Занятие по ПДД в начальной школе. Тема «Остановка». Конспект
Конспект занимательного занятия по ПДД для младших школьников
1. Ознакомление с понятием «остановка», дорожными знаками «Трамвайная (троллейбусная) остановка», «Автобусная остановка». Рассматривание данных дорожных знаков.
Учитель на плакатах или интерактивной доске демонстрирует дорожные знаки: «Трамвайная (троллейбусная) остановка», «Автобусная остановка», - даёт определение понятию «остановка». Далее дети знакомятся с правилами посадки и высадки из маршрутных транспортных средств по материалам Правил дорожного движения.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
2. Правила посадки и высадки из маршрутного транспортного средства.
Маршрутное транспортное средство - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Определены следующие правила посадки в маршрутное транспортное средство:
• Посадку производить только на остановках.
• Подходить к двери только при полной остановке транспортного средства.
• Заходить в транспортное средство следует не толкаясь, пропуская вперед пожилых людей, пассажиров с детьми.
Определены правила выхода из маршрутного транспортного средства:
• К выходу надо готовиться заранее.
• Выходить следует при полной остановке транспортного средства.
• При выходе взрослому необходимо взять ребенка на руки или следует идти впереди него.
• В автобусе и троллейбусе выходят в заднюю дверь, обходят его сзади, в трамвае выходят в переднюю дверь, обходят спереди.
3. Чтение и обсуждение рассказа «Остановка».
Учитель читает текст. Затем ведется обсуждение.
Остановка
Ученик пятого «Б» класса Коля Гаврилов вышел из трамвая на своей остановке, развернулся лицом к замершей краснобелой металлической машине и стал лихорадочно вспоминать: с какой же стороны надо обходить этот массивный, тихоходный по сравнению с проносящимися повсюду шустрыми автомобилями, такой знакомый и неуклюжий с виду транспорт? «Спереди или сзади? Вот в чём вопрос?» - всплыло в голове знакомое выражение, услышанное по телевизору... Но, кроме этой, часто упоминаемой повсюду фразы, в голове больше ничего не было. Совсем.
«Вот в чём вопрос? Вот в чём вопрос?» - стоя перед трамваем как вкопанный, снова и снова твердил про себя Коля. А между тем пора было идти, но правильный ответ так и не всплывал в памяти... «А! Вроде бы спереди, но, по-моему, это неправильно. Обойду-ка я сзади, а то вдруг он тронется с места, попадёшь ещё, чего доброго, под колёса...» - решил вспотевший от волнения школьник и бочком-бочком стал пробираться ближе к трамвайному «хвосту».
Очень скоро трамвай закончился, и Коля осторожно ступил на рельсы, собираясь продолжить свой путь, не обращая внимания на нарастающий шум, звон и стук колёс, доносившиеся из-за неподвижно стоящего трамвая. Вдруг кто-то позади положил ему руку на плечо и произнёс: «Тебе, друг, что, жить надоело?» И тут же мимо остолбеневшего Коли, стоящего за трамваем, по параллельно идущим рельсам проехал встречный трамвай, как две капли воды похожий на тот, который продолжал неподвижно стоять на остановке.
Коля испуганно оглянулся и увидел перед собой нахмурившееся лицо мальчика, одетого в одежду, напоминающую форму инспектора ГАИ.
- Ты кто такой? - удивился Коля.
- Можешь называть меня Мальчиш-Гаиш, - строго сказал незнакомый мальчик, - и я, кстати, только что спас тебе жизнь. Я прихожу на помощь тем, кто попал в опасную ситуацию на дороге... Стараюсь, по крайней мере.
- Спасибо, - только и смог вымолвить нарушитель Правил дорожного движения, ещё не пришедший в себя от испуга, и протянул руку незнакомцу.
- На здоровье, Коля, - приветливо улыбнулся Мальчиш-Гаиш и ответил новому знакомому крепким рукопожатием, - да, Коля, ты разве не знаешь, что трамвай, стоящий на остановке, надо обходить спереди?
- Да знаю вообще-то, но я подумал, что трамвай может поехать вперёд и обойти его сзади будет безопаснее, - ответил Коля.
Собеседник улыбнулся ещё шире.
- То, что ты думаешь, перед тем как что-нибудь сделать, - хорошо, но правила существуют для того, чтобы все их строго- настрого выполняли... как приказы командира в армии, без лишних раздумий, знаешь про это, наверное?
- Слышал о таком, - недовольно пробурчал Коля.
- Вот и отлично, - обрадовался Мальчиш-Гаиш. - Зато теперь тебе не надо объяснять, почему стоящий трамвай надо обходить только спереди.
- Да уж, - выдохнул пятиклассник, у которого в ушах до сих пор стоял звон и стук колёс встречного трамвая.
- Кстати, а что у нас с автобусом и троллейбусом, их как надо обходить? - живо поинтересовался Колин спаситель.
- Ох, не нравятся мне эти загадки, - пронеслось в Колиной голове.
- Сзади? - неуверенно произнёс Коля вслух.
- Ну что же, неплохо, - заметил собеседник, - давай попробуем разобраться. Почему?
- Потому что, - осторожно, словно обходя мысленно воображаемый транспорт, начал Коля, - если автобус и троллейбус обходить спереди, они загородят собой обзор дороги, и тому, кто обходит, не будет видно едущих за ними машин.
- Отлично! - ответил радостный Мальчиш-Гаиш, - теперь я за тебя спокоен».
И вдруг он снова схватил Колю за плечо и стал его трясти, говоря при этом почему-то женским голосом: «Мальчик, мальчик, просыпайся, конечная остановка, приехали».
Коля проснулся, открыл глаза, увидел перед собой кондуктора в оранжевом жилете, встал и не спеша вышел из вагона. Теперь он тоже был спокоен и уверен, так как отныне для него двумя дорожными загадками стало меньше.
4. Беседа.
Учитель. На самом ли деле произошла эта история с мальчиком Колей?
Дети. Нет. Во сне.
Учитель. Как решил обойти трамвай Коля? Как он рассуждал?
Дети. Сзади. Вдруг он тронется с места и попадёт под колёса.
Учитель. Кто остановил мальчика?
Дети. Мальчиш-Гаиш - мальчик, одетый в форму инспектора ГАИ.
Учитель. Какое правило помог вспомнить Мальчиш-Гаиш Коле?
Дети. Трамвай, стоящий на остановке, надо обходить спереди.
Учитель. Почему?
Дети. Водителю движущегося навстречу трамвая хорошо видно выходящих из трамвая пассажиров. Пассажирам видно движущийся навстречу трамвай.
Учитель. Как обходить автобус и троллейбус?
Дети. Сзади.
Учитель. Почему?
Дети. Водителю движущегося транспорта хорошо видно выходящих из автобуса или троллейбуса пассажиров. Пассажирам видно движущийся транспорт.
5. Иллюстрирование фрагментов рассказа и выставка рисунков.
Дети иллюстрируют эпизоды рассказа. Далее проводится рассматривание и обсуждение рисунков.
6. Чтение (заучивание) стихотворения.
Посадку с высадкой возможно
Лишь с тротуара проходить,
При этом очень осторожно
Должны мы их производить.
Организованно, без спешки,
Нам надо в транспорт заходить,
Но в то же время и не мешкать,
Чтоб толчеи не допустить.
Ведь если будем мы толкаться
И суматоху создавать,
То транспорт может задержаться
И на маршруте опоздать
На остановки остальные
(а ведь в пути немало их).
Друзья, давайте, дорогие,
Почаще думать о других.
Ведь транспорт весь, без исключений,
Что выезжает на маршрут,
Имеет графики движений,
И чередой весь день идут:
Автобус рейсовый, троллейбус,
(купить билет не забывай)
И (проживёт ещё, надеюсь,
лет сто как минимум) трамвай.
И если график нарушает
Из них автобус хоть один,
Все остальные опоздают
По расписаниям своим.
В автобус дружно все заходим
Мы через заднюю лишь дверь,
А в дверь переднюю выходим
И объясняем вам теперь,
Что в дверь переднюю посадку
С детьми родители ведут,
Да инвалид и дедка с бабкой
Зайти имеют право тут.
А если школьник ты с тетрадкой
И хочешь вдаль себе катить,
То через заднюю площадку
Ты в дверь обязан заходить.
Похожие статьи:
Методическая разработка классного часа по ПДД, 3 класс
Праздник на тему: Правила дорожного движения для начальных классов. Сценарий
Классный час в начальной школе по правилам дорожного движения. Обязанности пассажиров
Нет комментариев. Ваш будет первым!