Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей в семье», 3 класс

Конспект родительского собрания для 3 класса на тему «Что значит быть хорошим отцом?»

Если отец хочет оставить след в истории, ему достаточно воспитать своего сына.

Д.Ф. Купер

Мужчина с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека.

В.Г. Белинский

Жалок отец, если любовь детей к нему зависит лишь от того, что они нуждаются в его помощи.

М. Монтень

Время проведения: III четверть, февраль.

Цели: формирование представлений о роли отца в воспитании детей в семье.

Задачи: обратить внимание отцов на их роль в воспитании детей в семье; организовать обмен положительным опытом отцов в воспитании собственного ребенка; способствовать формированию мотивации активного участия в воспитании детей в семье, формированию культуры в воспитании детей; способствовать сплочению родительского коллектива.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

Провести анкетирование учащихся (приложение 1).

Написать сочинение на выбранную тему «Самый памятный день, проведенный с папой», «Когда папа был маленьким», «Папа может все что угодно».

С учащимися подготовить стенгазету «Вот такие наши папы...», оформить газету фотографиями пап, выдержками из сочинений детей, стихами о папе.

Оформить и передать через детей пригласительные билеты (приложение 2).

Подготовить листы с силуэтом пап для социологического опроса.

Для работы в группах взять в библиотеке книги или распечатать произведения (приложение 3).

Поручить самым активным папам подготовить выступления из опыта воспитания детей (можно предложить темы на выбор).

Подготовить подарки папам на уроках технологии.

На уроке изобразительного искусства нарисовать портреты пап.

II. Организационный этап

На доске - стенгазета «С любовью о папе» и высказывания, посвященные роли отцов в воспитании детей. В стенгазете ребята, мальчики и девочки, готовят коллажи о своих отцах. В коллажах они рассказывают о совместном времяпровождении с отцами, их профессии, интересах и увлечениях.

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые папы! Поздравляем вас с Днем защитника Отечества! Сегодня, в преддверии праздника мы с детьми решили поздравить вас необычным способом - пригласить на родительское собрание. Ваши дети приготовили вам рисунки, сочинения, стенгазету, а также подарки, сделанные своими руками. Кажется, еще совсем недавно эти мальчики и девочки сидели у вас на руках, а сегодня они - школьники, ученики третьего класса. Они изменились, стали серьезнее, рассудительнее, повзрослели. Им нужна ваша поддержка, ваши советы, ваше участие. Наши дети взрослеют. Один из признаков вхождения их в мир взрослых - подражание нашим манерам и привычкам, они копируют слова и интонацию, принимают и усваивают нашу меру ценностей и учатся анализировать и оценивать жизненные события.

Мы начинаем видеть в наших детях ошибки и недостатки своего поведения, сердимся, иногда стыдимся, но ничего не можем исправить. Наверное, это происходит потому, что зачастую с рождением ребенка нам очень не хочется менять свои привычки, свои вкусы и манеры, а маленький человек требует внимания и ответственности. И когда мама меняет свой стиль жизни, а папа продолжает жить так, как жил раньше, начинаются проблемы, которые дадут свои результаты, когда ребенок начнет взрослеть. Так это или нет, но опросы учащихся говорят сами за себя и расставляют все по своим местам.

IV. Знакомство отцов с результатами анкетирования

V. Продолжение обсуждения

Классный руководитель. Как видите, детям нужна ваша поддержка, им трудно в этом мире обойтись без вашего совета, помощи. Может ли отец оказать существенное влияние на воспитание своего ребенка? Безусловно, может. Что для этого необходимо? Огромное желание, терпение и уважение к самому себе. Ведь только уважающий себя мужчина не позволит, чтобы женщина вложила в основу воспитания детей в семье только женское начало. Мужское воспитание используется не только для того, чтобы служить средством устрашения детей. Оно необходимо для того, чтобы воспитываемая в семье дочь почувствовала себя женщиной рядом с честным, добрым, смелым, деликатным и строгим отцом, а воспитываемый в семье мальчик научился брать ответственность на себя, быть организованным и требовательным не только к другим, но и к себе.

Если в семье отец участвует наравне с матерью в жизни своей семьи, воспитании детей, его сын никогда не будет разделять домашние дела на «мужские» и «женские», не будет унижать и оскорблять женщину, не будет черствым к тому, как растут и чем интересуются его дети. Видимо, то, что мужчины часто самоустраняются в воспитании детей, заложено в традициях многих сегодняшних семей. Если девочка видит, что только мама в курсе ее проблем, что основная роль папы - принести деньги в день зарплаты, а в остальное время - газеты, рыбалка, охота и друзья, то, безусловно, она усвоит это и перенесет такое построение семейных отношений в свою будущую семью. Ребенок не способен обойтись лишь только витамином «М». Ему для полного развития необходим весь комплекс витаминов «М» и «П», где «М» означает «мама», а «П», конечно, сокращение от слова «папа».

Психологи выделяют различные типы пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.

«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не всегда удается. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко континентальный климат в квартире или, вернее, контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно... И почти нет золотой середины.

«Мама-папа». Напоминает «папу-маму», одну из разновидностей его. У «мамы-папы» главная забота как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено, и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.

 «Карабас Барабас». Папа - пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного... Этот страх - словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания... За плохую отметку, за испачканную одежду, за разбитую тарелку. При таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется... прорвется наружу, чтобы собой обжечь Карабаса. Карабас создает сам для себя Везувий. А Везувий не любит «молчать».

Другой тип непреклонного папы - «Крепкий орешек», признающий лишь правила без исключений, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в тех ситуациях, когда он не прав. Его нрав - неприступная крепость.

«Попрыгунья-стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока ребенок только как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше... Его жизнь должна протекать без забот, как текла до появления в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон - жизнь без детей, ведь ребенок - обуза... И к тому же тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье, памперсы. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.

«Добрый молодец», «Рубаха-парень». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтобы сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она закатывает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов и часто втайне сочувствует папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба ни мясо», «Под каблуком». Ненастоящий папа - манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный лишь подпевать в хоре, где солирует его жена, вторящий ей, словно эхо, пляшущий под ее дудку, - словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женой. И тот никак не поймет, есть у него папа или нет...

Мы постарались заострить ваше внимание только на тех встречающихся типах пап, к которым, может быть, относитесь вы сами или которые хоть в чем-то напоминают вас. Бесспорно, при желании можно продолжить этот список. Ну а пока задумайтесь: какой вы папа? Действительно ли папа должен быть таким?

VI. Этап социологического опроса

Классный руководитель. Попробуем посмотреть на себя глазами наших детей. Какие должны быть папы? Перед вами листы с изображением папы. Напишите вокруг силуэта, какой папа нужен ребенку?

(Индивидуальная работа с листами. Затем подводятся итоги, зачитываются самые распространенные ответы.)

Итак, папы должны быть сильными, смелыми, защищать слабых, заботиться о семье, уметь все ремонтировать, учить мальчиков мужской работе, играть с детьми, и т. п. Все это верно, но особо следует сказать о роли отца в воспитании детей. Во многих семьях складываются такие отношения, когда мама ухаживает, кормит и воспитывает детей, а отец лишь материально обеспечивает их. Разумно ли такое распределение ролей в семье? Конечно, нет, ибо влияние отца, мужчины на детей существенно отличается от влияния матери, женщины. Характер, особенности мышления мужчины и женщины несколько различны. Для развития интеллекта ребенка необходимо влияние на него обоих типов мышления - мужского и женского, что связано с обязательным участием отца в воспитании. Наиболее мужественные сыновья вырастут у заботливых и нежных отцов.

Конечно, влияние отца, его непосредственное участие в воспитании детей - мальчиков и девочек - зависит от его положения в семье: является ли он настоящим, добрым и в то же время сильным руководителем семьи, разделяющим свое руководство с супругой, или он авторитарный деспот, склонный к наказаниям. Только в первом случае роль отца будет положительной. Роль и влияние папы на детей зависят и оттого, имеет ли он авторитет в обществе, на работе, удовлетворен ли он своим статусом. Эта удовлетворенность, этот авторитет незримо присутствует в отношениях отца с детьми.

Мужская программа закладывается в зародыше уже через несколько недель от начала беременности - с первым выбросом мужского гормона тестостерона. Именно этот гормон делает мальчиков агрессивными и заставляет побеждать любой ценой. Трудно себе представить, что грудной малыш находится под влиянием этой мощной силы, но тестостерон уже работает, обеспечивая внутреннее превращение мальчика в мужчину.

В период полового созревания уровень гормона повышается в 10-20 раз. Этот тестостероновый натиск приносит опьяняющее ощущение силы и непобедимости, а отсюда и хорошо знакомая всем родителям неуправляемость подростков. Нет необходимости говорить, что в этот период без отцовской поддержки и понимания подростку не обойтись. Хотя каждый мальчик развивается по-своему, наблюдения за сыновьями показали, что им как воздух необходимо не просто общение с отцами, а совместная с ними деятельность. Им нужна мужская компания.

До 5 лет мальчик сильнее привязан к матери. Но потом внутренний импульс мужской программы развития выталкивает его из материнского гнезда в мир отца. Его отсутствие или присутствие оказывает огромное влияние на поведение ребенка. Сын узнает от отца, что значит быть мужчиной. Все наши проблемы с детьми на 75% являются возрастными и со временем пройдут. Перейдя возраст Христофора Колумба (от рождения до 7 лет) - возраст, когда ребенок все делает впервые, открывая для себя мир, наши мальчики вступили в возраст Тома Сойера (от 8 до 12 лет). Возраст Тома Сойера можно назвать «возрастом действий». По словам психолога Эрика Эриксона, эти годы проходят в борьбе между усердием и неумением. Мальчик старается быть внимательным, трудолюбивым, прилежным, усердным, но при этом чувствует себя неловким, бестолковым, бесполезным. Ему необходим опыт успеха. Приобрести же его можно с помощью взрослых, а особенно папы. То, как мальчик справится с задачами, которые он перед собой ставит, будет определять самооценку и образ действий. Мальчик 8-12 лет испытывает удовольствия от хорошо выполненной работы. Очень часто это единственная награда, которая ему нужна. Когда сын своими руками сделает какое-нибудь изделие, которое у взрослого может вызвать только улыбку, папа должен поддержать, похвалить его. Например, можно сказать: «Ты хорошо потрудился. А вот этот гвоздь, чтоб он не торчал, мы сейчас вытащим плоскогубцами и снова забьем. Вот так».

«Чтоб стать мужчиной - мало им родиться». Это сказал мужчина, поэт Михаил Львов. Мужскую программу в наших сыновей заложила природа, а уж наша задача - создать условия для ее реализации. И вполне естественно, что большую роль в этом играют папы.

VII. Обмен опытом. Выступления отцов

Темы выступлений могут быть следующими.

1. Как воспитать ребенка трудолюбивым.

2. Как научить ребенка противостоять алкоголю, курению?

3. Как воспитать у детей интерес к занятиям спортом.

4. Как научить сына уважать мать.

5. Как мы проводим выходные.

6. Трудно ли воспитывать девочку?

7. Как мы распределяем домашние обязанности.

8. Наши общие увлечения. И т. д.

VIII. Чтение и обсуждение стихов и рассказов о папах (работа в группах)

Классный руководитель. Прочитайте стихи и рассказы о папах (см. приложение 3). Попробуйте определить тип папы по характеру литературного персонажа.

IX. Подведение итогов

- Какое мнение оставило у вас данное собрание?

- Изменилась ли ваша точка зрения на процесс воспитания после собрания?

- О чем бы вы хотели поговорить на следующем собрании отцов? (Высказывания участников.)

X. Возможное решение собрания

1. Провести военно-спортивную игру «Зарница» для детей класса.

2. Провести цикл бесед на классных часах о службе в армии.

3. Подготовить с мальчиками поздравление для мам и девочек.

4. Один раз в четверть организовать проведение кружка для мальчиков «Очумелые ручки».

И т. п.

Приложения

Приложение 1. Анкета для учеников

Закончи предложения.

• Моего папу зовут...

• Мой папа очень...

• Мой папа умеет...

• Вместе с папой я могу...

• Моего папу очень...

• Я радуюсь, когда мой папа...

• Мне грустно, когда мой папа...

• Мне было бы легко, если бы папа...

• Мне было бы трудно, если бы папа...

Приложение 2. Пригласительные билеты

Уважаемый... (имя и отчество)!

Приглашаем Вас принять участие в собрании отцов нашего класса. Нам хочется обсудить вопросы, касающиеся воспитания как мальчиков, так и девочек класса. Какими они будут во взрослой жизни, смогут ли найти себя, построить свою семью - во многом зависит уже сегодня и, в первую очередь, от Вас. Мы надеемся, что наша встреча будет интересной, полезной и продуктивной. Ваши дети приготовили Вам много приятных сюрпризов.

Ждем Вас... (дата и время) в актовом зале школы.

Родительский комитет, классный руководитель.

Приложение 3. Литературные произведения о папах

Новый график

Папа нам объяснил, что у него теперь новый график, он будет рано приходить домой и уделять внимание своей жене и своему сыну Мишеньке. И я обрадовался и хотел, чтобы папа был - санки, а я - лошадь. Но он вдруг говорит, что сначала надо разобраться, обеспечен ли я игрушками и другими нуждами, чтобы у нас в доме была борьба за мой рост. Тогда я заплакал, потому что я не хочу, чтобы у нас в доме была борьба. А папа отвечает, что он не видит мотивировки моих слез и что, если я не замолчу, он даст маме указание уложить меня спать. А как же я пойду спать, когда я чая не пил? И я еще громче заплакал и закричал. Но мама меня успокоила, что наш папа не умеет обращаться с детьми, а теперь научится. Но не сразу, потому что это не такое простое дело. А пока мама была - санки, а я - лошадь.

А. Барто

Воспитатели

В праздник занялся отец

Воспитаньем сына.

Слышны крики:

- Сорванец!

Двойка! Дисциплина!

Дядя учит в выходной:

- Витя, где твой разум?

Отвечать перед страной

С детства ты обязан.

Ты подумай и пойми,

Поступи резонно!..

(Дядя даже и с детьми

Говорит казенно.)

 

Мать кричит:

- Имей в виду:

Скоро я с ума сойду!

- Надо умником расти! -

Поучает тетка.

Так, до вечера почти,

Длится проработка.

- Погоди - возьму ремень! -

Дед ворчит вдогонку.

В общем, весь воскресный день

Посвящен ребенку.

А. Барто

Гость

Отец приехал!

Он отныне

Решил заботиться

О сыне.

Он на углу, в палатке,

Купил две шоколадки,

Купил игрушку-

Все в порядке.

 

А пятилетний Сашка

Совсем не ждал отца,

Он распевал, как пташка,

Играя у крыльца.

У папы яркий галстук,

 Красивая рубашка.

- А ты откуда взялся? –

Обрадовался Сашка.

 

Вот на столе две чашки.

Отец в гостях у Сашки,

Сидит он с сыном рядом

И кормит шоколадом.

 

Но пробило восемь

На часах в столовой,

Провожает гостя

Сын белоголовый.

 

Показалась встреча

Мальчику короткой,

И вздыхает тяжко

Пятилетний Сашка,

И вздыхает кто-то

За перегородкой.

 

Вот папа взял фуражку

И свой портфель и трость.

Не понимает Сашка:

-Ты папа или гость?!

А. Барто

Хороший день

Вот портфель,

Пальто и шляпа.

День у папы

Выходной.

Не ушел

Сегодня

Папа.

Значит,

Будет он со мной.

Что мы нынче

Делать будем?

Это вместе

Мы обсудим.

Сяду к папе

На кровать

- Станем вместе

Обсуждать.

Не поехать ли

Сегодня

В ботанический музей?

Не созвать ли нам

Сегодня

Всех знакомых и друзей?

 

Не отдать ли

В мастерскую

Безголового коня?

Не купить ли нам

Морскую

Черепаху для меня?

 

Или можно

Сделать змея

Из бумажного листа,

Если есть

Немного клея

И мочалка

Для хвоста.

 

Понесется змей гремучий

Выше

Крыши,

Выше тучи!..

- А пока, -

Сказала мать,

- Не пора ли

Вам вставать?..

 

- Хорошо! Сейчас встаем! –

Отвечали мы вдвоем.

 

Мы одеты

И обуты.

Мы побрились

В две минуты.

(Что касается бритья –

Брился папа, а не я!)

 

Мы постель убрали сами.

Вместе с мамой пили чай.

А потом сказали маме:

-До свиданья!

Не скучай!

 

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая видна.

Мчатся стаями «Победы»,

«Москвичи», велосипеды.

Едет с почтой почтальон.

 

Вот машина голубая

Разъезжает, поливая

Мостовую с двух сторон.

Из троллейбуса

Я вылез,

Папа выпрыгнул за мной.

 

А потом

Мы прокатились

На машине легковой.

 

А потом

В метро спустились

И помчались

Под Москвой.

А потом

Стреляли в тире

В леопарда

Десять раз:

Папа - шесть,

А я - четыре:

В брюхо,

В ухо,

В лоб

И в глаз!

 

Голубое,

Голубое,

Голубое

В этот день

Было небо над Москвою,

И в садах цвела сирень.

 

Мы прошлись

По зоопарку.

Там кормили сторожа

Крокодила

И цесарку,

Антилопу

И моржа.

 

Сторожа

Давали свеклу

Двум

Задумчивым

Слонам.

А в бассейне

Что-то мокло...

Это был гиппопотам!

 

Покатался я

На пони -

Это маленькие

Кони.

Ездил прямо

И кругом,

В таратайке

И верхом.

 

Мне и папе

Стало жарко.

Мы растаяли, как воск.

За оградой зоопарка

 

Отыскали мы киоск.

Из серебряного крана

С шумом

Брызнуло ситро.

Мне досталось

Полстакана,

А хотелось бы -

Ведро!

 

Мы вернулись

На трамвае,

Привезли домой

Сирень.

Шли по лестнице,

Хромая-

Так устали

В этот день!

 

Я нажал звонок знакомый -

Он ответил мне, звеня,

И затих...

Как тихо дома,

Если дома нет меня.

С. Маршак

Похожие статьи:

Родительское собрание в 3 классе. Семейное воспитание

Родительское собрание «Воспитание детей в семье», 4 класс

Родительское собрания в 3 классе. Влияние рекламы на психику ребенка. Разработка

Родительское собрание «Эстетическое воспитание ребенка в семье», 3 класс

Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье», 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!