Внеклассное мероприятие про насекомых для младшего школьного возраста
Конспект внеклассного занятия по окружающему миру для учащихся 2-3 класса. Тема: Тайны царства насекомых
Цели: познакомить учащихся с жизнью насекомых; рассмотреть взаимосвязи в природе; развивать мышление, наблюдательность; повторить экологические правила; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: рисунки с изображением насекомых, пауков.
Эпиграф на доске:
Человек, который
понимает природу, благороднее.
Л. М. Леонов
Ход занятия
I. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня мы отправляемся в лес, чтобы узнать тайны из жизни насекомых.
Есть на земле два Царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных - Фауна и Царство растений - Флора.
Жители Царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят Царство животных. В свою очередь жители Царства животных оберегают Царство растений от болезней и вредителей. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.
В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: в низинах и горах, на земле и под землей, на растениях и животных, в воздухе, в воде и на ее поверхности. Эти существа - насекомые.
1-й ученик .
Остановитесь на мгновение, замрите...
Как красиво вокруг!
Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток!
Он как будто бы вылеплен весь
Из тончайших серебряных ниток.
2-й ученик.
Паутинки звенят на весу
И колеблются в розовом дыме.
Будто гусли оставив в лесу,
Гусляры не вернулись за ними.
И навеки забытые тут,
Пробужденные ветром рассвета,
Гусли тихо и грустно поют
Песню запаха, звука и цвета.
3-й ученик.
Ребята, как хорошо в лесу!
В прекрасном мире веток и теней.
Все то, что живо, музыкою дышит!
Здесь все поет, здесь даже муравей
Ползет, поет и сам себя не слышит.
II. Путешествие по поляне насекомых.
Учитель. Итак, начинаем наше познавательное путешествие. И вот перед нами поляна насекомых. Какие же тайны они скрывают от нас?
Ученик.
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот темно-красная божья коровка.
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры,
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
С. Маршак
- Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (От слов «насечка», «насекать».)
- Рассмотрите рисунки насекомых. На брюшке видны поперечные полоски - насечки. Определите количество конечностей у насекомых. (Их всегда шесть.)
- Определите количество частей тела. (Их три - голова, грудь, брюшко.)
- Теперь, когда вы знаете три основных признака: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей, вы без труда сможете отличить насекомых от других живых существ. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты - насекомыми.
- Отгадайте загадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей.)
Ученик.
Размышляет муравей под ветвистой елочкой:
- Как бы справиться живей с хвойною иголочкой?
Здесь ложбинка, там бугор, травки встали, как забор...
Пронесу ли я иглу по узлистому стволу?
М. Пожарова
- Как называется «дом», в котором живут муравьи? (Муравейник.)
- Из чего построен муравейник? (Из хвоинок и мелких растительных остатков.)
Мы видим только надземную часть, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейника с множеством ходов и камер. Как мал человек рядом с египетскими пирамидами, так мал и муравей по сравнению со своим жилищем. В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри него поддерживаются необходимые температура и влажность.
На зиму муравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температура не понижается так сильно, как на поверхности. Там, собравшись в тесный ком, они цепенеют до весны. А когда землю пригревает весеннее солнце, муравейник снова оживает.
Видят муравьи плохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают все, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу к своему гнезду, отличают своих жителей от «чужаков».
Муравьи - полезные насекомые. Уничтожая вредных насекомых (гусениц, слизней и др.), они охраняют наши леса.
Учитель. Отгадайте следующую загадку:
Домовитая хозяйка, пролетая над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком. (Пчела.)
- Сейчас мы отправимся на пасеку - место, где люди выращивают пчел. Как называется домик, который человек сделал для пчел? (Улей.)
- Вход в улей называется леток. Как вы думаете, почему? (Потому что пчелы через него влетают в улей.)
Ученик.
Улетела в лес пчела, мед из лесу принесла,
Как росинку-золотинку в соты положила,
И опять собралась в лес, в лес заспешила,
Пчелке-работнице о зиме заботиться.
В улье только одна пчела-матка, это самая крупная пчела, она занята откладыванием яиц, из которых потом выведутся молодые пчелы.
Пчела-матка живет в самой глубине улья и никогда не выходит из него. Как же она питается? (Ее кормят другие пчелы.)
- Правильно. Эти пчелы поменьше матки, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчелы работают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветов нектар, который потом перерабатывают в мед. Также рабочие пчелы собирают в кармашки на задних лапках пыльцу с цветов.
Пчела-строитель строит соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькие пчелки-личинки.
За яйцами и личинками пчел ухаживают пчелы-няньки. Есть в пчелиной семье пчелы-уборщицы, следящие за чистотой в улье и выбрасывающие из него мусор. Но есть и трутни - это пчелы, которые ничего не делают, только едят мед. Когда в улье становится мало меда, пчелы выгоняют трутней-бездельников.
Ученик.
Цветок всю ночь готовит мед, пчелу-сластену в гости ждет,
Бери, мол, но, как другу, мне окажи услугу:
Пыльцу мучную эту перенеси соседу...
Пчела несет ее и вот - цветок увял, но зреет плод.
Н. Грибачев
- Несмотря на разделение обязанностей, есть дела, которыми пчелы занимаются сообща. Так, в жару пчелы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают быстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчел - только для защиты, а не для нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает. Вот так и живет пчелиная семья.
- А вот еще загадка:
С цветочка - на травинку, с листочка на былинку,
Отталкиваясь ножками, летает над дорожками. (Кузнечик.)
Ученик.
Из травы, с зеленой кочки раздается странный звук,
Будто рядом молоточки выбивают: тук-тук-тук!
Будто к наковальне встал очень ловкий человечек.
То в траве застрекотал маленький кузнец - кузнечик.
Вы слышали много раз, как стрекочут кузнечики. Ну, а как они это делают?
На спинке кузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек - жесткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, приподнимает он чуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро-быстро по краю другого крылышка водит. И задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки.
«Здесь я, здесь, - словно бы говорит кузнечик своей стрекучей песней, - и мне хорошо». Он зовет тех, кто хочет с ним подружиться. А тем, кто не хочет этого, он как бы говорит: «Остановитесь, здесь занято, здесь мое место, а вы прыгайте и ползите в другую сторону».
На самых передних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Оказывается, это уши кузнечика. Ими он слышит.
Кузнечик - полезное насекомое, он поедает тлей, мелких гусениц и других вредителей.
- Отгадайте следующую загадку:
Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит - стрекочет. (Стрекоза.)
Стрекоза - это живой вертолет, в котором вместо мотора работают чудо-мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха.
Быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и еще три глазка на темени.
Для развития потомства стрекозе нужна вода. Самка откладывает яйца в воду или на водные растения. Из яичек выходит личинка, которая затем перебирается на сушу.
- Отгадайте загадку:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Вы когда-нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды?
У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Солнце делает наряд бабочек ярким и переливающимся.
Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей. Даже при легком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочки очень нежные, легко повреждаются. Так стоит ли бабочек ловить?
- Чем питаются бабочки? (Нектаром.)
Нектар находится в глубоких чашечках цветов. И бабочка достает его с помощью длинного хоботка, который скручивает в виде спирали.
Все лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут.
- А о ком эта загадка?
Черен, да не ворон, рогат, да не бык,
Шесть ног - без копыт, летит - воет,
Сядет - землю роет. (Жук.)
- Часто мы ловим жуков с красными крыльями и черными точками? Как его называют? (Божья коровка.)
- Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название? (В старые времена «божьим» называли человека безобидного, доверчивого и беззащитного.) Божья коровка также безобидна и беззащитна: не кусается, не царапается. Защищается только тем, что выпускает желтое «молочко». Поэтому и называют ее коровкой.
У божьей коровки два мягких прозрачных крылышка и два твердых надкрылья. При помощи лапок она быстро бегает по листьям, коре, камням. Крылья позволяют ей летать. Когда она готовится взлететь, то раскрывает надкрылья, приподнимает их, выпускает прозрачные крылышки и летит.
Тля - основная пища для божьей коровки. Тля не только истощает растения, высасывая соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растение. Божья коровка - верный помощник человека в борьбе с тлями и другими вредными насекомыми.
Эти полезные жучки ядовиты и почти не имеют врагов. В случае опасности жук прижимает к телу ножки, усики и... падает на землю - «притворяется мертвым». Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка видна издалека. Однако редкая птица пытается отведать этого жука. Если такое и случается, она долго чистит клюв, трясет головой, будто упрекает себя: «И надо же было клевать такую гадость!»
- Отгадайте эту загадку:
Многорукий царь Гордей наплел ловушек да сетей.
Как расставит он ловушки, прошипит: «Ловитесь, мушки». (Паук.)
- Рассмотрите рисунок паука. Относится ли он к насекомым? (У него 8 конечностей, 2 части тела, отсутствуют насечки. Паук не относится к насекомым.)
- Паук относится к паукообразным.
Пауки - гроза насекомых, но для людей они обычно полезны, так как уничтожают несметное количество мух и других вредных насекомых.
Главная особенность пауков - их особенность плести паутину. На брюшке паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Паук использует паутину для устройства яйцевых коконов, выстилания убежищ и постройки ловчих сетей. Середина этих сетей - липкая, это и есть ловушка для добычи, от которой идут сигнальные паутинные нити. Паук выскакивает и хватает добычу. Жертву пауки убивают верхними челюстями и вводят внутрь ее пищеварительный сок, который растворяет ткани жертвы. Затем разжиженное содержимое всасывают, оставляя пустую шкурку.
Если мы будем уничтожать насекомых, кто станет опылять растения?
Исчезнут насекомые - исчезнут растения и птицы, которые ими питаются.
Очень часто весной можно наблюдать как на лугах, по обочинам дорог горит сухая прошлогодняя трава. Нужно ли поджигать старую траву? Как это отразится на жизни природных обитателей?
В траве, под ее защитой устраивают гнезда многие птицы, живут ящерицы. Сколько насекомых находят кров в травинках! Значит, для всех этих живых существ сухая прошлогодняя трава - их дом. Огонь превращает этот дом в черный пепел...
Учитель. Я призываю вас научиться понимать язык животных, уважительно и разумно относиться к ним.
III. Экологическая сценка «Ребенок и Мотылек».
Действующие лица:
Мальчик.
Мотылек.
Мальчик.
Мотылек, как же так?
Целый день ты летал и совсем не устал?
Расскажи, как живешь? Что ты ешь, что ты пьешь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всем.
Мотылек.
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Учитель. Ребята, в чем же главная мысль этой сценки?
Дети. Беречь все живое на Земле! Мотылек здесь символ жизни.
IV. Викторина «Что это за насекомое?».
Учитель читает вопрос-описание, учащиеся угадывают насекомое. Если затрудняются, то учитель дает три варианта ответов.
1. Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.
а) Капустница.
б) Лимонница. +
в) Макан.
2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
а) Муха.
б) Клещ.
в) Комар. +
3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
а) Пчелы.
б) Муравьи. +
в) Стрекозы.
4. Зеленое насекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а) Кузнечик. +
б) Блоха.
в) Долгоносик.
5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку - вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.
а) Оса.
б) Бабочка.
в) Пчела. +
V. Итог занятия.
- Какую роль выполняют насекомые?
- Какие экологические правила мы должны выполнять?
- Что произойдет, если исчезнут все насекомые?
Похожие статьи:
Рассказ про таракана для детей
Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе
Конспект занятия «Птицы нашего двора», 2 класс
Сценарий мероприятия о бережном отношении к природе. Начальная школа
Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Транспорт
Нет комментариев. Ваш будет первым!