Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме. Школа России
План-конспект по окружающему миру во 2 классе. В гости к зиме (урок). УМК А.А. Плешакова
Цели: обобщить наблюдения над зимними природными явлениями; раскрыть связи между живой и неживой природой.
Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.
Оборудование: листы с тестами, картинки с изображением животных и зимующих птиц, зимние пейзажи; у учащихся — шишки ели, лупа, цветные карандаши, фишки с номерами, клей.
Предварительная подготовка: учащиеся вырезают плоды деревьев из приложения к рабочей тетради (с. 57).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа по вопросам
- Как вы были одеты во время экскурсии? Так ли вы одевались осенью? Почему?
- Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?
- Какие лиственные деревья и кустарники вы видели на экскурсии? Как они изменились по сравнению с осенью?
- Какие хвойные растения вы видели на экскурсии? Изменились ли они по сравнению с осенью?
- Видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелеными? Почему они не замерзают?
- Каким зверям и птицам ель дает пищу и укрытие? Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
- Расскажите, как растения зимой кормят животных.
- Чем похожи сосна и ель? Какие между ними различия?
- Почему полевки и мыши зимой редко выходят из-под снега?
- За что ласку называют самым опасным врагом мышей и полевок?
— Почему зимой легче прокормиться кабану, чем волку?
— Чем отличаются друг от друга мыши и полевки?
— Почему ласку и летом, и зимой трудно заметить в лесу?
— Как хороший слух помогает лисице добывать корм?
— Какие зверьки делают запасы на зиму?
— Какие птицы ночуют под снегом?
— Как люди летом и осенью готовятся к зиме?
— По своим наблюдениям расскажите, какие работы люди выполняют зимой. Как эти работы связаны с зимними изменениями в природе?
— Какие работы людей зимой связаны с охраной природы?
— Какие свойства снега и льда вы помните?
— Вспомните, какие исследования вы проводили на экскурсии. Что вы можете рассказать о снеге?
2. Тест
(Выдается на отдельных листочках.)
1. Выбери признак, не относящийся к зиме.
а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля;
б) многие звери впали в зимнюю спячку;
в) часто кружат метели;
г) в воздухе кружат насекомые; +
д) солнце светит, но не греет.
2. Кто не впадает в зимнюю спячку?
а) медведь;
б) еж;
в) белка. +
3. Укажи зимующую птицу.
а) ласточка; в) воробей; +
б) журавль; г) скворец.
4. Какое животное меняет окраску к зиме?
а) медведь; г) заяц; +
б) белка; д) синица.
в) лиса;
— Итак, какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (Ответы детей.)
3. Работа в парах
— Подготовьте рассказ о том, что вы узнали на экскурсии. По своим наблюдениям на экскурсии расскажите, что изменилось в природе с наступлением зимы.
4. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение.)
III. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадку.
Все кругом бело-синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней. (Зима.)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Продолжим разговор о зиме.)
- Прочитайте тему урока на с. 130 учебника. (В гости к зиме.)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
- А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст нас. 130—131, готовят сообщения об изменениях в неживой природе зимой.)
- Какие же изменения происходят в неживой природе в зимнее время года? (Солнце поднимается невысоко над горизонтом, дни короткие, ночи длинные, на земле снежный покров, лед на реках, иногда бывают оттепели, гололедица, изморозь.)
- Какие из перечисленных явлений вы наблюдали в вашем крае? (Ответы детей.)
- Сформулируйте правила безопасного поведения зимой. (/. Нужно одеваться по погоде. 2. Нужно быть осторожным в гололедицу, особенно при переходе проезжей части. 3. Нельзя есть снег.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№2,3 (с. 51).
(Самостоятельное выполнение.)
V. Физкультминутка
- Если услышите ошибку, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
(Дети хлопают.)
- Что неправильно? (Мухи.)
- А мухи — это кто? (Насекомые.)
- Вы правы. Ну что же, продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны...
(Дети хлопают.)
— Что не так? (Макароны.)
— Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
(Дети должны хлопнуть. Если они не реагируют на куниц, учитель должен обратить внимание на то, что куницы не птицы. Игра продолжается.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
(Дети должны хлопнуть. Если они не реагируют на страусов, учитель должен обратить внимание на то, что у страусов крылья почти полностью исчезли, поэтому летать они не могут. Игра продолжается.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
(Дети хлопают.)
— Где ошибка? (Комары.)
— Молодцы. Продолжаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы. —
Все мы молодцы!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
— Прочитайте задание 1 нас. 132. Рассмотрите рисунки. Выполните задание.
— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 141.
— Прочитайте задание 2. Обсудите его с соседом по парте.
2. Выполнение задания в рабочей тетради №5 (с. 52).
(Самостоятельное выполнение.)
3. Работа по учебнику
— Выполните задание 3 на с. 132—133.
- Проверьте себя. Найдите ответы на с. 141.
4. Выполнение задания в рабочей тетради №6 (с. 53).
(Самостоятельное выполнение.)
5. Практическая работа
(Выполняется по заданиям в рабочей тетради: № 1 (с. 54).)
6. Тест
(Можно использовать КИМы (тесты 29, 30, с. 39—41).)
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 133, в рамке).)
- Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Все ли учебные задачи мы выполнили?
Домашнее задание
1. Вместе со взрослыми продолжать наблюдать за природой, фиксировать результаты наблюдений в «Научном дневнике».
2. Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы».
3. Подкармливать зимующих птиц.
Дополнительный материал
Животные зимой
Белка
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
К зиме белка утепляет свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. Этот шар из веток называется «гайно». В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок — пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
Медведь
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, по воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.
Берлогу — яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая, нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Такого медведя называют «шатун».
Лиса
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало —
Нет ни дыма, ни пожара.
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
Творческое задание
— Допишите недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в живой природе.
Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят ... . Только ... и ... хвастаются зеленым нарядом. Травянистые растения зимуют.... Не слышно в лесу птичьего щебета. Только далеко-далеко разносится стук.... В зимнем лесу можно увидеть прыгающую по деревьям пушистую красавицу — .... Люди помогают зверям и птицам перенести зимний голод. Они ….
Похожие статьи:
Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс
Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!