Сценарий театрализованного представления по ПДД в начальной школе, 1-2 класс
Сценарий театрализованного праздника для детей 6-10 лет и их родителей «Поиск Василисы в стране дорожного движения»
Данный праздник можно совместить с праздником «День именинника»
Цель данного праздника — закрепить знание правил дорожного движения. Именно поэтому до организации данного праздника дети должны изучить основы норм поведения на дороге для пешеходов и автомобилей.
Длительность программы — 90 минут.
Участники — Баба-Яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич.
Необходимые куклы — голубь, кот, заяц, лиса, светофор.
Действие первое
Декорация — лес. Выходит ребёнок-именинник.
ИМЕНИННИК:
У меня сегодня — день рожденья,
Как его мы будем отмечать?
Я решил — про правила движенья
Надо вам, ребята, рассказать...
Ребёнок уходит. Звучит отрывок из песни «Волшебная страна» (слова Р. Паниной, музыка А. Варламова в исполнении шоу-группы «Улыбка). Появляется Баба-Яга. Её одежда хотя и в заплатах, но не рваная, а аккуратная, на голове — светлый платочек, поверх юбки повязан нарядный фартук. Она не злая, а добрая. Музыка затихает.
БАБА-ЯГА (ухаживает за цветами: поливает их из лейки, рыхлит землю и т. д.): Ох, изменилась наша волшебная страна... Никому-то Бабушка-Яга не нужна стала. Я уж давно доброй стала, помогать всем готова — а никто помощи не просит. Вот раньше, бывало, придёт ко мне богатырь Алёша, да попросит волшебное яблочко на тарелочке. Яблочко катается, а тарелочка новости волшебной страны показывает. Вот и узнаёт Алёша, где его невеста, Настасья, кто её украл, да куда спешить надо. А теперь телевизор есть в каждом доме. И показывает он все новости и волшебной страны, и других стран. Раньше, бывало, Царь Берендей заглядывал за яблочками молодильными. Съест — и помолодел лет на пять. А теперь в каждой аптеке кремы продаются — намажешься и молодеешь без всякого волшебства.
Да и друзья мои закадычные теперь делами занимаются. Соловей-разбойник свистеть по дорогам перестал, в шоу-бизнес подался, песни поёт на сцене. Имя себе новое взял — Витас. Слышали, небось, как голосит. Кощей Бессмертный свою больницу открыл для толстяков, которые похудеть хотят. Вон, вчера рекламу видела по телевизору — выходит Кощей, красуется и так и эдак {Баба-Яга копирует) и говорит: «Хочешь похудеть? Спроси меня — как!»
И Змей Горыныч работу себе нашёл — возит он на своей спине в дальние страны туристов — аэролинии «Кощей инкорпорейтед».
Так что, одна я совсем осталась. Даже внучка моя Василиса Прекрасная, и та вышла замуж за Ивана-царевича, да и уехала в Тридевятое Царство.
Ой, ребятки! (Будто только замечает детей.) Вы ко мне в гости пожаловали? Ох, радость какая! Наверное, не без повода... Дайте-ка отгадаю... Ага, знаю! День рождения здесь у кого-то. И вы пришли за чудесами. Этого у меня видимо-невидимо. Выйди, именинник, покажись, буду решать, что тебе подарить-то... Ох, какой ты большой! Сколько лет тебе стукнуло-то? (Ждет ответа от именинника.) Ой, не знаю-не знаю... Сейчас в сундуке посмотрим. {Баба-Яга приносит сундук, на котором написано «Волшебные предметы».) Вот! Отличная вещь — шапка- невидимка. Наденешь и невидимым станешь! (Накидывает на именинника.) Ой, а что ж это ничего не происходит? (Осматривает шапку, обнаруживает в ней гигантскую дыру.) Ох-ох-ох, продырявилась! Видно, моль проела. Ну, ничего, так ей и надо, будет теперь три года невидимой летать! Сейчас другой подарок найду... Вот — башмачок Золушки (достаёт) ... не твой размер? Жаль-жаль... а это — волшебный горшочек, скажешь ему волшебные слова—и он начинает кашу варить. Кашу манную... Одна беда, староват горшок, и рецепт путает — то вместо сахара соль добавит, а то и вообще — перец. Будешь брать? Нет... (Ждет ответа от именинника.) Что ж тут ещё есть... (роется в сундуке) сломанная волшебная палочка... Хлебные крошки от мальчика с пальчик... одно крылышко феи... Нет, что-то ничего подходящего! Ну, ничего, мы сейчас тебе на праздник позовём много гостей из сказочной страны. Эй, ворона!
На ширме появляется кукла-ворона.
ВОРОНА: Кар, кар! Привет!
БАБА-ЯГА: Вот тебе задание, ворона, — облети всех сказочных героев и пригласи на наш праздник. Сегодня у (называет имя именинника) день рождения! (Ворона, каркая, улетает.) А пока герои сказок к нам в гости спешат, мы с вами именинника сами поздравим. Вот тут у меня есть мешочек с пожеланиями. (Вынимает из сундука лист пожеланий.) Только пожелания там все перепутаны — и хорошие, и плохие. Я буду по одному вам их читать, а если вам пожелание нравится, вы руки вверх поднимайте и хлопайте, тогда оно сбудется. Но не перепутайте!
Будь сильным!
Будь умным!
Будь вредным!
Будь нудным!
Помогать ты не ленись!
Никогда не веселись!
Пусть сломаются все зубы!
Мама часто ставит в угол!
Ты расти не по часам,
Научись всё делать сам!
Пусть игрушки от тебя
Убегут как от огня!
С каждым днём всё хорошей!
Много будет пусть друзей!
Чтоб сбылось всё, детвора,
Крикнем дружно мы УРА!
Дети кричат «ура».
ВОРОНА: Кар! Кар! Вам телеграммы для именинника! (Отдаёт и улетает.)
БАБА-ЯГА: Ох, сколько поздравлений-то и телеграмм! Только просто так я их имениннику не отдам — сначала отгадайте-ка, детишки, кто телеграммы прислал:
1. «Прийти на праздник не могу, так как у меня убежали даже брюки». (Мальчик из «Мойдодыра».)
2. «Извини, у нашего каменного домика опять устроил засаду волк, так что все мы, все три братца, не можем никуда выйти». (Три поросёнка.)
3. «Приду на твоё стовосьмилетие, а ближайшие сто лет у меня тихий час». (Спящая Красавица.)
4. «Привет, малыш! Ты теперь уже не малыш, и это здорово! Прилетел бы, так как очень люблю торты и варенье, но что-то барахлит моторчик. Так что, съешь ещё два куска торта за меня». (Карлсон.)
5. «Вчера полез на дерево за мёдом, но сук обломился, и я упал прямо в репейник. Приду, как только вылечу попу. Да, Пятачок тебя тоже поздравляет». (Винни-Пух.)
БАБА-ЯГА: Ох, уж эти сказочные герои, вечно у них дела. (Звонит телефон.) Ух-ты, кто-то звонит! (Берёт мобильный телефон.) Алло! Баба-Яга вас слушает! А, Василисушка, внученька! Как дела, дорогая? Хорошо всё, говоришь? Что-то голосок у тебя грустный. Не случилось ли чего? Нет, говоришь, всё хорошо... А как дела у Иван-царевича? Машину, говоришь, купил, новую и красивую. Так сели б, да приехали Бабушку-Ягу навестить-то. Что? Не получается, дел много... Ну ладно... Прощай, береги себя. (Выключает телефон и дальше говорит в задумчивости.) Ох, не понравился мне голос Василисы. Что-то очень грустный голос. Знаете, ребята, а полетим-ка с вами вместе к Василисе, надо её проведать. Вдруг они с Иван-царевичем поссорились? Василису обижать нельзя, она у нас с детства заколдованная. Чуть заплачет, в птицу превращается или в лягушку — и ищи её потом по дальним странам, да лесным чащобам... Надо мне торопиться... Вот я всё по старинке на помеле летаю, а вы на чём, ребята, ездить любите? А на поезде ездили? Кто ездил, руку поднимите? Ух, как много! Ну, значит, вам моя игра понравится.
Игра «Направление движения»
Для этого конкурса необходимо большое пространство, если такового нет, ограничьте число игроков. Баба-Яга формирует 3 команды по 5 детей в каждой. Дети встают друг за другом, цепляются друг другу за плечи. Получаются три поезда.
Баба-Яга дает команду: «Поехали!». Дети гуськом скачут друг за другом, гудя и изображая звуки работающего мотора. Неожиданно команда: «Налево!!!». Отряд поворачивает налево, движение продолжается. А Баба-Яга продолжает неожиданно командовать: «Направо», «Задний ход» (дети пятятся, как раки), «Обратно» (дети поворачиваются и «едут» в обратном направлении). «Стоп!» — это конечная команда, дети рассаживаются по местам.
БАБА-ЯГА садится на своё помело, но оно никак «не заводится». Дети должны помочь. Для этого все мальчики начинают топать ногами и имитировать голосом звук мотора, а все девочки хлопать в ладоши и завывать, как ветер. БАБА-ЯГА «уезжает» под этот аккомпанемент.
Действие второе
Декорации — дом ВАСИЛИСЫ. ВАСИЛИСА сидит, грустит. Входит БАБА- ЯГА, ВАСИЛИСА бросается к ней навстречу.
ВАСИЛИСА: Здравствуй, бабушка!
БАБА-ЯГА: Здравствуй, внученька! Что ты пригорюнилась? Али напал на Тридевятое Царство семиглавый дракон?
ВАСИЛИСА (со вздохом): Нет, бабушка.
БАБА-ЯГА: Али выросла в полях дурман-трава, от которой у всех грусть и тоска на сердце?
ВАСИЛИСА (со вздохом): Нет, бабушка...
БАБА-ЯГА: Что же случилось, внученька? Кто же обидчик твой?
ВАСИЛИСА (еле слышно, потупив голову): Иван-царевич...
БАБА-ЯГА: Как? Не верю ушам своим! Он же любит тебя без памяти!
ВАСИЛИСА: Изменился Иванушка, да не к лучшему. Стал он считать себя королём улиц. Идёт по улице, по сторонам голову не поворачивает, у светофора не останавливается, дорогу переходит, где вздумается. Ему машины сигналят, а он — нос задрал и идёт, будто самый главный. А вчера купил машину. Я ему говорю — тебе на курсы вождения надо, а он нос задрал и отвечает: «Я царевич, никому учить меня не позволено, я и так умный». И вот сегодня утром сел за руль и укатил, куда глаза глядят. А ведь правил он не знает! Машину водить не учился. Боюсь, беда случится.
Входит Иван-царевич, ворчит.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Да что за день такой... Всё не ладится... Не везёт, и всё тут.
БАБА-ЯГА: Здравствуй, Иванушка, что случилось?
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Здравствуй, Яга! А, неприятности (отмахивается).
ВАСИЛИСА: Что случилось, друг мой разлюбезный, Иванушка?
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Да, не спрашивай. Сел я на свою машину новую, да поехал по городу покататься, места новые повидать: себя показать, да людей посмотреть. Разогнался я так, аж ветер свистел. И тут неожиданно дорогу мне переходит какая-то феечка. Ну, я ей би-би, би-би. Сигналю, то есть, мол, уходи с дороги. А она идёт себе, внимания — ноль. Вижу, сейчас собью, и я вправо свернул, а там — Крокодил Гена со своими друзьями идёт, Колобок и ещё кто-то там. Я тогда круто влево повернул, а там машины и кареты разные едут. И прямо мне навстречу. Не успел я затормозить и зацепил карету Золушки. Тут откуда ни возьмись появился какой-то человек с палочкой в руке. И давай свистеть в свисток и палочкой махать. Ну, думаю, конец мне. Не иначе, это злой волшебник, а это у него волшебная палочка. И тогда я включил самую большую скорость, и помчал что было сил. А волшебник с палкой и свистком впрыгнул он в машину с синей мигающей лампочкой на крыше и помчался за мной. Выехали мы за город, а там дорога плохая, стало мою машину из стороны в сторону бросать. Ну, и не удержал я руль. Врезалась моя машина прямо в дерево, разбилась вдребезги, я чудом уцелел. А тут этот волшебник подбегает и говорит: «Я — Инспектор, вынужден отнять у вас права на вождение машины, так как вы нарушили все правила дорожного движения». Я ему отвечаю: «Какие права? Какие правила?! Я — Иван-царевич, я сам законы и правила в этой стране придумываю, а я никаких правил дорожного движения не придумывал!». Тут уже народ собираться начал, а он стоит и меня отчитывает, что я, такой-сякой, столько бед в городе натворил. Стыдно, ужас. А что я натворил-то?
ВАСИЛИСА просит зрителей помочь ей объяснить ИВАНУ-ЦАРЕВИЧУ, какие правила он нарушил. С помощью ребят выявляет нарушения: ИВАН- ЦАРЕВИЧ ехал на большой скорости по городу, нигде не останавливался —- значит, и у светофоров не тормозил. На переходе чуть не задавил Фею, а потом выехал на тротуар. После — вылетел на встречную полосу, столкнулся с каретой Золушки. Это значит, была авария, но Иван-царевич уехал с места аварии, даже не узнав, что случилось с Золушкой. И по требованию Инспектора не остановился.
БАБА-ЯГА: Эх ты, Царевич, даже я знаю, что правила дорожного движения — важнее твоих царских указов. Правила дорожного движения давным-давно придумали, ещё даже до моего рождения. И эти правила во всех странах одинаковые, они помогают водителям водить машины и не попадать в аварии, а людям ходить по улицам и не попадать под колёса машин. ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Да что ты в этом понимаешь!
БАБА-ЯГА (поёт под фонограмму «Сказки про пластилиновую ворону», музыка Г. Гладкова):
Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую
Хочу вам рассказать.
Её я помню с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помню,
Но буду вспоминать.
Была тогда я юной,
А может, и не юной,
Мне было где-то вовсе
Годков сто двадцать пять!
Ужасно повезло мне.
Купили помело мне
И ступу на моторе,
А не дали летать!
Но ступу я стащила,
И лихо покатила,
И по стране волшебной
Без страха понеслась.
Про светофор забыла,
Прохожих кучу сбила,
Попала в пять аварий
И дальше собралась.
И не было напасти,
Но начались тут страсти —
Из-под земли вдруг вырос
Волшебный постовой.
Он встал среди дороги,
Взмахнул он палкой строго,
Остановил меня он,
Качая головой:
«Послушай, Бабка-Ёжка!
Ты подожди немножко,
Ты правила движенья
Забыла изучить.
Не зная правил разных,
Ты водишь безобразно.
И можешь ты случайно
Кого-то задавить!
Сигналы светофора
Ты выучишь все скоро.
Зеленый, желтый, красный
Горят своим огнём.
Кто правила все знает,
Тот мудро управляет
Своей волшебной ступой,
Машиной иль ковром.
Иди-ка в школу, Бабка,
Учи скорее знаки
И правила движения.
Учись скорей всему!
Не будь такою глупой,
А помело и ступу,
Пока всё это учишь,
Я лучше отниму!
Идею этой были,
Вы б лучше не забыли.
Понять её не сложно,
Коль есть вот тут мозги.
(Показывает на голову.)
Автомобиль опасен,
Коль ты не знаешь правил,
Сиди, Ивашка, дома,
И жизнь побереги!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Да ну тебя, Баба-Яга, с твоими поучениями. Слушайте, что дальше со мной случилось... Коль машина моя разбита, то решил я домой пешком возвращаться. Иду, никого не трогаю, вдруг — грохот, шум-гам. Оглядываюсь — за моей спиной сразу три машины столкнулись. Водители выскочили, руками машут, меня ругают. И тут опять как из-под земли Инспектор появляется и спрашивает меня строго-строго, почему я на сигналы светофора не обращаю внимания. Испугался я, давай бежать что было сил, вот и до дома добежал.
Тем временем ВАСИЛИСА подходит совсем близко к краю кукольной ширмы.
ВАСИЛИСА: Ох, бабушка, как я расстроилась... Ох, сейчас заплачу...
БАБА-ЯГА: Не надо, внученька, а то в кого-нибудь превратишься!
ВАСИЛИСА: Ох, сейчас заплачу... {Василиса начинает плакать, быстро прячется за ширму, над ширмой появляется кукла-голубь.)
ГОЛУБЬ: Прощай, Иван-царевич, не уберёг ты меня от слёз горький, не смог. Искать тебе меня теперь за тридевять земель в Стране дорожного движения. Если все испытания выдержишь, стану опять твоей женой, а нет — буду весь век свой голубем летать.
БАБА-ЯГА: Что ж ты, глупый, наделал! Зачем Василису до слёз огорчил?
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Что же я натворил такого, почему Василиса так огорчилась?
БАБА-ЯГА: Ты, Иван-царевич, все правила дорожного движения нарушил. И когда на машине ехал, и когда ногами шёл. Ты вёл себя, как эгоист — только о себе думал, а другие люди и звери из-за тебя страдали. Вот и расплакалась Василиса Прекрасная от твоей жестокости, да и улетела.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Надо мне идти, Василису выручать! А куда идти? Я дороги правильной не ведаю. Помоги, Бабушка-Яга!
БАБА-ЯГА: Так и быть, вместе пойдём до Страны дорожного движения. Только, чур, я тебе не подсказчица, в твоих испытаниях — не помощница. Я ведь всю жизнь в избушке на курьих ножках прожила, в лесу дремучем. А в лесу правил дорожного движения нет! Там и дорог-то нет, одни тропки лесные. Так что, я правил не знаю, зато у меня есть карта, как идти в Страну дорожного движения. Да только я-то старая, вижу плохо, придётся тебе самому в этой карте разобраться.
БАБА-ЯГА и ИВАН-ЦАРЕВИЧ вешают карту, нарисованную на крупноформатном листе. На карте — прямая дорога и несколько ответвлений. Одно ответвление ведёт к знаку «Обрыв», другое к надписи «Болото аварий», третье — «Парковка», а прямо — «Поле дорожных знаков».
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Пойду-ка я прямо, что такое дорожные знаки — мне не ведомо, но все равно, это лучше, чем обрыв да болото. Баба-Яга, полетим на твоём помеле, свою-то машину я разбил...
БАБА-ЯГА: Э, нет, голубчик, моё помело двоих не выдержит, так что, ногами, ногами...
Музыка. ИВАН-ЦАРЕВИЧ и БАБА-ЯГА уходят за ширму.
Действие третье
Выходят ИВАН-ЦАРЕВИЧ и БАБА-ЯГА. Над ширмой появляется несколько нарисованных знаков, и несколько детей со знаками на груди встают перед
ИВАН-ЦАРЕВИЧ (замечает детей со знаками): Ой, кто это?
1 ЗНАК:
Знаки мы дорожные,
Мы совсем не сложные,
И здоровьем твоим
Мы все вместе дорожим.
Оттого положено
Знаки знать дорожные.
2 ЗНАК:
Все мы знаки разные,
Синие и красные,
Ездить было чтоб не страшно,
Шел спокойно пешеход,
Мы стоим на вашей страже
И дежурим круглый год.
БАБА-ЯГА: Это — охранники дорожного царства, знаки дорожные. Пока не выучишь, что они означают, ни за что дальше не пройдёшь!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Кто же мне поможет знаки расшифровать? На ширме появляется игрушка-кот.
КОТ: Мяу! Я помогу! Я — кот учёный. Я в школе светофорных наук учился. Правда, всего месяц, но самое важное я изучил. Могу помочь.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Это хорошо, что можешь! Мне сейчас кто-нибудь учёный очень нужен! (Показывает на знак «Дети» над ширмой.)
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
КОТ: Это означает, что тут проводятся весёлые старты для детей!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ спрашивает у детей в зале, верен ли ответ, дети поправляют кота.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ (показывает на знак «Пешеходный переход» над ширмой)'.
Этот знак куда зовёт?
И куда мужик идёт?
На войну? Иль на базар
Продавать идёт товар?
Что за странная дорога?
Почему полосок много?
КОТ: Ну ты что, не видишь, это знак означает «вытирайте ноги о полосатый коврик»!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ спрашивает у детей, те вновь поправляют кота.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: хватит меня путать! Я лучше у самих знаков спрошу! А ты — брысь отсюда! Никакой ты не учёный, ничего не знаешь!
Далее ИВАН-ЦАРЕВИЧ обращается к детям со знаками на груди. Если спектакль разыгрывается без привлечения детей, то оставшиеся знаки тоже нарисованные и появляются на палках над ширмой, а озвучивают их аниматоры.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ (спрашивает у ребёнка со знаком «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»):
Вот так знак! Глазам не верю:
Здесь лежала батарея?
Унесу к себе домой —
Будет мне тепло зимой.
ЗНАК:
Нет, простите, этот знак
Говорит шофёру так:
«Здесь шлагбаум-переезд.
Подожди — пройдёт экспресс.
Не езжай-ка ты вперёд,
Жди, как поезд тут пройдёт».
ИВАН-ЦАРЕВИЧ (показывает на ребёнка со знаком «Движение по кругу»):
Это что же тут за дело?
Почему тут круг из стрелок?
Может это карусель?
На неё б сейчас я сел.
ЗНАК:
Что ты, что ты, Бог с тобою,
Этот знак твердит иное:
Мы на площади с тобой,
Здесь дороги нет прямой,
Если хочешь ехать к другу,
Отправляйся лишь по кругу.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ (показывает на знак «Внимание! Дорожные работы!»)'.
А кто тайну мне откроет,
Что тут человечек роет?
Может быть, он ищет клад,
Где сокровища лежат?
Вот возьму сейчас лопату,
Сразу стану я богатым.
ЗНАК:
Знак с лопатой на пути —
Знай, тут яма впереди!
Ставят знак, чтоб знал о том ты,
Тут — дорожные работы!
Это знак-предупреждение,
Будь внимателен в движенье!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Вот и кончилось поле дорожных знаков. Много мы с тобой, Баба-Яга, знаков узнали. А вот и ручей на пути, а чтобы перейти его, есть камешки. Только на камнях-то знаки написаны, на какие-то нельзя наступать, на какие-то — можно. Мне нужна ваша помощь, ребята.
Игра «Ручей»
Играют две команды по 5 детей в каждой. Участники должны перебраться через определённое расстояние по «камешкам» — картонным дорожным знакам, но дети могут наступать только на разрешающие знаки. Для малышей перемешайте только два вида знаков, и ещё до соревнования покажите знаки и уточните, на какой можно наступать, а на какой — нет.
Участники обеих команд одновременно отправляются в путь по «камешкам». Они должны допрыгать до конца поля и там встать на финишную линию. Затем они начинают также все вместе возвращаться обратно. Выигрывает команда, первая прошедшая путь туда и обратно.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Спасибо вам! Дальше теперь пойду.
На ширме появляется кукла-лиса.
ЛИСА: Возьми меня, Иван-царевич, с собой! Я тоже в Страну дорожного движения хочу!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Да тут уже был кот, помогать пытался, а правил дорожного движения не знал. Ты-то знаешь?
ЛИСА: А как же!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Проверим тебя, лиса. Скажи-ка, пожалуйста, как нам переходить улицу?
ЛИСА: Как-как? На четырёх лапах!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ спрашивает детей, правильно ли ответила ЛИСА.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Второй вопрос —- как правильно нужно обходить автобус?
ЛИСА: А зачем его обходить? Проще пролезть между колёсами. Раз-раз — и ты с другой стороны!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: А теперь скажи, можно ли играть на проезжей части?
ЛИСА: Конечно! Особенно в догонялки с зайцами.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ (родителям): Не иначе, как лиса раньше кондуктором работала в общественном транспорте! А вы, ребята, согласны с лисой? (Слушает детей.) Нет, лиса, ты мне в провожатые не годишься, заведёшь куда-нибудь не туда.
ЛИСА: Ну и не больно-то надо! Я хитростью в Страну дорожного движения попаду! (Уходит.)
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Э, нет, хитростью в Стране дорожного движения ничего не добьёшься, это я уже понял.
На ширме появляется кукла-заяц.
ЗАЯЦ: Давай, Иван-царевич, я тебе помогу! Я правила знаю! Честно-честно!
Заяц проводит игру «Заячьи правила».
Игра «Заячьи правила»
В игре участвуют 12 детей. Аниматоры расставляют детские игровые домики, скамейки, туннель, несколько стульев и стол.
Заяц объясняет детям: чтобы спрятаться от машин на улице, лучше всего — прыгнуть в сторону и забиться в норку.
Звучит задорная музыка, дети бегают, но только раздаётся резкий сигнал машины, а музыка обрывается, дети должны залезть под стол, стул. Постепенно количество мест для пряток сокращается. Кто не смог спрятаться — выбывает из игры. Когда остаётся 2-3 игрока, игра завершается.
БАБА-ЯГА: Не может быть таких глупых правил!
ЗАЯЦ: Это почему же они глупые?
БАБА-ЯГА: Вот я ещё не совсем старая, мне четыреста семьдесят годков, а моей сестре — шестьсот двадцать! И нога у неё костяная. Как она будет скакать? Так что же, для одних правила есть, а для других — нет? Нет, правила дорожного движения должны всем подходить: и малышам, и взрослым людям, и старикам. Нет, не нужны нам такие помощники. Пошли отсюда, Иванушка!
Уходят. Звучит музыка.
Действие четвертое
Декорация — город. ИВАН-ЦАРЕВИЧ и БАБА-ЯГА выходят.
БАБА-ЯГА: Вот и Страна дорожного движения. Батюшки! А это что за чучело трёхглазое?
Над ширмой появляется кукла-светофор.
СВЕТОФОР: Стой, ты кто такой?
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Я — Иван-царевич, это — Баба Яга, а ты кто?
СВЕТОФОР:
Я на улице любой
Самый главный постовой.
Все меня, конечно, знают.
Кто не знает? Есть такой?
У меня во лбу — три глаза.
Но горят он не сразу.
ИВАН ЦАРЕВИЧ: Понял я, глаза у тебя волшебные знаки подают. Да только что они означают?
СВЕТОФОР:
Самый строгий — красный свет.
Раз горит — дороги нет.
Вам предупреждение —
На жёлтый нет движения,
А зелёный говорит —
Проходите, путь открыт!
Ну-ка рассказывайте, зачем в нашу страну пожаловали?
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Пришли искать в Стране дорожного движения жену мою, Василису Прекрасную. Пустите нас!
БАБА-ЯГА: Да, пустите нас!
СВЕТОФОР: Э, нет, так дело не пойдёт. Здесь не место тем, кто законов наших не знает (далее — в ритме рэпа).
Кто правила не знает, тот попадёт впросак.
По городу, по улице не ходят просто так.
Кто правила все знает, тот защищён всегда,
А кто не замечает — того и ждёт беда.
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Все время будь внимательным, не мчись во всех опор,
Законы наши мудрые, а правила — просты,
Мне почему-то кажется, что их не знаешь ты.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: А мне ребята их выучить помогут.
СВЕТОФОР: Посмотрим!
Игра «Сделай светофор»
Играют 8-10 детей сразу. Аниматоры-взрослые на полу разбрасывают большое число бумажных кружочков диаметров 4 см (красного, жёлтого и зелёного цветов). Детям выдаётся клей и по 2 листа бумаги. Звучит музыка. По сигналу дети начинают как можно быстрее собирать кружочки и наклеивать их друг под другом в порядке огней светофора. Когда музыка закончится, дети должны прекратить работу. Победил тот, кто больше всех смог склеить «светофоров».
СВЕТОФОР: Одно дело — знать, какие огни у меня, а другое — как себя правильно на дороге вести. Вот сейчас тебе ребята покажут.
Игра «Самый лучший водитель»
Баба-Яга берёт круги на палочках, изображающие огни светофора. Она выбирает 10-15 детей-игроков. Когда Баба-Яга показывает круг с зелёным светом и произносит: «Зеленый свет», — дети изображают машины, бегают по игровому полю. При команде и демонстрации жёлтого и красного кругов, дети должны резко остановиться. Кто не успел — выбывает из игры.
СВЕТОФОР: А ещё у нас дети не только играть умеют, но и танец Светофора показывать.
Дети исполняют заранее выученный танец с кругами в руках красного, жёлтого и зелёного цвета, в какие-то моменты круги выстраивают в виде светофора. Длительность номера — около 2 минут.
СВЕТОФОР: Видишь, Иван-царевич, как дети светофорные науки хорошо знают. А тебе придётся почитать книгу волшебную, в которой все правила дорожного движения собраны. А как прочитаешь, ждёт тебя экзамен. Иначе не пройдёшь ты по опасным улицам Страны дорожного движения, собьёт тебя машина или в знаках запутаешься. А как правила узнаешь — смело в Страну дорожного движения входи.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ уходит с книгой правил в руках.
БАБА-ЯГА: Ох, и хитёр ты, Светофор!
СВЕТОФОР: Да и ты, Баба-Яга, тоже не проста! Не слышит ли нас Иван-царевич?
БАБА-ЯГА: Нет, книгу читает. Я, ребята, секрет вам расскажу. На самом деле я вовсе не неграмотная и школу светофорных наук ещё триста годков назад закончила. Помните, я рассказывала, как Инспектор отнял у меня ступу и помело и запретил летать, пока я не выучу все правила дорожного движения? Так вот, я тогда все правила за две недели выучила и школу светофорных наук досрочно закончила. И, заметьте, на одни пятёрки! Уж очень мне летать хотелось. И с тех пор я ни разу правила не нарушала. И, кстати, теперь я не только ступой управлять умею, но и ковром-самолётом, и машиной, и печкой-самоход- ной, как у Емели. Короче, я с правилами дружу. Да и Светофор Светофорович мой старинный друг. А всё это приключение я специально затеяла, чтобы Иван-царевича уму разуму научить. СВЕТОФОР: Да, ребята, ведь Иван-царевич только о себе думал, когда раньше по улицам ездил-ходил. А на улице надо не собой любоваться, а правила соблюдать, чтобы всем хорошо и безопасно было. А вы, ребята, правила все знаете?
БАБА-ЯГА: Да, Светофор, они правила хорошо учили, так что ответят на любой вопрос.
СВЕТОФОР: Это проверить легко. А то, может, их тоже нельзя в мою страну впускать!
Викторина от Светофора
Светофор задаёт детям вопрос, а Баба-Яга касается палочкой регулировщика того, кто должен отвечать.
1. Какие сигналы есть у светофора? Что они означают?
2. Как называют часть улицы, по которой едут машины?
3. Как называют часть улицы, отведенную для пешеходов?
4. Кого называют пешеходом?
5. Как найти место перехода улицы?
6. Как перейти через дорогу, если нет светофора?
7. Почему нельзя играть на дороге?
8. На каких машинах есть сигнал «сирена»?
9. Для чего вдоль дорог поставлены знаки?
10. Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге. Сколько ребят поступили правильно? (Ни одного!)
11. Друзья Вася, Паша и Коля учатся по втором классе и живут в одном дворе. И вот вышли они гулять со своими велосипедами. Вася предложил им съездить к их другу Косте, который живёт на соседней улице. Паша отказался, а Коля согласился. Сколько детей поступило правильно и почему? (Один, это — Паша, потому что дети учатся во втором классе, значит, им ещё нет 14 лет, а ездить на велосипеде по улице можно только с 14 лет.)
12. Два мальчика и две девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала. Сколько ребят правильно перешли дорогу? (Две девочки)
Выходит ИВАН-ЦАРЕВИЧ.
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Я готов! Я выучил правила! Можешь меня экзаменовать!
СВЕТОФОР: Проверим!
И проспекты, и бульвары,
Всюду улицы шумны.
Ходим мы по тротуару
Только...
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: С правой стороны!
СЕВТОФОР:
Правильно!
Ты, представь, гуляешь просто,
Пред тобою — перекрёсток.
Переход при красном свете —
ИВАН-ЦАРЕВИЧ: Запрещается!
СВЕТОФОР: При зеленом, даже детям...
ИВАН ЦАРЕВИЧ: Разрешается! (Обращается к детям.) Я понял! Лучший провожатый по Стране дорожного движения — не кот, не лиса, не заяц и даже, думаю, не медведь, а — Светофор!
Ну, здравствуй, шумный город,
Пусть будет день иль ночь,
Сигналы светофора
Готовы мне помочь.
Сигналы мне мигают,
Чтоб путь мне показать.
Когда идти я знаю,
Ну, а когда — стоять.
СВЕТОФОР: Молодец, теперь и я тебе могу открыть тайну... Из-за ширмы выходит ВАСИЛИСА со светофором в руках.
ВАСИЛИСА: Нет никакой Страны дорожного движения с особыми законами и правилами, ведь каждый город — это город правил дорожного движения, и в каждой стране эти правила уважают и стараются не нарушать.
Приглашают детей. Они рассказывают стихи.
БАБА-ЯГА:
Мы идём по городу, по улицам идём,
И сравниваем улицы с открытым букварём.
На столбах, на зданиях, над этой мостовой,
Знаки и сигналы висят над головой.
Знаки — словно азбука дорог и площадей,
И нужно эту азбуку нам изучить скорей.
ВАСИЛИСА:
Закон дорог и мудр, и строг,
Не забывай его, дружок!
Чтоб жить, не зная огорченья,
По улицам родным ходить,
Ты должен правила движенья
Лишь на отлично изучить!
ИВАН-ЦАРЕВИЧ:
И эти правила движения
Нужно вам не просто знать,
Без задержки, без сомненья
Ежедневно соблюдать!
Музыка. Именинника благодарят за праздник дорожного движения и дарят подарок. Небольшие сюрпризы вручают всем детям.
Автор: Анна Рудова
Похожие статьи:
Праздник на тему: Правила дорожного движения для начальных классов. Сценарий
Методическая разработка классного часа по ПДД, 3 класс
Классный час в начальной школе по правилам дорожного движения. Обязанности пассажиров
Нет комментариев. Ваш будет первым!