Космическое путешествие. Интеллектуальная игра

Турнир всезнаек в школе

Ведущий. Дорогие друзья! Может быть, вы никогда не хотели летать, не мечтали стать космонавтом, никогда не интересовались, что происходит там - в небе, в космосе. Все равно, наверняка, вы любите познавательные игры, соревнования, конкурсы. И сегодня мы предлагаем вам совершить увлекательное космическое путешествие. Загадочный мир звезд, планет с давних пор притягивал внимание людей. Мир звезд чрезвычайно разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Самые горячие из них - голубого цвета. Наше Солнце принадлежит к менее горячим - желтым звездам. Некоторые звезды красноватые - они сравнительно холодные. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды- карлики. Самые яркие звезды - Сириус, Вега, Полярная звезда. И вот наш корабль над необыкновенной, загадочной планетой. С высоты нашего полета видны равнины, возвышенности, горы, реки, озера и моря, а также холодные арктические пустыни, теплые субтропики. Огромные территории, покрытые лесами, жаркие безводные пустыни с плодородными оазисами. Богат растительный и животный мир этой планеты. На этой планете более 200 государств. Они различны по величине территории и очертаниям государственных границ. Что это за планета? Верно. Земля.

1-й конкурс. Географическая одиссея. Определите страну.

1. Одно из толкований древнего названия - это Ямато - путь гор. И, действительно, это прежде всего страна гор. Она изобилует конусами вулканов и без конца содрогается от землетрясений. Жители поклонялись предметам и явлениям окружающего мира, из чувства благодарности природе. За то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще была ласковой и щедрой.

Что это за страна? (Япония)

Подсказка. Западному миру она впервые стала известна со страниц книги Марко Поло как Страна восходящего солнца.

2. Это древнейшее в мире государство, занимающее площадь, равную площади Европы. На территории расположено самое высокое нагорье нашей планеты... Одно из высочайших плато Земли, сложенное уникальными толщами леса. По ее территории протекают две самые длинные реки Азии. Необычная флора страны насчитывает более 30 тыс. видов растений, большинство из которых встречаются только здесь. (Китай)

3. Эта страна внесла огромный вклад в европейскую культуру, особенно в эпоху Возрождения. Ее географическое положение на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком играло большую роль от античных времен до наших дней? (Италия)

2-й конкурс. Определите, кому из известных людей поставлены памятники.

1. Он стал царем, т. е. императором, когда ему было чуть больше 17 лет. Коротко нельзя перечислить все славные деяния его, давшие ему название Великого, скажем только, что он первый дал толчок к тому, чтобы Россия стала могущественной страной (державой). {Петр I.)

2. Трудно поверить, но 500 лет назад люди еще спорили, плоская Земля или круглая. Но если Земля - огромный шар, то попасть на Восток, например в богатую Индию, можно, отправившись на Запад. За эту задачу взялся моряк из итальянского города Генуи. Он убедил испанских короля и королеву. Они снарядили для этого плавания три корабля. Плыли долго, почти месяц. На кораблях начался бунт, но тут юнга закричал долгожданное: «Земля». И вскоре корабли подошли к лесистому острову. К изумленным морякам вышли смуглые люди. Кто этот мореплаватель? (Христофор Колумб.)

3. Это великий полководец. Вся его жизнь прошла в боях и походах. Военные изучают его снаряжения, на их примере учатся побеждать. Он в солдатах воспитывал патриотизм, человеческое достоинство, храбрость, находчивость. Он любил говорить: «Смерть бежит от сабли и штыка храбрых», «Испуг - наполовину побежден». (Суворов.)

3-й конкурс. Черный ящик.

1. Появились они впервые на Древнем Востоке. Первое упоминание о них относится к VI веку. Существует легенда, что их изобрел один индийский мудрец для своего господина. Однако не может быть сомнения, что это изобретение родилось в одной голове: в него вложен труд многих народов. Это слово можно перевести так: «Смерть королю противника». (Шахматы.)

2. Любому продукту можно найти замену, даже хлебу. Это - единственный продукт, который нечем заменить. Медики установили, что в организме без нее нарушается обмен веществ, живое существо, не получая ее, гибнет. К счастью, природа достаточно запасла этого продукта. Ее добывают издавна в Донбассе, Казахстане, на Урале, в других местах. А также из высохших или самосадочных озер со дна, например, из озера Эльтон. (Соль.)

3. Его возделывают несколько тысячелетий в Юго-Восточной Азии. Его Родина - Индия и Индокитай. Еще воины А. Македонского видели, как индийцы выращивали его на грядках. Возделывают его при искусственном орошении и в России (в низовьях Волги, в Приморском крае), а также Казахстане, Средней Азии. В этих регионах достаточно жаркое лето для этого теплолюбивого растения, а воду для орошения берут из рек. Его сеют во влажную почву. Когда растения подрастут до высоты 15-20 см, поля затопляют водой, но так, чтобы верхняя часть растений была под водой. (Рис.)

Работа с залом.

1. Назовите денежную единицу:

США

Великобритании

Германии

Японии

Италии

доллар

фунт стерлингов

марка

иена

лира

2. Что выпускает КамАЗ? (Грузовые автомобили.)

3. Что выпускает фирма «Адидас»? (Спортивную одежду.)

4. Что такое СКВ? (Валюта.)

4-й конкурс.

Наши предки верили, что в деревьях заключены какие-то магические силы. Остается лишь удивляться интуиции наших предков, ведь они поняли это, еще не имея арсенала научных знаний, которые существуют в нашем распоряжении. Поистине деревья являются самыми главными созданиями живой природы. Человеку только кажется, что он царь. Именно деревья связывают нас с космосом, они черпают оттуда запасы энергии и перекачивают ее в биосферу.

1. Тропическое дерево: толщина достигает 45 м, отличается долголетием, живет до 5 тыс. лет. (Баобаб.)

2. Стволы этого самого высокого на Земле дерева достигают в высоту более 100 м, а в диаметре 6-10 м. Живут деревья до 2 тыс. лет. Возраст некоторых экземпляров до 4 тыс. лет. Районы распространения: Северная Америка, Южный берег Крыма, Западное Закавказье. (Секвойя.)

3. Эти растения удивительны тем, что выполняют роль естественных насосов. Высаженные в заболоченных местах, они способствуют их осушению. Из-за ценной древесины и возможности быстрого роста их разводят почти во всех странах субтропического и тропического поясов. Их родина - Австралия. Произрастает также па Черноморском побережье Кавказа. (Эвкалипт.)

5-й конкурс. Танцевальный.

Ведущий. Сейчас вы увидите танцы разных народов. Ваша задача - определить, какую страну они представляют.

6-й конкурс.

Ведущий. На нашей планете происходят странные явления. Попытайтесь раскрыть суть этих явлений.

Используется принцип игры «Альтернатива».

1. Долгое время, пока этому явлению не было найдено объяснение, оно вызывало суеверный страх у людей. Вместо обычного, каким мы привыкли его наблюдать, на землю выпадал кровавый дождь или цветной снег. (Сильные ветры, возникающие чаще всего в африканских и азиатских пустынях, поднимают в воздух огромное количество пыли, леса, песка и уносят на сотни и тысячи километров. Цветная пыль, образуя ядра конденсации, выпадает вместе с дождем или снегом, окрашенным в различные цвета.)

2. Во время такой ночи освещенность небесного свода даже в полночь близка к вечерней, и наступающие сумерки не сгущают и не усиливают темноты. Описание ее есть в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Что это за ночь? (Белая ночь.)

3. Одна из жительниц небольшого аргентинского городка так рассказала о том, что произошло 10 января 1973 г.: «Я думала, что мой муж сошел с ума, потому что он вдруг закричал: «Смотри-ка, корова летит по воздуху». Я обернулась и обомлела. Действительно, по воздуху летела корова. Она упала в метрах 30 от нас». Следствием какого грозного явления природы могло стать описанное выше событие? (Это был самый разрушительный смерч за всю историю Аргентины. В США и Мексике его называют «торнадо».)

7-й конкурс.

Ведущий. А теперь разговор о времени. Каким образом можно определить время на Земле, не имея часов? Командам предлагается рассказать о принципе действия часов.

1. В Древнем Риме прохожий, которому я задал этот вопрос, указал на столб посреди круглой площадки, Солнце, двигаясь от восхода к закату, передвигало и тень от столба, которая служила стрелкой солнечных часов.

2. В Древнем Египте время измеряли водой. Водяные часы - большая чаша с маленькими отверстиями в дне и специальными делениями на внутренней поверхности. Медленно вытекая, вода приоткрывала очередное деление - указатель определенного часа. Гак один за другим текли часы. (В Древней Греции водяными часами отмеряли время, необходимое для произнесения обвинительных и защитных речей на суде. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежит коза, то в чашу весов наливали немного воды, т. е. заводили их ненадолго. Если же решалась судьба человека, то чашу наполняли до краев. А про болтливого судью говорили: «В его речи много воды».)

3. В XIII веке в Западной Европе вместо воды попробовали использовать песок. И получились «песочные часы». Когда весь песок из верхней колбы высыпался в нижнюю, часы переворачивали «вверх ногами», и они снова начинали отмерять очередной кусочек времени. Иногда человек носит песочные часы с собой, пристегнув их к ноге, чуть ниже колена. Лучший песок для часов - из толченого мрамора.

8-й конкурс. Языковой.

Ведущий. Вы услышите запись песен на разных языках. Вам необходимо определить, на каком языке исполняется песня.

9-й конкурс. Театр моды.

Ведущий. Нам хорошо видно, что люди на этой планете уделяют много внимания своей одежде: сейчас вы посмотрите, что модно в этом сезоне, а команды получают задание - одеть сказочных персонажей. Им раздадут картонные силуэты (контуры) сказочных героев Незнайки и Буратино. С помощью цветной бумаги необходимо воссоздать костюмы этих героев. Буратино был одет в коричневую бумажную курточку, штаны ярко-зеленого цвета и шапочку с кисточкой из старого носка. Незнайка был одет в желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком и голубую шляпу.

После выявления победителей — награждение призами.

Похожие статьи:

Игра «Умники и умницы» для 7 класса

Игры по астрономии для школьников 6-7 класса

Игры по ПДД для учащихся 5-7 классов

Спортивная игра – эстафета для школьников 6-7 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!