, что именно показывает пальчик левой, а затем правой руки.
«Веселые слова». Это самая веселая и «долгоиграющая» игра начального этапа. Она дана в развитии и может служить различным целям.
Предложите ребенку найти себе друга или подругу (можно использовать плюшевых друзей). Дайте каждому по три кубика, стараясь, чтобы в каждую тройку входили маленькие и большие, «железные» и «деревянные». Пусть пары выберут место на общей полке и расставят кубики в различных сочетаниях. Получатся слова-бессмыслицы, приводящие детишек в восторг.
Действия взрослого: подходить к каждой паре и громко, для всех, читать полученные слова, приговаривая: «Ну надо же, какое интересное слово! На каком языке вы разговариваете?» После прочтения очередного «слова» можно дать добро на составление новой комбинации из этих же кубиков. Творческой вариацией может служить задание на развитие речи: предложить придумать толкование своих слов. Услышать можно много интересного!
Бывает, что пары не хотят разрушать первоначальные слова, а просто сдвигают их. Ну что ж, это их право. Однако чаще малыши смешивают кубики и составляют совершенно новое слово. Это уже достижение!
Озвучить кубик. Эта игра может заинтересовать педагогов, занимающихся с детьми ясельного и младшего дошкольного возраста. Она помогает малышам, которые отстают в овладении речью. Суть такова: ребенок из нескольких кубиков на столе выбирает один и показывает его маме. Она называет склад, написанный на какой-то стороне, после чего кубик заменяется следующим («Принеси другой...»). Эта игра приводит в восторг как трехлеток, так и первоклашек и даже «умудренных опытом» пятиклассников. Здесь важно соблюсти определенные условия.
Игра должна занимать как можно больше пространства. Стол с хаотично разбросанными кубиками нужно расположить в противоположном от мамы конце комнаты. Чем дальше детям придется бегать туда-сюда, тем лучше.
Маме лучше всего присесть, левой рукой взять за запястья обе детские ручки, сложенные «лодочкой», а правой поворачивать грани кубика к лицу крохи и одновременно петь. Например: БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б (мелодия, «слова» и ноты в книге — все это есть в наборе). А если малыш принес маленький «железный» кубик, нужно исполнить соответствующую «песенку»: «ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЯ-ЙЕ-ЙИ». Все это надо делать быстро, энергично, чтобы постоянно поддерживать интерес ребенка.
Пропевание таблиц. В этой игре, как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием письменности. Можно предложить малышам совершить путешествие на поезде: вспомнить, как поезд едет — сначала медленно, затем все быстрее, а когда станция близко, ход его замедляется (можно помочь себе притопываниями). Теперь левой рукой с указкой можно показывать склады: «У-О-А-Э-Ы-ЫМ; Ю-Ё-Я-Е-И-ИМ (постепенно ускоряя). ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЕ-ЙИ-Й...» Где есть сочетания согласных с твердым знаком — важно не забыть исполнить.
Не пропустим и «БУМ-БОМ-БАМ-БЭМ-БЫМ- ЫМ» и «БЮМ-БЁМ-БЯМ-БЕМ-БИМ-ИМ» в конце, на которых можно похлопать, потопать, присесть и быстро встать и т. д. На складах «...ЖА-ЖЕ- ЖИ-Ж» можно замедлиться («остановка»), затем вновь продолжить путь по глухим складам, начиная с «У-О-А-Э-Ы-ЫМ...», «ПУФ-ПОФ-ПАФ-ПЭФ-ПЫФ- ЫМ» и т. д.
Эффективность методики работы с кубиками:
➣ появляются навыки грамотного письма;
➣ исправляются логопедические недостатки;
➣ речь становится чище и отчетливее благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов;
➣ быстро расширяется словарный запас;
➣ формируется логическое мышление;
➣ развивается способность работать самостоятельно, умение получать нужные знания.
Похожие статьи:
Обучение детей чтению с помощью пособий Николая Зайцева
Нет комментариев. Ваш будет первым!