Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к зиме. Школа России

План-конспект по окружающему миру во 2 классе. В гости к зиме (урок). УМК А.А. Плешакова

Цели: обобщить наблюдения над зимними природными явлениями; раскрыть связи между живой и неживой природой.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой; научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними.

Оборудование: листы с тестами, картинки с изображением животных и зимующих птиц, зимние пейзажи; у учащихся — шишки ели, лупа, цветные карандаши, фишки с номерами, клей.

Предварительная подготовка: учащиеся вырезают плоды деревьев из приложения к рабочей тетради (с. 57).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа по вопросам

- Как вы были одеты во время экскурсии? Так ли вы одевались осенью? Почему?

- Что изменилось в неживой природе с приходом зимы?

- Какие лиственные деревья и кустарники вы видели на экскурсии? Как они изменились по сравнению с осенью?

- Какие хвойные растения вы видели на экскурсии? Изменились ли они по сравнению с осенью?

- Видели ли вы растения, которые зимуют под снегом зелеными? Почему они не замерзают?

- Каким зверям и птицам ель дает пищу и укрытие? Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

- Расскажите, как растения зимой кормят животных.

- Чем похожи сосна и ель? Какие между ними различия?

- Почему полевки и мыши зимой редко выходят из-под снега?

- За что ласку называют самым опасным врагом мышей и полевок?

— Почему зимой легче прокормиться кабану, чем волку?

— Чем отличаются друг от друга мыши и полевки?

— Почему ласку и летом, и зимой трудно заметить в лесу?

— Как хороший слух помогает лисице добывать корм?

— Какие зверьки делают запасы на зиму?

— Какие птицы ночуют под снегом?

— Как люди летом и осенью готовятся к зиме?

— По своим наблюдениям расскажите, какие работы люди выполняют зимой. Как эти работы связаны с зимними изменениями в природе?

— Какие работы людей зимой связаны с охраной природы?

— Какие свойства снега и льда вы помните?

— Вспомните, какие исследования вы проводили на экскурсии. Что вы можете рассказать о снеге?

2. Тест

(Выдается на отдельных листочках.)

1. Выбери признак, не относящийся к зиме.

а) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля;

б) многие звери впали в зимнюю спячку;

в) часто кружат метели;

г) в воздухе кружат насекомые;     +

д) солнце светит, но не греет.

2. Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) медведь;

б) еж;

в) белка.     +

3. Укажи зимующую птицу.

а) ласточка;       в) воробей;      +

б) журавль;        г) скворец.

4. Какое животное меняет окраску к зиме?

а) медведь;               г) заяц;     +

б) белка;                    д) синица.

в) лиса;

— Итак, какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (Ответы детей.)

3. Работа в парах

— Подготовьте рассказ о том, что вы узнали на экскурсии. По своим наблюдениям на экскурсии расскажите, что изменилось в природе с наступлением зимы.

4. Выполнение задания в рабочей тетради №1 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение.)

III. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадку.

Все кругом бело-синее,

Все в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней. (Зима.)

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Продолжим разговор о зиме.)

- Прочитайте тему урока на с. 130 учебника. (В гости к зиме.)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

- А что говорит об этом Муравьишка? Прочитайте.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст нас. 130—131, готовят сообщения об изменениях в неживой природе зимой.)

- Какие же изменения происходят в неживой природе в зимнее время года? (Солнце поднимается невысоко над горизонтом, дни короткие, ночи длинные, на земле снежный покров, лед на реках, иногда бывают оттепели, гололедица, изморозь.)

- Какие из перечисленных явлений вы наблюдали в вашем крае? (Ответы детей.)

- Сформулируйте правила безопасного поведения зимой. (/. Нужно одеваться по погоде. 2. Нужно быть осторожным в гололедицу, особенно при переходе проезжей части. 3. Нельзя есть снег.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2,3 (с. 51).

(Самостоятельное выполнение.)

V. Физкультминутка

- Если услышите ошибку, хлопните в ладоши. Будьте внимательны!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи...

(Дети хлопают.)

- Что неправильно? (Мухи.)

- А мухи — это кто? (Насекомые.)

- Вы правы. Ну что же, продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны...

(Дети хлопают.)

— Что не так? (Макароны.)

— Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

(Дети должны хлопнуть. Если они не реагируют на куниц, учитель должен обратить внимание на то, что куницы не птицы. Игра продолжается.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи.

(Дети должны хлопнуть. Если они не реагируют на страусов, учитель должен обратить внимание на то, что у страусов крылья почти полностью исчезли, поэтому летать они не могут. Игра продолжается.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки.

(Дети хлопают.)

— Где ошибка? (Комары.)

— Молодцы. Продолжаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы. —

Все мы молодцы!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте задание 1 нас. 132. Рассмотрите рисунки. Выполните задание.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 141.

— Прочитайте задание 2. Обсудите его с соседом по парте.

2. Выполнение задания в рабочей тетради №5 (с. 52).

(Самостоятельное выполнение.)

3. Работа по учебнику

— Выполните задание 3 на с. 132—133.

- Проверьте себя. Найдите ответы на с. 141.

4. Выполнение задания в рабочей тетради №6 (с. 53).

(Самостоятельное выполнение.)

5. Практическая работа

(Выполняется по заданиям в рабочей тетради: № 1 (с. 54).)

6. Тест

(Можно использовать КИМы (тесты 29, 30, с. 39—41).)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 133, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Все ли учебные задачи мы выполнили?

Домашнее задание

1. Вместе со взрослыми продолжать наблюдать за природой, фиксировать результаты наблюдений в «Научном дневнике».

2. Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы».

3. Подкармливать зимующих птиц.

Дополнительный материал

Животные зимой

Белка

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

К зиме белка утепляет свое гнездо, которое ей служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. Этот шар из веток называется «гайно». В нем один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок — пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Медведь

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Прежде чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, по воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдется.

Берлогу — яму, выкопанную где-нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником еще до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живет за счет накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая, нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосет лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Такого медведя называют «шатун».

Лиса

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало —

Нет ни дыма, ни пожара.

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на нее и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Творческое задание

— Допишите недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в живой природе.

Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят ... . Только ... и ... хвастаются зеленым нарядом. Травянистые растения зимуют.... Не слышно в лесу птичьего щебета. Только далеко-далеко разносится стук.... В зимнем лесу можно увидеть прыгающую по деревьям пушистую красавицу — .... Люди помогают зверям и птицам перенести зимний голод. Они ….

Похожие статьи:

Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России

Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!