Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Животные живого уголка. Плешаков

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. Школа России

Цель: познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за этими животными.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека; научатся ухаживать за животными живого уголка; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения.

Оборудование: приспособления для ухода за животными живого уголка; у учащихся — атлас-определитель «От земли до неба».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

(Проверка заданий в рабочей тетради в парах.)

2. Викторина «Знаешь ли ты?»

1. «Зеленый паучок» — растение с длинными свешивающимися усами, на которых вырастают растеньица-детки. (Хлорофитум.)

2. Растение, которое имеет прозвище ванька-мокрый. (Бальзамин.)

3. Растение со свисающими веточками. (Традесканция.)

4. Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус.)

5. Растение с толстыми мясистыми листьями, обладающее лекарственными свойствами, применяется для полоскания горла. (Каланхоэ.)

6. Очень распространенное комнатное растение с цветками розового, белого, красного цвета, которые собраны в зонтик. Хорошо очищает воздух. (Герань.)

(Можно использовать КИМы (тест 18, с. 24).)

III. Самоопределение к деятельности

— Вспомните, с какой целью человек разводит домашних животных, кормит их, строит им жилища. (Домашние животные приносят пользу человеку.)

— Я буду называть домашнее животное, а вы говорите, что оно дает человеку.

• Корова. (Молоко, мясо, шкуру.)

• Коза. (Молоко, шерсть.)

• Свинья. (Мясо, кожу.)

• Курица. (Яйцо, перо, мясо.)

• Гусь. (Яйцо, перо, мясо.)

• Пчела. (Мед, воск.)

— Ребята, а у кого из вас есть дома попугаи, рыбки?

(Дети поднимают руки.)

— А они какую пользу приносят? (Ответы детей.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О домашних животных.)

— Прочитайте тему урока на с. 80 учебника. (Животные живого уголка.)

— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, правильно ли вы предположили, в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 30).

(Самостоятельное выполнение.)

2. Беседа, работа по учебнику

Чтобы завести дома какое-нибудь животное, надо больше о нем узнать. На первый взгляд кажется, что все замечательно, легко и просто. Например, ты пришел домой, а там тебя ждет твой Друг — собака, ты с ней попрыгал, поиграл, и все. А оказывается, что с собакой надо гулять (а для этого вставать рано-рано), готовить для нее еду, мыть ей лапы после прогулки, расчесывать шерсть и т. д. Захочется ли вам взять на себя такую ответственность? Вот поэтому, прежде чем завести животное, надо все о нем узнать.

Давайте сначала поговорим об аквариумных рыбках.

Обычно свой первый аквариум ребята устраивают так: поймают в пруду карасиков, возьмут стеклянную банку, положат туда песок, посадят растения, пустят улиток — и аквариум готов. Но вот беда: оставят такой аквариум на солнце, вода нагреется, и погибнут карасики. Или положат карасикам так много хлебных крошек, что вода помутнеет и испортится. Поэтому, когда будете заводить рыб, всегда помните, что аквариум — это их дом. Рыбам в нем должно быть так же хорошо, как и в пруду, в речке, в озере. Надо точно знать, каких рыб чем кормить, каких улиток нельзя пускать в аквариум.

— Рассмотрите рисунок на с. 80 учебника.

— Каких рыбок вы знаете? (Ответы детей.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 30).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

4. Работа с атласом-определителем

— Подготовьте сообщение о рыбках, используя информацию из атласа-определителя.

(Учащиеся работают с атласом, выступают с сообщениями.)

5. Беседа, работа по учебнику

— Как следует ухаживать за рыбками? (Ответы детей.)

— Прочитайте об этом на с. 82 учебника.

(Учитель демонстрирует приспособления по уходу за рыбками: сачок, скребок, термометр и др.)

Правила ухода за аквариумными рыбками

1. Аквариум должен стоять около окна. Прямые солнечные лучи вредны для жителей нашего мини-водоема, поэтому на подоконник нужно поставить цветы.

2. Снабжение воды воздухом должно происходить систематически или через воздуходувный аппарат, или с помощью подливания свежей отстоянной воды. Температура воды для разных рыб своя, от + 15 до +20 градусов. Менять воду можно редко и понемногу — один раз в неделю.

3. Стекла аквариума надо чистить изнутри специальным скребком приблизительно через день. Если нет скребка, то осторожно рукой или тряпкой. Чистку аквариума надо производить с помощью гуттаперчевого сифона, водя им по дну и стараясь захватить как можно больше грязи.

4. Кормить рыб можно по-разному. Когда заводите рыбок какой-то определенной породы, нужно узнать, какой корм для них лучше подходит.

V. Физкультминутка

Дружно встали —

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо.)

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Поворот вправо.)

Через левое плечо.

(Поворот влево.)

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Выполните задание 2 на с. 81.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 140.

Попугайчики — очень красивые птицы. Они легко переносят неволю и живут в клетке по несколько десятков лет. Всего известно более 300 видов попугаев. Попугаи общаются, издавая резкие, громкие крики или нежное щебетание. Но они могут научиться подражать человеческой речи, повторяя отдельные слова и даже целые фразы. Попугаи любознательны, сообразительны, хорошо приручаются.

Правила ухода за волнистыми попугайчиками

1. Клетка попугая должна быть с горизонтальными прутьями, чтобы по ним можно было лазить.

2. Клетка не должна находиться рядом с телевизором и нагревательными приборами, стоять на сквозняке или под прямыми солнечными лучами.

3. В клетке должны находиться посуда с питьевой водой, кормом и ванночкой. Корм и воду надо менять каждое утро.

4. К корму нужно добавлять хорошо промытую зелень, ломтик яблока или груши.

5. Попугайчика нужно каждый день выпускать полетать.

6. Зимой воздух в помещении нужно поддерживать влажным.

7. Каждый день птичке нужно приносить ивовую веточку.

Канарейка — одна из немногих полностью одомашненных птиц. Дикие предки не отличались разнообразием форм, окраски и пения. Теперь любители вывели множество оригинальных разновидностей. В период размножения в клетку, где содержатся канарейки — самец и самка — ставят гнездо, сплетенное из веревок или проволоки, кладут в клетку материал для выстилания гнезда: кусочки ваты, мха, обрывки бечевок. Самка откладывает три-четыре яйца. Глаза у птенцов открываются на седьмой день, тогда же начинают пробиваться перья, а через 20 дней птенцы уже пробуют летать.

Можно держать дома и черепах, они лучше всего чувствуют себя при температуре +18...+20 градусов. При более низкой температуре черепахи малоподвижны. Кормить их можно земляными червями, сырым мясом, рыбой, живыми головастиками. Размножаются черепахи в неволе редко.

Морские свинки — это маленькие, очень симпатичные грызуны, завезенные к нам из Америки. Они неприхотливы в еде, быстро размножаются, но очень подвержены всевозможным заболеваниям: плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Содержать их надо в светлом сухом помещении, но в специальной клетке, которую необходимо убирать каждый день. Кормят их морковью, свеклой, сеном, овсом, отрубями. В пищу обязательно добавляют соль. Каждый день в клетку нужно ставить чистую воду.

Сирийские хомячки — толстенькие веселые зверьки величиной с крупную мышь, с большими глазами и яркой пушистой шубкой. Они не кусаются, не грызут мебель, им можно позволять свободно бегать по комнате. Дом для них можно устроить в старом аквариуме. Ухаживать за ними очень легко.

— Прочитайте текст на с. 83. Расскажите об уходе за хомячками.

2. Практическая работа

(Если в школе есть живой уголок, то организуется практическая работа по уходу за животными.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 83, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Чему вы научились? Какие выводы сделали?

— Все ли задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 3, 4 (с. 31).

2. Подготовить сообщение о своем питомце.

Дополнительный материал

Об аквариумных рыбках

Макроподы обычно бывают длиной 5—6 см. Тело у них с яркими поперечными полосками. Родина этих рыбок — Китай.

Гурами — рыбка, украшенная блестящими пятнышками, напоминающими жемчужины. Длина тела до 11 см. Спереди на брюшке две длинные нити, которые служат органом осязания. (Осязание — способность чувствовать тепло, холод при прикосновении к предметам.) Родина этих рыбок — Юго-Восточная Азия.

Данио-рерио — изящные проворные рыбки, украшенные продольными полосками. Обычно держатся стайкой. Длина около 4 см. Родина — Индия.

Гуппи — самые распространенные аквариумные рыбки. Длина самцов 2—3 см, самок — 3—4 см. Самцы ярче, наряднее самок. Гуппи — живородящие рыбки. Родина их - Южная Америка.

Сомики обычно держатся у дна. Длина тела от 4 до 8 см. Родина — Южная Америка.

Сомик торракатум. Эти рыбки живут в красивейшей реке мира — Амазонке, а также на экзотическом острове Мартиника. Все тело рыбок покрыто темными пятнами и разводами. У самок нижняя часть тела белая, у взрослых самцов — серо-фиолетовая. По характеру эти рыбки миролюбивы, их можно смело пускать в свой аквариум. За ними очень интересно наблюдать. Они любят жить стайками, выбирают в аквариуме слабо освещенные места, обожают укрытия и целыми днями роются в грунте, разыскивая остатки корма.

Сомики предпочитают просторные аквариумы с температурой воды +20...+24 °С. Этих рыбок часто называют санитарами, потому что они очищают дно аквариума, доставая корм из самых труднодоступных мест.

Меченосец. Эту тропическую рыбку знают абсолютно все, кто держит аквариум. Она привлекает внимание очень яркой окраской. Родина этой красивой рыбки — воды Мексики, Гватемалы, Гондураса. В Европу эти рыбки были завезены еще в 1909 г. Самки меченосцев достигают в длину 12 см, а самцы — только 8 см. Своим названием эти рыбы обязаны «мечу» на нижнем крае хвостового плавника у самцов.

Меченосцы очень популярны в нашей стране, и это не удивительно, ведь их яркая красная окраска, рождение живых мальков, простота в содержании и кормлении привлекают внимание буквально всех, от мала до велика. Меченосцы миролюбивы и легко уживаются со всеми обитателями аквариума.

О животных и птицах

Морская свинка значительно крупнее хомячков. Ее родина — Южная Америка. Выведено много пород морских свинок, которые различаются особенностями шерсти и окраской.

Волнистые попугайчики — распространенные обитатели домашних и школьных живых уголков. Их родина — Австралия. Волнистыми они названы потому, что на голове, спине и крыльях у них темный волнистый рисунок. У взрослого попугайчика-самца основание клюва синее, у самки — коричневого или телесного цвета. Волнистые попугайчики могут научиться говорить.

Канарейки были привезены с Канарских островов, которые находятся в Атлантическом океане, за что и получили свое название. Это маленькие птички, звонко и красиво поющие. Выведены породы канареек с разной окраской оперения, но чаще всего встречаются желтые.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России

Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России

Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!