Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России

Урок окружающего мира для 2 класса. УМК А.А. Плешакова

Цель: расширить представления о звездах и созвездиях. Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника с описанием; пользоваться дополнительными источниками информации (атлас-определитель, дополнительная литература, Интернет).

Оборудование: карта звездного неба, школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия»; у учащихся — пластилин, принадлежности для лепки, лист картона.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Угадай-ка»

• О каком времени года идет речь?

Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. (Об осени.)

• Явление неживой природы, при котором температура воздуха опускается ниже 0 °С в теплое время года. Верная примета этого явления — лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. (Заморозки.)

• Ночи темнее, дни холоднее,

Листья пожелтели, птицы улетели.

Мелкий затяжной дождик поливает.

Как это время народ называет? (Осень.)

• В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед — забереги. Это говорит о том, что на реках, озерах, прудах начинается... (ледостав).

• Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко,

Стало видно далеко. (Туман.)

• Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.)

• Холодное и дождливое время. Иногда идет мокрый снег, во всем чувствуется приближение зимы. (Поздняя осень.)

• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни стали заметно короче, на улице началось... (похолодание).

• Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)

• Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег.)

• Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одни из первых улетают на юг. (Стрижи.)

• Журавли летят углом, его называют... (клином).

• Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в... (стаи)».

• Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

• Птицы, которые не улетают и круглый год живут у нас. (Оседлые.)

• Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Осенью всех удивляет,

Шубки цвет своей меняет. (Заяц.)

• Птицы, улетающие в теплые края осенью и возвращающиеся весной. (Перелетные.)

• Хвойное дерево, сбрасывающее осенью свои иголки. (Лиственница.)

• С приходом осени количество корма для птиц уменьшается или он исчезает совсем, это значит, что птиц ждет... (голод).

• Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает, осенью грибы сушит, орехи и шишки заготавливает. (Белка.)

• Хоть я не молоток —

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной,

Морозов не боюсь:

В лесу я остаюсь. (Дятел.)

2. Проверка домашнего задания

(Выставка рисунков «Красота осени», выступления учащихся, подготовивших фоторассказы. Рассказы о ласточках и стрижах.) (Можно использовать КИМы (тест 8, с. 14).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске карта звездного неба.)

— Посмотрите на карту. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О звездах.)

— Прочитайте тему урока на с. 40 учебника. (Звездное небо.)

— Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте в учебнике, какие задачи нам предлагает выполнить Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте вопросы на с. 40. Как вы ответите на них? Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. В безоблачный ясный вечер небо над головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце — это одна из звезд. Самые горячие звезды голубого цвета, другие, менее горячие, — красного. Звезды отличаются размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики.

Значками разной величины на карте показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет свое название. Самые яркие из них подписаны: Сириус, Вега, Полярная звезда и др. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние Ученые объединили в созвездия. Каждому созвездию они дали свое, часто сказочное, легендарное наименование: Большая Медведица, Кассиопея, Орион, Лебедь, Волопас и др.

— Отгадайте загадку.

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Ковш Большой Медведицы.)

— Прочитайте описание созвездий на с. 41. Найдите их на рисунке на с. 40.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 15).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

Упражнение «Ухо — нос»

(Правой рукой беремся за левое ухо, а левой дотрагиваемся до кончика носа. По хлопку меняем положение рук. Повторяем три раза.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Моделирование

— Вылепите из пластилина модели изученных созвездий. Для этого пластилиновые звезды расположите на листе картона в правильном порядке.

(После выполнения задания проводится выставка работ.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте информацию на страничках для любознательных (с. 42-43).

(Можно использовать школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия».)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 43, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Что нового вы узнали?

— Что еще вы хотели бы узнать о звездах и созвездиях?

Домашнее задание

1. Вместе со взрослыми понаблюдать звездное небо, найти на нем изученные созвездия.

2. Узнать из других источников о зодиакальных созвездиях. Узнать свой знак зодиака.

3. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 15).

Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa

Похожие статьи:

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс

Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Животные живого уголка. Плешаков

Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!