Литературно-музыкальная композиция о России. Сценарий для начальной школы

Литературно-музыкальная композиция для начальных классов. Сценарий «С любовью о России»

Цели: воспитывать любовь к нашей родине - России; расширять кругозор; развивать память, речь, внимание; учить понимать смысл стихов, песен и анализировать их.

Оборудование: магнитофон с фонограммами произведений о России, диапроектор с набором слайдов, фотографий родины, родного края, экран, свечи.

Ход композиции

Ведущий. Уважаемые гости, мы рады вас приветствовать в нашем литературно-музыкальном салоне.

Вы присутствуете на премьере литературно-музыкальной композиции «С любовью о России».

Мы хотим показать нашу Родину с неизвестной для вас стороны. «Святая Русь» - вы часто слышали это выражение на уроках истории. Так какая же она - Святая Русь?

Россия - мать.

Святой и зримый

Да будет жребий твой велик.

И сохрани неповторимый

Твой материнский светлый лик.

Звучит музыкальное вступление (во время звучания музыкальных вставок на экране проецируются слайды или показываются фотографии: Благовест, «Агни Парфене»).

Православное песнопение Нектария Агинского, хора братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Мария, Дево Чистая,

Пресвятая Богородице,

Радуйся, Невесте Неневестная.

Царице. Матерь, Дево,

Руно все покрывающее

Радуйся, Невесто Неневестная.

Превысшая Небесных Сил,

Нетварное Сияние. Радуйся,

Невесто Неневестная.

Учитель.

Благорастварение Воздухов,

Благодать под небом, благодать.

Лунная ущербная краюха

Выплыла просторы оглядать.

Старая накидка греет плечи,

Молча за околицей стою.

Что ж вы, думы, в этот чудный вечер

Душу растревожили мою?

Ученик.

Предо мною дальняя дорога,

Перекресток - быть или не быть?

Если ли мне призвание от Бога –

От юродства горькую испить?

Может, скоро, как в забытом детстве,

Растворюсь в тебе, Святая Русь.

И, оставив суету суетствий,

В белую рубаху облекусь.

Учитель.

Старая накидка греет плечи.

Молча за околицей стою.

Что ж вы, думы, в этот чудный вечер

Душу растревожили мою?

Ученики.

Я нарисую старый дом,

Березки, палисадник ветхий,

Огромный вяз (его уж нет),

Отца, глядящего мне вслед,

Окно, лобзающие ветки.

Я нарисую старый дом,

Певцов пернатых на скворечне,

Две тонких яблони в саду,

Кусты черемухи в цвету,

Храм белокаменный, конечно.

Я нарисую старый дом,

Поля с картофельной ботвою,

А вдалеке - холмы и рвы,

Деревья в зелени листвы,

Все позабытое, живое.

Я нарисую старый дом,

Десну и лес, простор обжитый.

Большеголовое дитя

Сидит на лавочке, свистя

В свою свистульку из ракиты.

...Но время не вернуть назад

И не бежать босым по лужам.

Отец, глядящий мне вослед,

Недавно мною был отпет,

А храм отхожим местом служит!

...Споткнулся, замер карандаш,

Не по своей, наверно, воле.

Гляжу в окно на белый свет –

И дома нет, и храма нет...

Бумага, чистая до боли.

Звучит музыкальная вставка: песня «Родник», демонстрируются слайды. Текст читают дети.

Если тебя неудача постигла,

Если не в силах развеять тоску,

Осенью мягкой, осенью тихой

Выйди скорей к моему роднику.

 

За родником - белый храм.

Кладбище старое.

Этот забытый край

Русь нам оставила.

 

Если глаза затуманились влагой,

Из родника поплещи на глаза.

Можешь поплакать, спокойно поплакать,

Кто разберет, где вода, где слеза?

 

За родником - белый храм.

Кладбище старое.

Этот забытый край

Русь нам оставила.

 

Видишь, вон там журавли пролетели,

У горизонта растаял их крик?

... А если ты болен, прикован к постели,

Пусть тебе снится целебный родник.

 

За родником - белый храм.

Кладбище старое

Этот забытый край.

Русь нам оставила.

Музыкальный проигрыш.

 

Витязи былинные

Мчатся на рыси,

Целят копья длинные

Во врагов Руси

 

И ведут неравную

Сечу за страну,

Веру Православную,

За детей, жену...

 

Щит пробит с кольчугою,

Кровь бежит ручьем, -

Помяни их, Господи,

Во Царствии Своем!

 

Воины плечистые

У Бородино:

Может, не речистые,

Не хвастливы, но

 

Будто травы сорные,

Косят гам и тут

Армии отборные.

Держат свой редут.

 

Стон предсмертный слышится:

«Братцы, не уйдем!..»

Помяни их, Господи,

Во Царствии Своем!

Женщина с лицом заплаканным

Тихим голосом, с тоской

Повторяет вслед за дьяконом:

«Со святыми упокой!»

 

Как сказать ей в утешение,

Что усопшие сейчас

Слышат каждое прошение,

И, конечно, видят нас?

 

За невидимой околицей

Кто в раю, а кто во мгле...

И блажен, о ком помолятся

Со слезами на земле!

Звучит музыкальная вставка - песня «Колокольный звон», демонстрируются слайды. Проигрыш.

Колокольный звон

Над землей плывет,

А в монастыре

Братский хор поет:

- Господи, помилуй.

 

Инок-канонарх

Положил поклон,

И тотчас затих

Колокольный звон.

- Господи, помилуй.

 

- Господи, воззвав,

Тенор возгласил,

Канонарху хор

Слаженно вторил:

- Господи, помилуй.

 

Свечи, образа,

Мантии, кресты.

Братия поет

Грустный глас шестый:

- Господи, помилуй.

 

Схимники в крестах,

Бороды, как снег,

Потупив глаза,

Молятся о всех:

- Господи, помилуй.

 

С музыкой такой

Хоть иди на смерть!

Много ли тебе, Русь Святая, петь?

- Господи, помилуй.

 

Он жил всегда лицом ко свету,

Не отводя от солнца взгляд.

И за красу и верность эту

Им любовались все подряд.

 

Подсолнух! Ах какой хороший!

Подсолнух! До чего ж он мил!..

Но как-то шел один прохожий

И вдруг его переломил.

 

Со зла он сделал это или

Из удалого озорства?

Не знаю. Люди говорили

То, что душа его черства.

 

Подсолнух! Ах, какая жалость!..

Подсолнух! До чего ж он слаб!..

Я мимо шел, и сердце сжалось.

Уйти бы мне давно пора б,

 

Да взором глаз, слезами полных,

Которых больше не таю,

Смотрю на сломанный подсолнух

И вижу - Родину свою!

 

Здравствуй, Русь: седые дали,

Плуг и меч, копье и серп,

Край надежды и печали.

Стон дубов и слезы верб...

 

Все твои озера святы,

Все ручьи твои чисты.

Вкус полыни, запах мяты,

И - кресты, кресты, кресты...

 

Все тут мило, от березы

До высоких облаков.

То ли росы, то ли слезы

На стогах твоих веков.

 

Край родной: твои дубравы,

Нивы, села, города, -

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

 

Сколько бед прошло над Русью –

Подсчитать я не берусь.

Только-низко поклонюсь я

И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

Звучит музыкальная вставка - песня «Бом, бом, бом».

Бом, бом, бом - где ж вы, сыны русские?

Бом, бом, бом - почто забыли Мать?

Бом, бом, бом - не вы ль под эту музыку

Шли парадным шагом умирать?!

 

Русь Святая зовет.

Звон плывет, как встарь.

Русь Святая живет,

Пока звонит звонарь.

 

Бом, бом, бом - утро растревожено,

Бом, бом, бом - глушит птичий гвалт.

Бом, бом, бом - спешите в храмы Божии.

Бом, бом, бом - пока еще, пока еще звонят.

Пока, пока еще звонят, пока еще звонят.

Во время звучания песни дети зажигают свечи от свечи, стоящей на столе, а затем друг от друга (по очереди) и стоят с горящими свечами. Затем дарят их взрослым гостям.

Ведущий. Дорогие гости, вы уносите с собой огонь наших сердец. Дома, когда вам почему-то станет грустно, зажгите нашу свечу и вспомните, что Россия велика, но живут в ней ребята школы..., которые своей любовью хотели согреть ваши сердца.

В нашей литературно-музыкальной композиции звучали стихи Евгения Санина, стихи и песни иеромонаха Романа. Стихи читали мы, а песни исполняла Жанна Бичевская.

На этом мы прощаемся с вами.

До новых встреч!

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по сказка. Сценарий для 1-2 класса

Конспекты внеклассных занятий для 3-4 класса

Праздник в начальной школе по творчеству Чуковского

Конкурсы для 1 класса

Внеклассное занятие по правилам дорожного движения, 1 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!