Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России
Урок окружающего мира для 2 класса. УМК А.А. Плешакова
Цель: расширить представления о звездах и созвездиях. Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать звездное небо и находить на нем изученные созвездия; сопоставлять иллюстрации учебника с описанием; пользоваться дополнительными источниками информации (атлас-определитель, дополнительная литература, Интернет).
Оборудование: карта звездного неба, школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия»; у учащихся — пластилин, принадлежности для лепки, лист картона.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Угадай-ка»
• О каком времени года идет речь?
Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. (Об осени.)
• Явление неживой природы, при котором температура воздуха опускается ниже 0 °С в теплое время года. Верная примета этого явления — лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. (Заморозки.)
• Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Мелкий затяжной дождик поливает.
Как это время народ называет? (Осень.)
• В холодные осенние дни вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед — забереги. Это говорит о том, что на реках, озерах, прудах начинается... (ледостав).
• Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман.)
• Не снег и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.)
• Холодное и дождливое время. Иногда идет мокрый снег, во всем чувствуется приближение зимы. (Поздняя осень.)
• Солнце поднимается в небе не так высоко, дни стали заметно короче, на улице началось... (похолодание).
• Это явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)
• Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег.)
• Небольшие перелетные птицы черного цвета с белой грудкой, похожие на ласточек, одни из первых улетают на юг. (Стрижи.)
• Журавли летят углом, его называют... (клином).
• Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученно. Говорят: «Птицы собираются в... (стаи)».
• Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
• Птицы, которые не улетают и круглый год живут у нас. (Оседлые.)
• Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет,
Шубки цвет своей меняет. (Заяц.)
• Птицы, улетающие в теплые края осенью и возвращающиеся весной. (Перелетные.)
• Хвойное дерево, сбрасывающее осенью свои иголки. (Лиственница.)
• С приходом осени количество корма для птиц уменьшается или он исчезает совсем, это значит, что птиц ждет... (голод).
• Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает, осенью грибы сушит, орехи и шишки заготавливает. (Белка.)
• Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной,
Морозов не боюсь:
В лесу я остаюсь. (Дятел.)
2. Проверка домашнего задания
(Выставка рисунков «Красота осени», выступления учащихся, подготовивших фоторассказы. Рассказы о ласточках и стрижах.) (Можно использовать КИМы (тест 8, с. 14).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске карта звездного неба.)
— Посмотрите на карту. Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О звездах.)
— Прочитайте тему урока на с. 40 учебника. (Звездное небо.)
— Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Проверьте свои предположения. Прочитайте в учебнике, какие задачи нам предлагает выполнить Муравьишка.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Прочитайте вопросы на с. 40. Как вы ответите на них? Мир звезд чрезвычайно разнообразен, и чем больше мы о нем знаем, тем интереснее путешествовать по звездному небу. В безоблачный ясный вечер небо над головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда — это огромный светящийся раскаленный шар. Солнце — это одна из звезд. Самые горячие звезды голубого цвета, другие, менее горячие, — красного. Звезды отличаются размерами. Есть звезды-гиганты, а есть звезды-карлики.
Значками разной величины на карте показаны звезды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет свое название. Самые яркие из них подписаны: Сириус, Вега, Полярная звезда и др. Наиболее яркие, заметные на темном небе звезды древние Ученые объединили в созвездия. Каждому созвездию они дали свое, часто сказочное, легендарное наименование: Большая Медведица, Кассиопея, Орион, Лебедь, Волопас и др.
— Отгадайте загадку.
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Ковш Большой Медведицы.)
— Прочитайте описание созвездий на с. 41. Найдите их на рисунке на с. 40.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради № 1, 2 (с. 15).
(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)
V. Физкультминутка
Упражнение «Ухо — нос»
(Правой рукой беремся за левое ухо, а левой дотрагиваемся до кончика носа. По хлопку меняем положение рук. Повторяем три раза.)
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Моделирование
— Вылепите из пластилина модели изученных созвездий. Для этого пластилиновые звезды расположите на листе картона в правильном порядке.
(После выполнения задания проводится выставка работ.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте информацию на страничках для любознательных (с. 42-43).
(Можно использовать школьный словарик «Планеты, звезды, созвездия».)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 43, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Что еще вы хотели бы узнать о звездах и созвездиях?
Домашнее задание
1. Вместе со взрослыми понаблюдать звездное небо, найти на нем изученные созвездия.
2. Узнать из других источников о зодиакальных созвездиях. Узнать свой знак зодиака.
3. Рабочая тетрадь: № 3 (с. 15).
Автор: Мaксимoвa Тaтьянa Hиколaевнa
Похожие статьи:
Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Животные живого уголка. Плешаков
Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!