Урок литературного чтения, 3 класс. Паустовский «Барсучий нос»

Конспект урока литературного чтения «К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Текст из энциклопедии «Барсук»» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить работу над произведением К. Паустовского «Барсучий нос»; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки пересказа; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: предметные: сравнивать художественный и научно-популярный текст, определять отличительные особенности одного и другого текста, определять в художественном тексте средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение); метапредметные: умение работать с текстом повествовательного характера (тема, основная мысль, развитие действия, герои и их характеристика), работать в группе (определение лидера, соотнесение позиций группы с личными позициями); личностные: осмыслять понятия любовь, малая родина, природа.

Оборудование: выставка книг и портрет К. Паустовского, магнитная азбука.

К. Паустовский "Барсучий нос"

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение медленно.

Под березкой, на горе,

Спит барсук в своей норе.

А нора у барсука

Глубока-преглубока.

Барсуку тепло и сухо,

Целый день ласкает ухо

Шум березовых ветвей

Да сопение детей:

На подстилке крепко спят

Мальчики с усами

И от сытости сопят

Влажными носами...

Скрипнет ветка или сук —

Приоткроет глаз барсук,

Чутким ухом поведет,

Усмехнется и уснет:

Ведь нора у барсука Глубока...

Т. Белозеров

— Прочитайте вопросительно (утвердительно; сердито; весело; с ускорением; очень быстро).

III. Работа по теме урока

1. Проверка домашнего задания

— Расскажите текст от имени мальчика.

2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»

— А сейчас попробуйте пересказать рассказ другу по телефону. (Учащиеся работают по заданиям на с. 29.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа

— Понравилось ли вам произведение? Чем?

— Почему автор дал такое название рассказу? Можно ли его озаглавить иначе? Объясните.

— Что вы знаете об авторе рассказа «Барсучий нос»?

— Хотите узнать о нем подробнее?

Любимой наукой Константина Паустовского в юности была география, что проявилось в стремлении увидеть мир и рассказать об этом, поделившись с читателями полученными впечатлениями. Он писал: «Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России... Она завладела мной сразу и навсегда... С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Та- руску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».

2. Работа по учебнику

С. 102

— Прочитайте текст «Барсук» из энциклопедии.

— Какой это текст?

(Работа по вопросам № 14, 15 на с. 102 учебника.)

3. Сравнение текстов

— Сравните текст художественного произведения К. Паустовского «Барсучий нос» с текстом «Барсук» из энциклопедии. В чем особенность каждого из них?

— Обратите внимание на то, как в каждом тексте рассказывается о барсуке.

— В каком тексте просто сообщается о барсуке, его особенностях, а в каком переданы эмоции и чувства автора?

— Какой вывод мы можем сделать? (Первый текст художественный, второй — научный.)

— Запишите ответ в «Творческую тетрадь».

VI. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

— Ребята, зачем нужно постигать тайны природы? Чем является для человека природа?

— Дома подготовьте пересказ от имени барсука. Какой это будет текст по жанру? (Сказка.)

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени барсука.

Похожие статьи:

Крылов «Тришкин кафтан»

Крылов «Кукушка и Орёл»

Крылов «Две Собаки»

Крылов «Обоз»

Внеклассное занятие по литературному чтению, 3 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!