Урок литературного чтения, 3 класс. Паустовский «Барсучий нос»
Конспект урока литературного чтения «К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Текст из энциклопедии «Барсук»» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: продолжить работу над произведением К. Паустовского «Барсучий нос»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки пересказа; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: предметные: сравнивать художественный и научно-популярный текст, определять отличительные особенности одного и другого текста, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); метапредметные: умение работать с текстом повествовательного характера (тема, основная мысль, развитие действия, герои и их характеристика), работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: осмыслять понятия любовь, малая родина, природа.
Оборудование: выставка книг и портрет К. Паустовского, магнитная азбука.
⇒ К. Паустовский "Барсучий нос"
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Прочитайте стихотворение медленно.
Под березкой, на горе,
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкает ухо
Шум березовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами...
Скрипнет ветка или сук —
Приоткроет глаз барсук,
Чутким ухом поведет,
Усмехнется и уснет:
Ведь нора у барсука Глубока...
Т. Белозеров
— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с ускорением; очень быстро).
III. Работа по теме урока
1. Проверка домашнего задания
— Расскажите текст от имени мальчика.
2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»
— А сейчас попробуйте пересказать рассказ другу по телефону. (Учащиеся работают по заданиям на с. 29.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа
— Понравилось ли вам произведение? Чем?
— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните.
— Что вы знаете об авторе рассказа «Барсучий нос»?
— Хотите узнать о нем подробнее?
Любимой наукой Константина Паустовского в юности была география, что проявилось в стремлении увидеть мир и рассказать об этом, поделившись с читателями полученными впечатлениями. Он писал: «Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России... Она завладела мной сразу и навсегда... С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Та- руску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».
2. Работа по учебнику
С. 102
— Прочитайте текст «Барсук» из энциклопедии.
— Какой это текст?
(Работа по вопросам № 14, 15 на с. 102 учебника.)
3. Сравнение текстов
— Сравните текст художественного произведения К. Паустовского «Барсучий нос» с текстом «Барсук» из энциклопедии. В чем особенность каждого из них?
— Обратите внимание на то, как в каждом тексте рассказывается о барсуке.
— В каком тексте просто сообщается о барсуке, его особенностях, а в каком переданы эмоции и чувства автора?
— Какой вывод мы можем сделать? (Первый текст художественный, второй — научный.)
— Запишите ответ в «Творческую тетрадь».
VI. Рефлексия
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Ребята, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?
— Дома подготовьте пересказ от имени барсука. Какой это будет текст по жанру? (Сказка.)
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени барсука.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!