Кроме основополагающих принципов воспитания Уильям и Марта Серз предлагают множество развивающих игр, способствующих укреплению мелкой моторики и координации движений, — к примеру, формированию так называемого «пинцетного захвата», который заключается в том, чтобы ребенок из кучки мелких предметов выбирал один, а не сгребал их обеими руками.
После полугода ребенок начинает брать предметы одной рукой, а не двумя: глаза, носы и волосы любящих родителей — все поле его зрения и хватательных движений. Родное дитя подходит к делу с исследовательским задором: сначала осторожно ощупывает кончиком пальца предмет или часть лица, а затем бьет ручкой — моторика еще слабая, ребенок не может координировать точечные усилия.
С наибольшим интересом во втором полугодии жизни дети выясняют взаимоотношения предметов друг с другом: как большие игрушки соотносятся с маленькими и как маленькие предметы можно положить в большие. Совершенствование навыков рук и пальцев позволяет ребенку выдумывать различные комбинационные игры с игрушками — стучать одной по другой, нагромождать их в кучу и (самое любимое занятие) наполнять и опустошать те или иные емкости.
Умение манипулировать одновременно двумя игрушками открывает для малыша практически бесконечные игровые возможности. Можно дать ребенку большое пластиковое ведерко или обувную коробку и посмотреть, как он постарается наполнить эти контейнеры всем, что попадется под руку.
Теперь посмотрим, как малыш совмещает кубик и контейнер. Его разум и руки работают вместе, придумывая, как положить кубик в коробку и, конечно же, как его оттуда вынуть.
Поиграв таким образом, ребенок начнет трясти кубик в контейнере, получая огромное удовольствие от раздающегося при этом звука. Выражение его лица при этом внимательное и сосредоточенное, ему необычайно интересно все, что делается руками.
Любопытное наблюдение: ребенок переживает одиночество особенно остро, когда двигается. Некоторые дети, научившись ползать, поминутно оглядываются: следит ли за ними мать? Освоив очередной навык, они могут ощутить смутную тревогу: вдруг я убегу, а мамы не будет? Как будто разум догоняет тело — непоседливое тельце уже убежало, а голова сомневается: правильно ли я делаю, не исчезнет ли привычный мир за спиной?
Серзы рекомендуют не беспокоиться о перспективе воспитать ребенка чрезмерно зависимым от родителей. Наоборот, зная, что они рядом, малыш не будет испытывать страх одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя независимо.
Книги Уильяма и Марты Серз в основном адаптированы для американского читателя, а потому, вероятно, не все советы подходят к нашей действительности. Да это и не так важно: пусть подобных методик будет как можно больше — хороших и разных. К сожалению или к счастью, их не бывает много, да и читают их далеко не все молодые мамы. Этот пробел легко восполнить, если пробудить у родителей желание следовать разумным советам, которые наверняка принесут пользу и взрослым, и детям.
➣ Нет и не может быть одного-единственного рецепта, как растить ребенка, точно также как нет идеальных детей, и, поверьте, нет идеальных родителей, есть только люди, которые хорошо изучили особенности поведения детей и стали более опытными, чем вы. Быть родителями — значит все время учиться ими быть. (У. и М. Серз)
Мы выбрали домашнюю систему воспитания ребенка П.В.Тюленева - МИР ребенка. С двух недель с ребенком новорожденным начали заниматься "Пальцематикой" по системе методов П.В. Тюленева по воспитанию и обучению с зачатия. Всё самое необходимое для занятий с грудничком нашли в книге: "Читать, считать ... - раньше, чем ходить" (1996 г.) по раннему развитию детей. Теперь в возрасте 1 года печатаем на компьютере. Записались в программу "Каждой семье - одаренных детей" и общаемся теперь с такими же родителями и детками из Германии, Франции и США...