Родительское собрание в 3 классе. Семейное воспитание

Сценарий родительского собрания для 3 класса на тему «Хорошая мама: какая она?»

Составлено и проведено О. В. Волкович

Цели:

— познакомить матерей с типами материнского воспитания;

— совершенствовать психологические аспекты семейного воспитания;

— познакомить с условиями успешного семейного воспитания.

Участники: мамы учащихся третьего класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительная работа

I. За неделю до собрания классный руководитель рассылает мамам пригласительные письма.

II. Классный руководитель продумывает ход и решение собрания, договаривается с психологом о его участии в собрании.

Оформление, оборудование, инвентарь:

— на доске написан эпиграф: «Каждая женщина надеется, что будет хорошей матерью. Мы мечтаем быть для своего ребенка одновременно ориентиром, защитой и трамплином в будущее. Но когда малыш появляется на свет, оказывается, что исполнить эти благие намерения куда сложнее, чем предполагалось»;

— на доске написаны слова: «Идеальная мать или не существует вовсе, или же этого звания заслуживает любая женщина, чьи дети считают себя счастливыми»;

— материалы для коллажа «Я мама» (журналы, газеты, цветная бумага, клей, альбомные листы, фломастеры и т.д.).

* * *

I. Вступительное слово классного руководителя

Добрый день! Я рада вас видеть на нашей встрече. Разговор мы поведем о воспитании ребенка в семье, типах семейного воспитания. Сегодня вы узнаете, к какому типу мам относитесь именно вы, уважаемые мамы, узнаете плюсы и минусы этого воспитания, познакомитесь с рекомендациями психолога, которому я и предоставляю слово.

II. Выступление школьного психолога

В последние годы наши знания о воспитании подрастающего поколения пополнились новыми теориями, авторы которых предлагают нам среди прочего ... просто расслабиться. В 1994 г. американка Либби Первс выпустила книгу с провокационным названием. «Как не быть совершенной матерью», которая сразу же нашла своих почитателей. Основная идея этого бестселлера сводилась к следующему: да, у современных матерей масса недостатков, но они не только не мешают, но даже помогают женщинам успешно растить детей. Речь идет не о том, чтобы вовсе отказаться от воспитания и каждодневных забот о ребенке. Потребности ребенка по-прежнему актуальны. Но не надо забывать и о собственных интересах! Иными словами, нас призывают к тому, чтобы перестать рассматривать материнство как жертву, приносимую на алтарь благополучия наших отпрысков. Давление общества, которое до недавнего времени задавало родителям весьма жесткие критерии «правильного» воспитания, сейчас стало заметно слабее. И все же на вопрос нашего подсознания «Есть ли здесь виновная мать?» мы по-прежнему отвечаем утвердительно. Психологи не видят в этом никакого противоречия. Теперь каждая семья утверждает свои собственные правила. Победила духовная близость между родителями и детьми. Но такой подход требует гораздо большего, чем простое следование схемам, которые регламентируют внутреннюю жизнь семьи. К тому же современные дети очень критичны и часто интересуются, почему их матери поступают иначе, чем родители друзей.

Каждая мать в глубине души знает, что материнство — невыполнимая задача по одной простой причине: женщина сама была ребенком. Следствие: даже если женщина уверена, что отлично справляется со своими материнскими обязанностями, она предпочитает не обсуждать эту тему. «В сущности, мне кажется, что я хорошая мать. Я всегда внимательно слушаю своих детей, люблю их, даю им тепло. Они тоже любят и уважают меня. Я хорошо их воспитала! Но если я стану говорить об этом вслух, на меня посмотрят косо. По-моему, женщины себя недооценивают», — говорят некоторые мамы. «Я никогда не думала, что быть матерью так тяжело, — вздыхает женщина, оставившая работу ради воспитания троих детей. — Я от них многого требую, поэтому много ворчу».

Действительно, не легко быть твердой и одновременно понимающей 24 часа в сутки. Значит, идеальная мать или не существует вовсе, или же этого звания заслуживает любая женщина, чьи дети считают себя вполне счастливыми. Все рассуждения о качестве отношений матери и ребенка лишены всякого смысла, если мы говорим об этом лишь теоретически. В каждом конкретном случае женщина избирает свой собственный стиль материнства, и при этом на нее воздействует масса факторов: ее детство, нынешний социальный статус, пол ребенка и история его появления на свет.

Психологи утверждают, что детям по большому счету нужны всего две вещи: любовь родителей (чтобы чувствовать себя в безопасности) и «выход» во внешний мир (чтобы не замкнуться на отношениях с матерью). Все прочее остается на усмотрение родителей: им предстоит решать, как именно они будут воспитывать свое чадо.

Сегодня у нас нет недостатка в информации: книжные прилавки ломятся от обилия справочников, а в Интернете постоянно появляются все новые сайты по «детской» тематике. Но собственная жизнь — это совсем другое. В какой-то момент надо отложить книжки в сторону и просто прислушаться к себе. Главный вопрос: как обрести уверенность в том, что поступаешь правильно? Прежде всего нужно обратиться к своим детским эмоциям, чтобы увидеть проблему не только глазами взрослого человека, но и посмотреть на нее с точки зрения ребенка. Этот способ позволяет «отойти» от ситуации и принять правильное решение.

За последние полвека образ идеальной матери постоянно менялся. В 1950-е гг. это была преданная кормилица, полностью посвятившая себя детям. В 1980-е — активная женщина, для которой семья нередко уходила на второй план. В конце 1990-х настало время смятения, когда матери были вынуждены искать собственный путь, не имея четких ориентиров. Возможно, сейчас наступил очередной переломный момент, и, закончив «войну» с внешним миром, женщины посмотрят в глубину собственного «я», чтобы лучше понять свои достоинства и недостатки. Отношение к ребенку состоит из парадоксов — это в природе человека. Мы никогда не сможем понять себя до конца и со всем справиться. Желание просто «быть», а не «быть всем» — это, возможно, первый шаг к благоразумию.

III. Практическая часть

Задание 1. Каждой маме-участнице собрания предлагается создать коллаж «Я мама» с использованием журналов, газет, цветной бумаги, фломастеров и т.д.

Задание 2. Каждой маме предлагается ответить на вопрос: «Главные качества матери — это ...». Мнения выслушиваются и комментируются мамами, психологом, классным руководителем.

IV. Рефлексия

По окончании родительского собрания мамы обмениваются мнениями о собрании. Суждение каждой из них, по возможности, должно состоять из одного предложения либо одобрительного, либо негативного характера. Каждый последующий говорящий принимает от предыдущего «камень говорения».

Решение собрания

1. Принять полученную информацию к сведению.

2. Сделать дома с детьми коллаж «Я сын», «Я дочь».

Литература

Матейчек 3. Родители и дети. М., 1992.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 1996.

Похожие статьи:

Проектная деятельность по русскому языку, 3-4 класс

Упражнения для глаз для учащихся начальной школы

Родительское собрание на тему ЗОЖ в начальной школе

Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников в школе

Физкультминутки для 1 класса в стихах

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!