Домашнее воспитание детей
Вопросы о воспитании, витающие в воздухе
Даже родители, с энтузиазмом принимающие метод Серзов, порой бывают смущены тем, что он расходится с привычными установками типа «нельзя портить детей». Вот некоторые из вопросов, которые Уильяму и Марте задают чаще всего.
— Стиль сближения, по-видимому, отнимает много сил. Так ли это?
— Предлагаемая модель воспитания может показаться сложной, но на самом деле это наиболее естественный и простой стиль жизни семьи, в которой появился новорожденный. Разумеется, удел родителей — отдавать, чтобы дети брали и воспринимали. Но одаривание должно быть взаимным. Чем больше мы отдаем ребенку, тем больше он отдает нам. Мы радуемся общению с малышом и постепенно набираемся опыта. Ведь ребенок вовсе не пассивный партнер — он активно формирует наше отношение к себе, помогает принимать мудрые решения, по мере того как мы учимся распознавать подаваемые им сигналы.
Существует и биологическое объяснение взаимодействия матери и ребенка. Когда мать кормит младенца грудью, он насыщается и чувствует себя комфортно. Акт сосания, в свою очередь, приводит к высвобождению гормонов, влияющих на поведение матери. Причина, по которой ребенок засыпает после кормления, установлена совсем недавно. Оказалось, что молоко содержит вещество, вызывающее сон. Когда малыш сосет грудь, у матери вырабатывается больше гормона пролактина, который оказывает успокаивающее действие на обоих. Получается, что мама усыпляет малыша, а он — маму.
Самое сложное чувство, нередко возникающее у родителей: «я не понимаю, чего он хочет» или «я уж и не знаю, что еще попробовать». Если вы чувствуете, что понимаете своего ребенка и умеете строить свои отношения с ним, вы легче несете груз родительских забот и можете расслабиться. Ощущение связи с малышом приносит огромное удовлетворение.
Наш метод сближения помогает наилучшим образом добиться желаемого. Действительно, он требует терпения и выдержки, но результаты стоят того! Если правильно начать, то дальше пойдет легче; это относится не только к периоду младенчества, но и к годам детства и даже к подростковому возрасту. Способность «читать» желания ребенка и откликаться на них перерастает в способность как бы «проникать внутрь его» и смотреть на вещи его глазами. Если действительно знать своего ребенка, он доставит меньше хлопот в любом возрасте.
— Не вырастет ли ребенок избалованным, если часто держать его на руках, не давать плакать, кормить, когда он захочет, и даже спать вместе с ним?
— Нет! Опыт свидетельствует об обратном. Наш метод, заключающийся в постоянном поддержании связи с ребенком, воспитывает его независимое поведение. Он предполагает, что родители будут правильно реагировать на подаваемые ребенком знаки, тогда как «портит» малыша неправильное реагирование. Теория «испорченных» детей появилась, когда педагоги решили, что если подолгу держать малыша на руках, кормить, когда ему захочется, и удовлетворять его желания, то вырастет баловень, который будто бы всю жизнь будет висеть на шее у родителей. Такая теория не имеет под собой никакой научной основы, ее породили неоправданные страхи и личные мнения.
В одном из экспериментов наблюдались две группы родителей и их детей. В одной группе постоянно поддерживалась тесная связь родителей с детьми, вдумчивое, внимательное отношение к их нуждам. В другой группе были дети, которых воспитывали в строгости: соблюдали режим, меньше внимания обращали на сигналы, подаваемые детьми, реакция на них не была интуитивной, естественной. Эксперимент проводили в течение года. В какой же группе к концу срока наблюдения дети оказались более самостоятельными? В первой, где их контакт с родителями был более тесным. Ученые, наблюдавшие детей старшего возраста, также заключают, что теория «испорченных» детей абсурдна. Ребенок должен пройти через стадию здоровой зависимости, чтобы позднее обрести уверенность и самостоятельность.
— Как взаимная привязанность способствует развитию самостоятельности?
— Исследования показали, что младенцы, постоянно поддерживающие связь со своими мамами в течение первого года жизни, легче переносят разлуку с ними, когда становятся старше. Сначала ребенок ощущает себя неразрывно связанным с матерью, затем он отдаляется от нее, становится самостоятельнее, начинает изучать окружающий мир, но при этом он по-прежнему хочет чувствовать себя в безопасности.
В непривычной ситуации ребенок, сохраняющий контакт с матерью, смотрит на нее и ждет знака, поощряющего его к активным действиям, к исследованию нового. В следующий раз, когда начинающий ходить ребенок окажется в сходной ситуации, он почувствует себя способным обойтись без поддержки матери. То, что мать всегда рядом и готова помочь, придает уверенность и помогает малышу полагаться на свои силы, что в итоге и приводит к развитию самостоятельности. Короче говоря, ребенок, поддерживающий связь с матерью, привыкает доверять, а чувство доверия способствует самостоятельности.
— Если следовать методу сближения, не начнет ли ребенок командовать родителями?
— Дело в том, что ребенку необходимо внимание, а не контроль. Все просто: дитя, взывающее к родителю, которому оно доверяет, получает помощь. Взрослый отвечает ему. Это связь, а не управление. Реагируя на призывы малыша, родители учат его доверять им. Впоследствии это облегчает воспитание ребенка. Если младенец плачет, надо поступать так, как подсказывает сердце. Не мудрствуйте лукаво: «Должна ли я брать малыша на руки? Не испорчу ли я его? Не станет ли он командовать мной?» Просто берите его на руки. Со временем мы начнем лучше понимать, почему малыш плачет и что нужно для него сделать.
Мать не должна превращаться в страдалицу: ребенок затронул струну материнских чувств — и она тут же вскакивает. Так как любящие родители и находящийся в неразрывной связи с ними ребенок взаимодействуют очень чутко, время ответной реакции родителей на его поведение постепенно увеличивается. Мать дает понять подрастающему малышу, что он не нуждается в мгновенном удовлетворении желаний.
Метод сближения вовсе не означает всепрощения или чувства собственничества. Мать, которая ведет себя подобно наседке, боясь позволить ребенку то одно, то другое, тормозит его развитие. Правильно понятый стиль сближения способствует развитию ребенка и обеспечивает необходимое равновесие.
— Как стиль сближения влияет на отношения с ребенком?
— Матери, воспитывающие детей по нашей системе, говорят об энергии, которая возникает между ними и ребенком, — энергии мыслей и чувств. Она помогает найти верное решение в нужное время и правильно ответить на вечный вопрос: «Что мне теперь делать?» Гибкость подхода к воспитанию помогает приспосабливаться к изменяющемуся поведению растущего ребенка.
Важно постоянно корректировать свое поведение. К примеру, восьмимесячный ребенок вовсе не нуждается в том, чтобы на его плач реагировали так же, как на плач младенца восьми дней от роду (конечно, если только он не поранился или не испугался).
Взаимодействующая пара зеркально отражает чувства друг друга. Малыш видит себя глазами своей матери. Мать возвращает ребенку тот поток чувств, которые он посылает ей — и значит, самому себе. Такое общение помогает лучше воспринимать ребенка. Еще одно преимущество — взаимная обостренность
чувств, обращенных друг к другу. Мать лучше чувствует своего ребенка, а он — ее.
— А что дает метод сближения детям?
— Стиль сближения улучшает поведение. Дети меньше плачут, они менее раздражительны и беспокойны. Это и понятно: ребенок, которому комфортно, и ведет себя хорошо. Сигналы, которые он подает, находят отклик. Он ощущает постоянную связь с родителями. Он чувствует их любовь. Он доверяет.
Стиль сближения ускоряет развитие. Если ребенок не плачет, у него больше времени для развития и познания нового. В течение последних 20 лет мы наблюдали матерей и детей в действии и взаимодействии. И постоянно поражались, как уравновешенны дети, которых носят в лоскутном держателе, кормят грудью не по графику, а сообразуясь с их желаниями. Они лучше себя ведут, чувствуют и развиваются.
Мы считаем, что неразрывная связь с родителями вызывает у малыша состояние спокойной готовности к взаимодействию или познанию окружающей действительности. В таком состоянии он лучше способен впитывать новое, не раздражается. Это благотворно влияет на физиологические процессы, протекающие в организме. Энергия, не растраченная на хныканье, используется для роста, развития и взаимодействия с окружающим миром. Можно сказать, что такие дети полностью раскрывают свои возможности.
Стиль сближения развивает интеллект. Воспитание по этому методу дает пищу для развития ума.
Многие современные исследования подтверждают, что мощным усилителем развития мозга является система «родители—ребенок» и правильная реакция взрослых на подаваемые ребенком сигналы. Ускоренное развитие умственных способностей происходит из-за поступления в мозг правильной информации на том этапе жизни ребенка, когда его мозг особенно нуждается в пище. Одобряя поведение ребенка, когда он спокоен, внимателен и готов откликаться на явления окружающего мира, родители создают условия, которые помогают ему развиваться более интенсивно.
Таким образом, решающее влияние на интеллектуальное развитие ребенка оказывает единственный фактор — насколько мать восприимчива к сигналам, которые подает малыш. И еще одно: ребенка делает хорошим отношение к нему, а не вещи, приобретаемые для него.
— Как же тогда быть с режимом?
— Лучше использовать вместо жесткого слова «режим» более гибкую концепцию заведенного порядка или даже нечто еще более расплывчатое, передаваемое словом «гармония». Чем больше мы прислушиваемся к своему ребенку и откликаемся на его нужды, тем проще перейти к привычному порядку, удобному для обоих.
— Не утомительно ли для матери постоянно нянчиться с ребенком?
— Матерям необходимо время от времени отдыхать от малыша. Поэтому так нужна помощь отца и других членов семьи, которым можно доверить свое чадо. Но при воспитании, предусматривающем стиль сближения, матери ощущают не безмерную усталость, а неразрывную связь с ребенком. Матери, следующие нашим рекомендациям, так описывали свои чувства: «Я чувствую себя все время на связи со своим ребенком»; «Мне хорошо, когда я с ним, и плохо, если мы не вместе»; «Я чувствую такую наполненность!»
— Метод сближения предъявляет высокие требования к матери. Но здесь возможны и ошибки...
— Мы все делаем ошибки, но метод сближения сводит их влияние к минимуму, потому что связь между родителями и детьми все время сохраняется. Кроме того, дети, постоянно поддерживающие связь с родителями, жизнерадостны, и это облегчает бремя материнства, ослабляет чувство сомнения родителей: «Все ли я делаю, что могу?» Здоровое чувство вины надо использовать для принятия правильных решений. Метод сближения развивает интуицию, чуткость к внутренним сигналам, которые помогают делать правильный выбор.
— Должна ли мать, воспитывающая ребенка по методу сближения, оставить работу?
— Воспитание по методу сближения, конечно, легче для неработающей матери, но это не является обязательным условием. На практике такой стиль воспитания больше пользы приносит матерям, которые на несколько часов в день должны покидать своих малышей. Он позволяет проводить с ребенком большую часть свободного от работы времени и быстро восстанавливать связь с ним после разлуки.
— Существуют ли семейные обстоятельства, при которых стиль сближения особенно желателен?
— Этот метод воспитания детей грудного и раннего возраста помогает, когда малыши нуждаются в особой заботе или когда семейные обстоятельства требуют минимума родительской интуиции. Лучше всего он помогает родителю, вынужденному воспитывать детей в одиночку, так как этот метод решает проблему дисциплины.
Наш метод воспитания позволяет соизмерять уровень родительской самоотдачи с тем, что нужно ребенку. В результате каждая сторона оказывается в выигрыше. Родителям капризного ребенка, не сумевшим наладить тесный контакт, приходится очень и очень нелегко.
— Какими вырастают дети, воспитанные по методу сближения? Какие личностные качества они приобретают?
— Не стоит делать скоропалительных выводов о своей вине или своих заслугах, оценивая достоинства и недостатки выросших детей. Становление личности происходит под влиянием множества факторов. Воспитание по методу сближения в первые годы жизни играет большую роль в формировании личности и увеличивает шансы на успех.
С течением времени не только дети, воспитанные по методу сближения, достигают успехов, но и их родители меняются в лучшую сторону. Прежде всего, они быстрее обретают уверенность в себе, мыслят независимо, ищут новые подходы, пока не находят то, что работает на них, на детей, на их образ жизни.
Время от времени желательно проводить «инвентаризацию» методов воспитания, сохраняя то, что помогает, и отказываясь от приемов, которые не дают результатов. Кроме того, приемы, срабатывавшие на одной ступени развития, могут не подходить для другой. Например, некоторые дети вначале лучше спят в постели с родителями, но позднее становятся беспокойными, и тогда их следует укладывать отдельно. Другие малыши вначале лучше спят одни, но позже у них появляется потребность спать с родителями.
Для внимательных родителей сами дети служат барометром, показывающим, что им нужно делать, над ними не довлеют стереотипы. Родители, исповедующие стиль сближения, получают больше радости от воспитания детей. Они организуют свою жизнь, как им удобнее, и естественным образом включают в нее воспитание ребенка.
Можно обратить внимание еще на одно качество, которое отличает родителей, принимающих метод сближения, и их детей, — это повышенная восприимчивость. Она пронизывает все стороны жизни, будь то профессиональная деятельность, семейные торжества, общественные обязанности или игры. Воспитанные по этой системе дети, подрастая, становятся внимательными к окружающим. В подростковом возрасте они болезненно воспринимают социальную несправедливость и пытаются что-то изменить.
Такие дети вырастают деятельными людьми, стремящимися сделать мир лучше.
Способность на глубокие чувства — еще одно качество, отличающее этих детей. Их научили привязываться к людям, а не к вещам. В нашем мире, среди машин и техники, они остаются тонко чувствующими людьми. Малыши, выросшие «на руках», привыкают к общению. Подрастая, они многое берут из межличностных отношений; больше шансов, что они и в дальнейшем будут способны на полноценное общение, а став взрослыми, будут хорошими супругами, способными сопереживать. Ребенок, выросший в атмосфере неразрывных связей с родителями, умеет любить и ценить любовь других.
— Легче ли приучить к дисциплине детей, все время находящихся в контакте с родителями?
— Дисциплина легче дается родителям и детям, находящимся в тесном контакте. Чуткое отношение к детям позволяет родителям проникать в их души и видеть мир их глазами. Вот пример. Одна из распространенных проблем, с которой сталкиваются родители подрастающих малышей, — это вспышки раздражительности в моменты, когда ребенку говорят, что надо заканчивать игру. Самый лучший метод в таких случаях — предложить малышу сказать каждой игрушке «до свидания».
Приучать к дисциплине — не значит навязывать что-то, это значит менять ребенка изнутри, другими словами, создать такие отношения, которые можно выразить одним словом — доверие. Ребенка, который доверяет лицу, имеющему на него влияние, легче приучить к дисциплине. Человеку, хорошо знающему малыша и являющемуся для него авторитетом, проще добиться от него дисциплинированности. Родители, которых связывают с ребенком близкие отношения, лучше отдают себе отчет в том, чего хотят они, и способны представить себе, какими хочет их видеть малыш. Ребенку в этом случае легче вести себя правильно.
Плохо, когда между родителями и детьми устанавливается дистанция. Родителей раздражает, что их усилия не дают результатов, они начинают действовать методом проб и ошибок, хватаясь за рекомендации самых разных авторов, а это приводит к еще большему отдалению. Дети при этом сопротивляются, они не доверяют взрослым, у них портится настроение. Постарайтесь установить доверительные отношения с ребенком — в этом истоки его дисциплинированного поведения.
Один из наиболее важных отдаленных во времени результатов воспитания по методу сближения связан с моделированием поведения. Важно помнить, что мы растим чьих-то будущих мужа или жену, отца или мать. Вероятнее всего, наши дети, став взрослыми, будут поступать так, как их воспитали.
Татьяна
|
Мы выбрали домашнюю систему воспитания ребенка П.В.Тюленева - МИР ребенка. С двух недель с ребенком новорожденным начали заниматься "Пальцематикой" по системе методов П.В. Тюленева по воспитанию и обучению с зачатия. Всё самое необходимое для занятий с грудничком нашли в книге: "Читать, считать ... - раньше, чем ходить" (1996 г.) по раннему развитию детей. Теперь в возрасте 1 года печатаем на компьютере. Записались в программу "Каждой семье - одаренных детей" и общаемся теперь с такими же родителями и детками из Германии, Франции и США... |