Классный час «День конституции», 7 класс

Разработка классного часа на тему «12 декабря - День конституции»

Цели: познакомить учащихся с правами и обязанностями, записанными в Конституции РФ; учить аргументированно высказывать свое мнение; воспитывать уважение к российскому законодательству.

Оформление: несколько брошюр с текстом Конституции РФ, плакат на доске, фломастеры красного, синего, зеленого цвета или цветные листы на ватмане (красного, синего, зеленого цвета).

Предварительная подготовка: учащиеся поделены на 4 группы, выбраны участники инсценированной беседы - ученый в шляпе бакалавра, девочка и мальчик; подготовлены 4 таблички: «Личные права», «Политические права», «Социально-экономические права», «Духовные права».

Ход классного часа

I. Вступительная беседа по теме.

- Что такое Конституция?

Конституция - это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан.

- Зачем она необходима в стране?

Конституция - основа всего законодательства государства, то есть все законы, правила, кодексы должны строиться на основе Конституции, не противоречить ей.

- Кто, согласно Конституции, создает в нашей стране законы?

Проект закона обсуждается депутатами в Государственной Думе, затем его рассматривают члены Совета Федерации и только потом свою резолюцию ставит Президент России.

(См. также дополнительный материал)

II. Знакомство с главами Конституции РФ (инсценированное представление).

Участники: ученый Платон Сократович, ученица Маша, ученик Ваня.

Ученый Платон Сократович. Конституция рассказывает о той системе власти, которая существует в нашей стране. Например, если вы откроете главу «Федеральное Собрание», то узнаете, как создаются законы в нашей стране, кто может стать депутатом Государственной Думы, какие вопросы рассматривают депутаты Государственной Думы.

Ваня. А о чем глава «Правительство РФ»?

Ученый Платон Сократович. Правительство - это так называемая исполнительная ветвь власти. Эта глава посвящена министерствам, которые возглавляются Председателем Правительства (премьер-министром). Министерства могут быть разные, например: Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство финансов.

- Какие министерства нашей страны вы еще знаете?

Ребята. Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство иностранных дел...

Маша. Я поняла! А в главе «Судебная власть» рассказывается о работе суда и о том, кто может быть судьей, каковы его полномочия.

Ученый Платон Сократович. Ты абсолютно права. Только в Конституции РФ речь идет о разных судах. Например: Конституционный суд - это специальный суд, созданный для судебной охраны Конституции, он разъясняет статьи конституции, решает споры о соответствии законов и постановлений Конституции РФ;

Арбитражный суд - рассматривает дела, связанные с коммерцией, с предпринимательством, а также со спорами предприятий и организаций;

Верховный суд - высший суд всей Российской Федерации, в нем рассматриваются наиболее важные и сложные дела. Ему подчиняются республиканские, областные, городские, автономные суды.

Ваня. А я знаю даже телевизионную передачу, которая рассказывает о работе суда - «Час суда» с Павлом Астаховым.

Ученый Платон Сократович. Какие телепередачи о деятельности судов, о работе других правоохранительных органов вы еще знаете? Назовите их. («Федеральный судья», «Человек и закон», «Честный детектив», «Криминальные хроники», «Час суда. Дела семейные», «Вести. Дежурная часть» и др.)

Ваня. А глава «Президент РФ» рассказывает о В. В. Путине?

Ученый Платон Сократович. Не совсем. Эта глава посвящена должности президента. В главе «Президент РФ» можно познакомиться с полномочиями президента, выяснить, с какого возраста можно баллотироваться на пост президента и какая на него возлагается ответственность.

Маша. И все-таки я не пойму. Ведь территория нашей страны такая огромная, как могут президент, правительство знать, что кому нужно и какие проблемы возникли в той или иной области, республике и т. д.?!

Ученый Платон Сократович. А вот для этого существует местное самоуправление - это самостоятельное решение населением местных дел и проблем. Наша страна действительно очень велика, поэтому она поделена на субъекты Федерации, а они, в свою очередь, - на муниципальные образования.

Ваня. Как на этой схеме?

Читает:

Ученый Платон Сократович. А теперь давайте вместе с ребятами определим, в каком субъекте Федерации и в каком муниципальном образовании мы с вами проживаем.

Ребята определяют вместе с Машей и Ваней.

III. Знакомство с правами человека.

Маша. Существует ли глава в Конституции о гражданах РФ?

Ученый Платон Сократович. Конечно. Такая глава есть в Конституции РФ. Она называется «Права и свободы человека и гражданина». Она самая большая по количеству статей.

Маша. Я знаю, что такое «права человека»!

Читает на плакате:

Права человека — это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

- Да, но что такое свободы?

Ученый Платон Сократович. Давай спросим об этом у ребят.

Ребята дают свои определения.

Ученый Платон Сократович. Некоторые права имеют названия «свободы», поэтому иногда говорят: «права и свободы». А теперь давайте узнаем, на какие группы делятся права и свободы граждан.

Личные права человека - такие права, которые принадлежат человеку с рождения, - свобода и равенство, право на жизнь, на уважение человека, неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, переговоров и личной информации, свобода передвижения, свобода совести или вероисповедания, свобода мысли и слова, право на справедливый суд и другие права.

Политические права человека - такие права, которые принадлежат, как правило, только гражданам конкретного государства - право на участие в управлении этим государством, избирательное право, право на обращение в государственные органы, право на проведение мирных митингов, демонстраций, шествий, пикетирования; право на создание профсоюзов, партий и других организаций.

Ваня. Я знаю! Все эти права завоевывались ценой крови и человеческих жизней. Поэтому мы их обозначим красным цветом. А еще их называют правами первого поколения.

Подписывает на красном листе: «Личные и политические права».

Социально-экономические права - к ним относятся: свобода труда и предпринимательства, право на жилище, на частную собственность, на семью, на здоровье, право на труд и на отдых.

Культурные права - право на образование, свободу творчества, право на пользование культурными ценностями и другие права.

Ученый Платон Сократович. Эти права записаны во многих международных документах, конвенциях, декларациях ООН. Их можно обозначить синим цветом - цветом Организации Объединенных Наций. Их называют правами второго поколения.

Маша подписывает на синем листе: «Социально-экономические и культурные права».

Ученый Платон Сократович. А я хочу добавить о правах третьего поколения - это самые молодые права - права народов. Их обозначают зеленым цветом. {Ваня пишет на зеленой бумаге «Права народов».) Это право на национальную культуру, язык, право на национальное государство, свободное от порабощения, право на природные богатства, на равноправное участие в научно-техническом прогрессе и в международной торговле, а также права народов на мир, безопасность, экологически чистую планету - чистый воздух, реки, моря, земли.

Учитель. А теперь давайте выясним, как вы запомнили эти права. Пусть каждая группа цветными фломастерами соответствующего цвета запишет несколько прав того или иного поколения на своих листочках (у доски, на ватмане).

Ребята выполняют задание.

IV. Работа с текстом Конституции РФ.

Учитель. Итак, с правами разобрались. Поговорим об обязанностях. Они также прописаны в Конституции РФ.

— Какие обязанности вы выполняете дома? в школе?

Задание: во второй главе Конституции РФ, просмотрев статьи 17-64, найдите конституционные обязанности граждан нашей страны. Ученый Платон Сократович вручит диплом знатока конституционных прав и обязанностей той команде, которая найдет как можно больше обязанностей человека и как можно быстрее.

Ребята выполняют задание.

V. Проверка выполнения задания.

Подводится итог работы по группам.

Статья 38: забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 44: каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 57: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59: защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

VI. Анкета социологического опроса.

Учитель. Итак, мы познакомились с понятиями «права», «свободы», «обязанности», теперь настало время провести социологический опрос. А ученый Платон Сократович мне в этом поможет. Вам необходимо заполнить анкету.

Примечание. Можно заполнять индивидуально или по группам, на усмотрение учителя.

Анкета социологического опроса

«Права и обязанности человека в России»

1. Какие, на Ваш взгляд, три самые важные проблемы стоят перед человеком в России?

1) ________________

2) ________________

3) ________________

2. Как Вы считаете, что важнее: исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? (Обведите кружочком номер того варианта ответа, который кажется Вам наиболее правильным.)

1) Исполнять свои обязанности.

2) Требовать соблюдения своих прав.

3) И то и другое одинаково важно.

4) Другое {впишите, что именно) ________________

3. Какие права и обязанности человека наиболее важны?

                                                               Права                    Обязанности

для Вас

для Вашей семьи

для Вашей школы

для страны

4. Как Вы считаете, исполняют ли свои обязанности граждане России? (Обведите кружочком номер того варианта ответа, который кажется Вам наиболее правильным.)

1) Исполняются всегда или почти всегда.

2) Чаще всего исполняются.

3) Редко исполняются.

4) Не исполняются никогда или почти никогда.

5) Затрудняюсь ответить.

5. Кто и какие обязанности не соблюдает в России? ________________

6. Соблюдаются ли, на Ваш взгляд, права человека в России? (Обведите кружочком номер того варианта ответа, который кажется Вам наиболее правильным.)

1) Соблюдаются всегда или почти всегда.

2) Чаще всего соблюдаются.

3) Редко соблюдаются.

4) Не соблюдаются никогда или почти никогда.

5) Затрудняюсь ответить.

7. Какие права нарушаются чаще всего и кем они нарушаются?

Права                        Кто нарушает

8. Куда бы Вы обратились в случае нарушения Ваших прав? ________________

VII. Заключение.

Обсуждение анкетных данных.

Дополнительный материал

История Конституции в России

Идея конституции в России связана, прежде всего, с конституционной монархией - ограничением самодержавной власти императора законодательным органом и законами, в которых признавались естественные права и свободы всего российского народа. Однако для большинства населения России и даже большинства образованных людей идеи конституционализма означали гибель Святой Руси, как с любовью говорил о своей Отчизне русский народ. Благо страны связывалось, прежде всего, с самодержавной властью монарха, данной от Бога.

Поэтому идеи конституционализма и ограничения власти царя долго не пользовались в России такой популярностью, как в Европе. В середине XVIII века Екатерина Великая, желая представить себя перед Европой «просвещённой государыней», пыталась провести в своём законодательстве принципы Просвещения - свободы, равенства, естественных прав человека - при сохранении самодержавия. Но её наказ к составителям нового Соборного уложения вызвал резкое неприятие даже среди её ближайшего окружения.

Александр I считал, что наилучшим государственным устройством является республика, в которой нет рабской зависимости крестьян. В течение всего правления он готовился к крупным государственным преобразованиям, с трудом находя поддержку в своём окружении. В 1809 г. были представлены первые проекты конституционных законов, подготовленные знаменитым законоведом и государственным деятелем М. М. Сперанским.

Реформы начались только в 1861 году, когда Александром II было отменено крепостное право, а затем ряд других либеральных реформ - судебная, военная, земская, городская. В день убийства Александра II революционерами-террористами, мечтавшими о конституции России, у императора на столе лежал проект для подписи и последующего обнародования манифест, в котором провозглашалось создание представительного органа власти. После гибели Александра II его сын Александр III отклонил манифест, хотя большинство членов Государственного совета были за его подписание.

Под давлением революции 1905 г. Николай II провозгласил в манифесте от 17 октября 1905 года «незыблемые основы гражданской свободы» и учредил представительный законодательный орган - Государственную Думу. Манифест и последующие Основные законы (1905-1906 гг.) многими признавались. Только после Октябрьской революции в 1918 г. был принят документ с названием «Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». В 1924 г., после образования СССР, провозглашается Основной закон СССР и изменяются конституции союзных республик. С принятием «сталинской» Конституции СССР 1936 года республиканские конституции лишь повторяли положения союзного Основного Закона. Брежневская конституция «развитого социализма» 1977 г. и последующая за ней Конституция РСФСР стали последними коммунистическими конституциями. После перестройки в конституции неоднократно вносились изменения и дополнения, а в 1993 г. была принята новая, пятая по счёту Конституция России.

Принятие Конституции - историческое событие, происходило в обстановке гласности и повышенного интереса общества. Проекты Конституции появлялись на страницах газет, издавались отдельными брошюрами.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята на Всенародном референдуме (всенародном голосовании) 12 декабря 1993 года. Она отразила ликвидацию системы Советов и утвердила новые принципы государственного устройства страны. С её принятием прекратила свое действие Конституция Российской Федерации от 1978 года.

Конституция состоит из преамбулы, двух разделов - раздел, посвящённый правам человека (глава 2), и раздел об устройстве государства (главы 3-8), главы 9, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека, гражданское, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Преамбула Конституции РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие.

Согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации. Декларируется принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.

Государственную власть осуществляет Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ Россия является федерацией, состоящей из 89 субъектов (республик, краёв, областей и т. д.).

Отличительные признаки конституций:

Сутью конституций является идея правления права (верховенства права), согласно которой правителем в государстве является право, записанное в конституции и законах.

Главным содержанием конституций являются нормы, закрепляющие основы жизни страны и общества. В большинстве современных конституций этими основами являются:

1) права и обязанности человека

2) устройство государства, обеспечивающее соблюдение прав человека

Конституции имеют высшую юридическую силу, то есть являются главнейшим законом, которому не должны противоречить все остальные законы или указы. Конституции стабильны - их очень сложно изменить.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!