Беседа по правовому воспитанию, 1 класс

Конспект беседы по правовому воспитанию старших дошкольников и младших школьников. Тема: «Право ребенка на охрану духовного и нравственного здоровья»

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред его духовному здоровью, нравственному и психическому развитию. Сюда относится защита ребенка:

♦ от национальной, классовой, социальной нетерпимости;

♦ рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;

♦ пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;

♦ распространения печатной аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение.

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья и нравственности ребенка проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Дорогие ребята! Сегодняшнее наше занятие посвящено правам ребенка на духовное здоровье. Взрослые обязаны защищать детей от информации, наносящей вред духовному и физическому здоровью ребенка.

Представьте себе семью, в которой есть два брата — старший и младший. Старший брат — сильный, красивый юноша. Но у него есть дурная привычка — он курит. Младший братишка во всем берет пример со старшего. Ему кажется, что стать таким же умным и самостоятельным ему поможет сигарета. И вот малыш пробует закурить...

• В чем же состоит вред курения?

В табачном дыме, который человек вдыхает в легкие, содержится множество вредных веществ: и никотин, и угарный газ, и вещества, вызывающие тяжелую болезнь — рак. Эти вещества называются канцерогенами («канцер» — рак).

Курящие люди чаще болеют воспалением легких, бронхитом и бронхиальной астмой. Курильщики губят не только свое здоровье, но и здоровье окружающих. Человек, который провел четыре часа в накуренном помещении, отравляется так же, как человек, выкуривший четыре сигареты. Такое вдыхание сигаретного дыма называют «пассивным курением».

Если ребенок рано пристрастился к курению, он плохо растет, становится ниже ростом и слабее своих сверстников, у него часто болит голова.

Запомните! Курение и здоровье несовместимы!

Сказка «Денис и медвежонок Денни»

На берегу лесной реки в маленькой деревянной избушке жил медвежонок. Каждое утро солнечные лучи заглядывали в окно избушки, скользили по подушке и щекотали Мишкин нос. Медвежонок, которого звали Денни, просыпался, вскакивал с кровати и выходил в лес.

Мишка делал зарядку: приседал, подтягивался на нижнем суку сосны, кувыркался, а потом бежал по тропинке вдоль речки. Наконец он прыгал в прохладную воду и с удовольствием плескался, нырял и плавал. Наплававшись, Денни отправлялся в заросли малины и лакомился сочными сладкими ягодами.

Однажды в лес пришел мальчик Денис. Вчера вечером он ловко вытащил у старшего брата из кармана пару сигарет и теперь решил попробовать покурить. Денис надеялся, что здесь, в лесу, да еще в такой ранний час, его никто не заметит и не отругает за курение.

Мальчик достал из кармана сигарету, чиркнул зажигалкой и втянул в себя синеватый дым.

— Кхе, кхе, кхе! — с непривычки закашлялся он.

Сделав еще одну затяжку, Денис почувствовал, что его затошнило. У него закружилась голова и потемнело в глазах. Он чуть не свалился с пенька.

— Что же это такое? — испугался мальчик. — Вон другие курят — и ничего!

Он вспомнил, как лихо курили, прячась за школой, мальчики постарше, а Денис — худенький и невысокий — мечтал подружиться с ними и быть хоть в чем-то на них похожим!

Вдруг Денис услышал, как кто-то шуршит в зарослях малины.

«Кто бы это мог быть?» — удивился мальчик. Он встал с пенька и осторожно раздвинул ветки кустарника. «Ах, это медвежонок! Совсем маленький, как игрушечный! Да какой

славный! Мохнатый, косолапый, с умными веселыми глазками. Вот бы поймать его и принести в школьный живой уголок!» — подумал Денис и стал осторожно подкрадываться к малышу.

Но медвежонок вдруг опрокинулся на спинку и весело захохотал:

— Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Денис замер от неожиданности: впервые в жизни он видел хохочущего медвежонка! Нахохотавшись вволю, Денни встал на задние лапки и вежливо представился:

— Привет! Меня зовут Денни! А тебя как?

— А меня — Денис! — ответил потрясенный мальчик.

— Ты, наверное, дрессированный медвежонок из цирка? — спросил он.

— Вовсе нет! — ответил Денни. — Я волшебный медвежонок из сказки.

— Ах, вот оно что! — протянул Денис.

— Скажи, над кем ты смеялся? Надо мной? — спросил медвежонка мальчик.

— Конечно, над тобой! Над кем же еще! — ответил Денни.

— А почему? — не унимался Денис.

— Уж больно растерянный у тебя был вид, когда ты чуть не свалился с пенька. Позволь спросить тебя, что ты делал на пеньке? В руках у тебя была какая-то тоненькая белая палочка, из нее шел синеватый дым.

— Ах, это! — небрежно бросил Денис. — Это обыкновенная сигарета. Все их курят, а мне почему-то стало очень плохо!

— Ничего удивительного! — заметил Денни. — Я слышал, что сигареты очень ядовиты, от них можно даже заболеть!

— Заболеть? — удивился Денис. — Но я знаю множество людей, которые курят сигареты, и с ними ничего не случается!

— Но это только вначале! А потом они болеют, кашляют, и, представь, даже умирают.

— Нет, нет! — испуганно воскликнул мальчик. — Я так не хочу!

— Вот и прекрасно! — ответил Денни. — Кстати, не хочешь ли угоститься малинкой? — спросил он, протягивая Денису горсть ягод.

— С удовольствием, — ответил тот, отправляя малину в рот.

— Слушай, Денис, хочешь, я расскажу тебе историю, которую слышал от своей бабушки? Эта история как раз касается курения.

— Что ж, расскажи.

— Ну слушай.

Жил был один Мальчик. Он частенько приходил в лес, садился на пенек и покуривал. Научившись этому от взрослых, он думал, что становится взрослее и умнее.

Моя бабушка в те времена была шаловливым молоденьким медвежонком. Она выглядывала из-за кустов и дразнила Мальчика: Ау! Курильщик, ну догони-ка меня! — и быстро убегала по лесной тропинке. Но Мальчик никогда не мог ее догнать! Он тяжело дышал, задыхался и в конце концов безнадежно отставал.

Шло время. Друзья этого мальчугана, его одноклассники, быстро росли, становились все выше и сильнее. Многие из них приезжали летом на дачу и делали зарубки на стенке старого шкафа, отмечая свой рост. И радовались, когда видели, что каждый год становятся на несколько сантиметров выше.

Мальчик же, о котором рассказывала бабушка, не мог радоваться вместе со всеми. Он заметил, что друзья давно обогнали его и в силе, и росте, и это не давало ему покоя. Он все чаще уходил в лес, долго грустил, а потом закуривал сигарету и молча пускал дым. Он больше не важничал, что похож на взрослых, — ведь все смеялись над ним, и никто не брал его с собой играть! Такая вот грустная история! — закончил Денни. — Надеюсь, с тобой этого не случится, — прибавил он. — Хочешь, дорогой Денис, я научу тебя хорошо плавать, быстро бегать, высоко прыгать, стать сильным, веселым и счастливым?

— Конечно, хочу! — обрадовался Денис.

— Тогда забудь о курении! Выброси сигареты подальше в кусты и начинай тренировки. Каждое утро приходи на эту полянку. Мы будем вместе играть в футбол, плескаться в реке, подтягиваться, бегать и прыгать. Ты и не заметишь, как подрастешь, станешь сильным и здоровым.

— Спасибо, Денни! — ответил мальчик и забросил сигареты подальше в кусты. — Больше я не буду курить, а спортом займусь непременно!

Вопросы

1. Где жил медвежонок Денни?

2. Чем он занимался по утрам?

3. Кто пришел на лесную полянку?

4. Что стал делать мальчик Денис, усевшись на пенек?

5. Почему Денис курил?

6. Как вы думаете, поможет ли ему курение стать самостоятельным и сильным?

7. Кто заметил Дениса?

8. О чем рассказал медвежонок Денни мальчику?

9. О чем договорились мальчик и медвежонок?

10. Хорошо ли сделал Денис, бросив в лесу сигаретную пачку?

Многие очень любят смотреть телевизор. Телевизионная передача часто прерывается рекламой. Что же рекламируют на экране? Разные товары — косметику, бытовую химию, электроприборы, одежду.

По закону, защищающему права ребенка, нельзя рекламировать в газетах, журналах, по телевидению ни сигареты, ни спиртные напитки — пиво, водку, вино. Когда ребенок видит в рекламе, что компания молодых, здоровых, розовощеких парней и девушек веселится и подкрепляет веселье пивом, он думает, что молодежь поступает правильно! Ведь дети верят взрослым и особенно тому, о чем рассказывается с экрана телевизора, о чем пишется в газетах и журналах.

У ребенка еще нет жизненного опыта, он часто не знает, что хорошо, а что плохо, у него вырабатываются вредные привычки. Давайте поговорим о них!

• Как вы думаете, что такое привычка?

Привычка — такое действие, без которого мы не можем жить. Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они совершаются словно сами собой. Кроме того, они помогают сохранить здоровье и облегчить вашу жизнь.

• Какие вы знаете полезные привычки?

Правильно. Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаляться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня.

• А еще? Какие нужные действия мы совершаем как бы автоматически?

Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.

• Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

Конечно, плохо. Потому что потом на поиски нужной вещи вы потратите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!

Кстати, замечательная привычка ценить время, и свое, и своих родных, и друзей! Недаром говорят: «Точность — вежливость королей». Значит, невежливо опаздывать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортивную секцию.

• О каких еще хороших привычках мы забыли?

Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — хорошие привычки. Полезная привычка — соблюдение правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным — замечательная привычка.

Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Это несоблюдение режима дня, малая подвижность, курение и другие нехорошие вещи (например, бросать мусор на землю, в лесу на траву).

Многие дети, видя, что взрослые курят, хотят подражать им, чтобы казаться взрослее и самостоятельнее, затягиваются сигаретой. Ничего хорошего из этого не получается: сразу начинает тошнить и кружиться голова!

У некоторых из нас есть привычки: и хорошие и дурные. Редко встретишь человека, у которого одни только хорошие, полезные привычки. Но с вредными привычками надо бороться. Победить их поможет сила воли.

Привычки

Есть у лисички

Хорошие привычки:

Собираясь в гости,

Холить пышный хвостик,

Приучать лисяток

Соблюдать порядок.

Есть у лисички

Дурные привычки:

В курятник — шасть

И курочку украсть.

Вопросы

1. Расскажите о своих полезных привычках.

2. Есть ли у вас вредные привычки? Какие?

3. Почему полезные привычки помогают здоровью?

4. Полезная ли привычка мыть руки с мылом? Убирать свою комнату? Следить за опрятностью?

5. Полезная или вредная привычка разбрасывать книги, вещи, одежду?

6. Почему курение — очень вредная привычка?

7. Как вы думаете, грызть ногти — полезная или вредная привычка?

8. Бросать на землю или в траву мусор — вредно или полезно.

Отгадайте, какие привычки полезные, а какие вредные.

Разбросал я книги, вещи

И искал их целый вечер. (Вредная.)

 

Шелуху от семечек

Плюю я на скамеечке. (Вредная.)

 

Бросить фантик в травку дурно —

Отнесу его я в урну. (Полезная.)

 

Мою грязную посуду,

Пол помыть я не забуду. (Полезная.)

 

Слетелись мухи к мягкой булке —

Ее я бросил на прогулке. (Вредная.)

 

Пылесосом убираю,

Пыли я не оставляю (Полезная.)

 

Ногти очень грызть люблю,

Всех микробов я ловлю. (Вредная.)

Задание

Нарисуйте и раскрасьте: одежную щетку, полку с аккуратно расставленными книгами, чистую тарелку, ложку, чашку, вилку, ножик, кусок мыла, губку.

Маленьких детей нужно оберегать от фильмов, в которых льется кровь, торжествует жестокость, есть сцены насилия. Ведь дети очень впечатлительны, они не любят сказки, которые плохо заканчиваются. Ужасные кровавые сцены могут сниться малышам в виде ночных кошмаров, разрушая психическое и физическое здоровье.

Поговорим о детских игрушках и играх.

• Как вы думаете, могут ли игрушки принести вред ребенку?

Могут! Все знают, что совсем маленькие дети любой предмет хотят попробовать на вкус. Дали малышу яркую резиновую игрушку или пластмассовую погремушку, он тотчас тянет ее в рот. Когда у ребенка режутся зубки, он пытается грызть все, что попадется.

Но ведь бывает так, что игрушки сделаны из некачественной и даже ядовитой резины, а с пластмассовых шариков и петушков облезает краска. Такие игрушки опасны для здоровья малыша! Поэтому все игрушки, прежде чем они попадут в магазин, обследуются специалистами. Они-то и выносят заключение, можно ли ребенку играть такими игрушками или нет.

Представьте, что вы с друзьями пришли на детскую площадку. Здесь есть качели, деревянная горка, карусели, лесенки. Но если они старые, заржавевшие или сгнившие, играть на них опасно!

Взрослые обязаны навести порядок на детской площадке, починить качели и карусели или поставить новые, чтобы защитить здоровье ребенка!

Вопросы

1. Почему ребенка следует защищать от рекламы табачных и алкогольных изделий?

2. Почему фильмы ужасов, сцены насилия могут нанести вред духовному здоровью ребенка?

3. Могут ли игрушки или игры нанести вред здоровью детей?

Население земли очень велико! Люди, живущие на нашей планете, относятся к разным расам и нациям.

• Что такое раса?

Это большая группа человечества, объединенная общими признаками — цветом кожи, волос, разрезом глаз. Люди, живущие в Европе, относятся к европеоидной расе, живущие в Африке — к негроидной, в Азии — к монголоидной.

Люди, объединенные общей территорией, говорящие на одном языке, имеющие сходную культуру и традиции, составляют определенную нацию.

Но все человечество, независимо от цвета кожи и разреза глаз, языка и культуры, мечтает быть счастливым и здоровым, жить в мире и согласии, трудиться, растить детей. Взрослые должны прививать им умение ладить с людьми, жить дружно и мирно, терпимо относиться к людям другой национальности, уважать обычаи и традиции другого народа.

Проявление уважения, терпимости к окружающим называется толерантностью. Обязанность взрослых — защищать малышей от пропаганды социального, расового и национального неравенства, от нетерпимости по отношению к другим расам, нациям и народам.

Дружите, дети!

Мыс тобою не похожи

Цветом глаз и цветом кожи.

Разный цвет волос у нас —

Мы с тобой из разных рас.

 

Ну так что же,

Что с тобою мы ни капли не похожи?

Мы ведь дети — ты и я,

И у нас одна Земля.

Надо мной и над тобою

Всюду небо голубое,

В ясном небе солнце светит,

Шепчет нам: «Дружите, дети!»

Похожие статьи:

Конспект классного часа для 1 класса

Классный час для 1 класса

Конспекты классных часов для 1 класса

Классный час в 1 классе по теме «Конфликты и как их решать»

Классный час в 1 классе по теме «Чудо земли – хлеб»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!