Как обучать ребёнка математике

Как обучать ребёнка математике

Рассмотрим обучение детей дошкольников математике используя методику Николая Зайцева.

Математика «по Зайцеву», согласно общей методике, соответствует принципам раннего развития. Ребенку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу, причем это представлено в виде стройной системы. Ребенок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.

В таком же темпе и с теми же положительными эмоциями дети осваивают по методике Зайцева счет до ста и дальше. Многие малыши вообще погружаются в математику с головой, они в восторге от различных операций с числами, приводящих к поразительным результатам. Всех этих математических фокусов в пособиях Николая Александровича предостаточно (в школе, к сожалению, на это совсем нет времени, вот и считают ребята математику сухой, неинтересной наукой).

Если посчитать с ребенком пальчики на руках, то сразу же окажемся на границе числового пространства, рекомендуемого для освоения в раннем возрасте. И что же теперь — до самой школы так и блуждать среди этих десяти «сосен»? Тут уж никакие ухищрения, никакие игрушки не помогут убедить малыша, что математика — это очень интересно.

Сотня — вот тот минимум, в который попадает ребенок на первом же занятии. Может быть, стоит даже расширить его вместе, потому что, досчитав до ста, естественно сказать: «101». Затем можно снова сказать «сто» — и не сомневаться, что малыш тут же добавит «два». Какое-то время счет идет «в два голоса», а затем малыш наверняка справится с заданием самостоятельно.

Каждое число помещено в отдельное окошко, где кроме цифрового обозначения есть еще и его количественный образ, который выражается в сгруппированных маленьких квадратиках и кружочках. На одном варианте числовой ленты десяток — это пирамидка из 10 кружочков, на втором — двухэтажная полочка из 10 квадратиков и т. д.

Покажите ребенку два числа, и он сразу же поймет, что, например, 63 гораздо больше 29, ведь в окошке с числом 63 кружочков или квадратиков явно больше, чем в окошке с числом 29. На слух ребенок этого пока определять не умеет. А если он к тому же успел поучиться по традиционной программе, где все детство сидят в первом десятке, то для него присутствие Девятки во втором числе сразу же представляется большим, чем первое, на конце которого стоит маленькая тройка.

Кроме количественной характеристики числа в каждом окошке есть еще одна подсказка, удачно введенная автором: здесь постоянно присутствует гипотетический десяток. Вернемся к десятку, упомянутому выше. Если мы возьмем, к примеру, число 28, то в его окошке под цифровым обозначением стоят две полностью закрашенные пирамидки (20 кружочков) или две такие же полные полочки (20 квадратиков), а также пирамидка (полочка) с восемью закрашенными элементами. Но очертания-то целого десятка все равно есть! Поэтому мы тут же можем решить маленькую арифметическую задачку: сколько 28 не хватает до 30? Конечно, двух. И тогда у нас будет три полных пирамидки (полочки), три целых десятка — 30.

Все очень просто и наглядно. По обычной программе начальной школы тема «Состав числа» дается в контрольной работе при окончании первого класса. Неужели надо ждать так долго, чтобы объяснить простейшую вещь?! Вот он, состав числа, на каждой карточке, в каждом окошке как на ладони: 34 — три полных пирамидки (полочки) — 3 десятка, четыре закрашенных элемента — 4 единицы. И так о любом числе.

Сначала сложение и вычитание осваивается методом присчета и отсчета по одному. И вот тут ребенок понимает, что он может складывать и вычитать любые числа: просто когда это 2 + 3, то надо найти 2 и присчитать 3 окошка, а когда 28 + 41, то к окошку 28 присчитываем 41 и оказываемся на 69.

А вот когда мы от горизонтальной развески числовых полос перейдем к вертикальной и сможем уйти от долгого и нерационального способа вычисления путем присчета и отсчета по одному, ребенок станет легко решать любые примеры с двузначными числами.

Системный подход к изучению математики — безусловное достижение Зайцева. Предлагаемая им методика, основанная на системе таблиц, погружает ребенка в мир чисел и наглядно показывает ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами и какие действия можно с ним совершать. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3—4 лет, но ее также можно использовать и для учеников начальной школы.

Пособия Зайцева подходят всем детям — «быстрым» и «медленным», слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих методик.

Таблицы-тренажеры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала. С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета. Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Непременным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах. Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров. Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее с опорой на нее работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Как показывает широкая апробация, через 15— 20 часовых занятий дети 4—5 лет начинают читать, а также складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К 6—7 годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80—90 % детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов. Кроме того, методики Зайцева позволяют экономить учебное время при изучении грамматики, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

Свидетельством их доступности являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувер- нерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Николая Зайцева, как утверждают его сторонники, является надежным средством проверки знаний. Дети наиболее полно реализуют себя в интеллектуально-игровой деятельности, а потому через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто. Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — «быстрые», — так и «медленные», требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования. Чем раньше это будет выявлено, тем больше будет шансов исправить ситуацию.

Похожие статьи:

Стратегии эмоционального воспитания

Как обучать ребёнка чтению?

Обучение детей чтению с помощью пособий Николая Зайцева

Обучение детей через игру в кубики

Палочки «Кюизенера» в работе с дошкольниками

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!