Иван Купала. Сценарий праздника для школьников

Праздник ко Дню Ивана Купалы. Сценарий «Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину!»

Цели: познакомить учащихся с праздником Ивана Купалы; рассказать о символах и обрядах.

Оборудование: иллюстрации (русалки, водяные, черти); импровизированный водоем (таз с водой, вокруг которого расставлены горшки с цветами); венки из цветов; дрова, подложенные под костер, сделанные из бумаги или ткани язычки пламени, вокруг костра цветы и венки из цветов.

Ход занятия

I. Беседа по теме.

Учитель. Купала и Аграфена Купальница.

Этот праздник отмечается в дни летнего солнцестояния, 7 июля (24 июня по старому стилю), предваряя жатву и сенокос. Он демонстрировал в своей обрядности, разворачивающейся в лесах, у рек, очень многое из древних культов огня, воды, плодородия.

Накануне, утром 23 июля, полагалось омываться водой - искупаться в реке, в рослых травах. В этот же день знахари и ведуньи начинали сбор целебных трав - подорожника, тысячелетника ромашки, зверобоя, желтого донника, белой полыни, цветов бузины и липы, укропа и тмина.

Продолжали сбор трав и кореньев ночью и на следующий день. Все собранное в купальское время имело особую целебную силу и служило оберегом. Венки из таких трав, часто освященные в церкви, подвешивали в хлеву и над входом в дом.

После полудня на берегах рек плясали, пели, пировали, зажигали костры (непременно «живым», то есть добытым трением), огнем.

Когда костер уже догорал, прыгали через огонь: чем выше прыгнешь, тем дольше жизнь, тем выше поднимутся хлеба в поле. Прыжки через костер оберегали от болезней, порчи и сглаза.

В ночь на Ивана Купалу особенно опасными бывали ведьмы, которые собирались на шабаш, а по пути норовили смешаться с праздничной толпой. Считали, что если девушка отказывается прыгать через костер, то она и есть ведьма.

Перед самым рассветом парни пускали колесо с холма, что символизировало поворот солнца на зиму.

Когда начинало светать, все участники купальских игрищ с криком входили в реку и омывались студеной водой, завершая таким образом обряды очищения.

А дальше следовало идти в храм. Вступало в свои права Рождество святого Иоанна, крестившего Иисуса Христа в водах Иордана.

Сложные магические традиции старинных летних праздников теперь в прошлом. Мало кому придет в голову искать папоротников цвет или бояться «девушки-колодушки», но все же память о древних обрядах жива и сейчас.

И на Троицу, и на Иванов день старики-целители собирают травы, а молодежь по-прежнему уходит в луга жечь костры.

II. Праздник Ивана Купалы.

1-й ведущий.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

 

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

2-й ведущий (в русской народной одежде). Много легенд и преданий сложено о нашем вечере - вечере накануне Ивана Купалы. А уж сколько есть поверий, их нам и не счесть. А у меня для вас есть сюрприз.

Вот вам лукошко –

Поиграем мы немножко.

И для вас еще, ребятки,

Загадаю я загадки,

Кто скорей ответ найдет,

Тот подарок и возьмет.

Конкурс загадок.

1. За березками кудрявыми

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

 

2. Как на поле, на кургане

Стоит курочка с серьгами. (Лен.)

 

3. Трав копытами касаясь,

Ходит у берез красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

 

4. Плотник с острым долотом

Строит дом с одним окном. (Дятел.)

 

5. У меня нарядный вид,

Но я очень ядовит.

Я сигналю всем в округе:

Брать меня не надо в руки!

Яркий, будто светофор,

Называюсь ... (мухомор).

 

6. В лесу на лужочке -

Гнилые пенечки,

А на каждом из них -

Много братьев лихих. (Опята.)

 

7. Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке шерстинки,

Вокруг ворота - пораспорото.

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется. (Бледная поганка.)

 

8. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я ... (подосиновик).

 

9. Стоят у березки сестрички -

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)

 

10. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Золотистые ... (лисички).

 

11. Белые хоромы,

Красные подпоры. (Гусь.)

 

12. Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает? (Рожь.)

 

13. Крутится-вертится,

На ветер глядит,

Крыльями машет,

Сама - ни с места. (Ветряная мельница.)

1-й ведущий. Молодцы! Все загадки отгадали. А теперь поиграем.

Игра «Веночек».

Участники игры встают в круг, в центре круга смонтирован искусственный костер. Звучит весёлая музыка, участники передают венок из рук в руки, пока слышна музыка. Ведущий выключает музыку, тот, у кого в это время в руках окажется веночек, выходит из игры.

Игра «Знахарка».

2-й ведущий. Чтобы очиститься от нечистой силы, в старину наши предки прыгали через костер и купались в реке.

Созываем детвору,

Предлагаем вам игру!

Ловок кто и кто хитер?

Прыгай-ка через костёр!

Посноровистей, повыше,

Пусть до самой даже крыши!

А потом в купель ныряй!

Ну, дружочек, не зевай!

Игра «Ручеек».

Выходит девочка в русском народном костюме.

1-я девочка.

Раздайся, народ,

Меня пляска берёт!

Пойду попляшу,

На людей погляжу!

Исполняется танец «Барыня».

2-я девочка (выходит в русском народном костюме).

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте веселей,

Чтоб порадовать гостей!

Исполняются частушки:

1) Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

 

2) Весело гармонь играет-

Ух, у нас и коллектив!

В нашем классе от мальчишек

Прямо глаз не отвести.

 

3) Я читаю очень быстро,

В школе все гордятся мной.

Ни один мальчишка в школе

Не угонится за мной.

 

4) Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет!

 

5) Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

 

6) Отчего и почему

Школа так шатается?

Это наши мальчики

Спортом занимаются.

 

7) Обокрали, обокрали

Школьную столовую.

Утащили повариху

Самую здоровую.

Далее исполняются частушки Бабок Ёжек из мультфильма «Летучий корабль» (музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина).

Растяни меха, гармошка!

Эх, играй-наяривай.

Пой частушки. Бабка Ёжка,

Пой, не разговаривай!

 

Я была навеселе

И летала на метле.

Хоть сама не верю я

В эти суеверия.

 

Шла лесною стороной,

Увязался чёрт за мной.

Плюнула на плешь ему

И послала к лешему.

 

Шла лесною стороной,

Снова чёрт идет за мной.

Думала: мужчина,

Что за чертовщина!

 

Самый вредный из людей –

Это сказочник-злодей.

Вот уж врун искусный...

Жаль, что он не вкусный.

 

Растяни меха, гармошка!

Эх, играй-наяривай!

Пой частушки, Бабка Ежка,

Пой, не разговаривай!

III. Итог занятия.

Ведущий. Вот и заканчивается наш праздник, а вместе с ним и наше путешествие по страницам русской старины.

Организуется выставка всех работ учащихся, выполненных ими за период посещения кружка.

Устраивается чаепитие. Учащиеся вспоминают о своей работе на занятиях кружка.

В течение занятий оформлялся фотоальбом, участники кружка получают в подарок диск с фотографиями.

Вручаются грамоты всем членам кружка.

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-6 класс

Внеклассное мероприятие «Народные промыслы России», 5-7 класс

Фольклорный праздник в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие ко Дню науки в школе

Ролевая игра по экологии для школьников 7-8 класса

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!