Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. В гости к весне. Плешаков

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе «В гости к весне». Школа России

Цель: рассказать о весенних явлениях в неживой и живой природе. Планируемые результаты: учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.

Оборудование: таблички с названиями весенних месяцев, картинки с изображением перелетных птиц; у учащихся - клей.

Предварительная подготовка: учащиеся вырезают раннецветущие растения из приложения к рабочей тетради (с. 67).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Учащиеся вспоминают о своих наблюдениях в живой и неживой природе во время экскурсии. Учитель проверяет заполнение таблицы в рабочей тетради.)

III. Самоопределение к деятельности

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

А. Фет

— О каком времени года идет речь в стихотворении? (О весне.)

- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие признаки весны назвал автор? (Прилетают птицы, реки освобождаются ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, цветут ландыши.)

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О весенних изменениях в природе.)

— Прочитайте тему урока на с. 86 учебника. (В гости к весне.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 36).

— Перечислите названия весенних месяцев по порядку. {Март, апрель, май.)

— Выполните задание.

(Учитель вывешивает таблички с названиями весенних месяцев на доску.)

2. Беседа, работа по учебнику

— Послушайте загадки о весенних месяцах и скажите, о каком из месяцев идет речь и какие признаки этого месяца вы услышали.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает? (Март.)

 

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель.)

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это. (Май.)

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 86—87, готовят сообщения о весенних изменениях в неживой природе. Затем заслушивается выступление каждой группы.)

V. Физкультминутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

(Ходьба на месте.)

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают текст на с. 88-89, готовят сообщения о весенних изменениях в живой природе. Затем заслушивается выступление каждой группы.)

Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

- Отгадайте загадки и скажите, когда каждая из этих птиц возвращается на родину.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (грач — в марте).

 

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня, и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок — начало апреля.)

 

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец — конец марта.)

 

Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей — середина мая.)

 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка — май.)

(Учитель вывешивает на доску картинки с изображением перелетных птиц.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№3,4 (с. 36-37).

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

3. Творческое задание

(Класс делится на группы. Каждая группа составляет рассказ «Весна пришла». В рассказах необходимо отметить как можно больше признаков прихода весны, назвать изменения, происходящие в неживой природе, в жизни растений и животных. Затем заслушивается рассказ каждой группы, проводятся коллективное обсуждение и анализ рассказов.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 89, в рамке).)

- Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Все ли мы выполнили?

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 5—7 (с. 38-39).

2. Найти материал о первоцветах (можно воспользоваться книгой «Зеленые страницы»).

Дополнительный материал

***

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ф. Тютчев

Весенние раннецветущие растения

Чистяк. Травянистое растение высотой до 25 см. Растет на сырых лугах, в тенистых лесах. Цветет в конце апреля и в мае, цветки ярко-желтые блестящие. На ночь и в ненастную погоду цветки плотно закрываются, но не поникают. Листья округлые, сердцевидные. Свое название получил от того, что раньше этим растением выводили бородавки. Растение ядовито.

Хохлатка. Растет в дубравах. Цветет ранней весной, даже раньше ветреницы. Вскоре после того как сойдет снег, мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотным соцветием из сиреневатых цветков. Хохлатка — растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее имеют приятный аромат и богаты нектаром. Цветение непродолжительное. Если стоит теплая погода, хохлатка отцветает быстро — через несколько дней. Размножается только семенами, которые распространяют муравьи.

За торопливым цветением следует быстрое увядание. Под землей сохраняется небольшой клубень с запасом питательных веществ. Весной из него вырастает новое растение.

Хохлатка очень нежна. Если ее сорвать, скорее всего, даже до дома не донесешь — растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу. Насчитывается более 100 видов хохлатки.

Мать-и-мачеха. Небольшое травянистое растение высотой 10—15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых откосах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за листьев растение и получило свое название: верхняя сторона их гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя сторона нежная и теплая, как родная мать.

Латинское название растения — туссилаго — означает «выводящий кашель». Действительно, высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных болезней. Размножается мать-и-мачеха семенами и корневищем, на котором образуются почки. Из почек вырастают новые растения.

Ветреница лютиковая. Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его — три листа, направленные в разные стороны и сильно рассеченные, еще выше — тонкая цветоножка, которая заканчивается ярко-желтым цветком, немного напоминающим цветки лютика. Высота всего растения невелика — не больше карандаша.

Ветреница, подобно хохлатке, цветет всего несколько дней. Она очень любит свет и старается закончить развитие раньше, чем лес оденется листвой. К концу весны ветреница совсем увядает. Однако в почве остается богатое питательными запасами корневище. Следующей весной из него появится новое растение.

Медуница. Это один из первых весенних цветов. У нее широкие листья, чтобы ловить еще нежаркие солнечные лучи. На одном стебле стоят разноцветные цветочки — розовые, голубые, синие. Если в течение нескольких дней наблюдать за медуницей, то можно заметить, что цветки меняют окраску. Сначала цветок может быть розовым или красным, затем становится синим, потом фиолетовым. Еще одна особенность медуницы — пчелы летят к ней только на розовые или красные цветки. Эта окраска говорит: «Нектар есть!» Пройдет время, и цветок изменит окраску. И пчелы к нему не полетят. Это значит нектара нет. Пчел интересует нектар медуницы, а человека - ее листья. Листья медуницы употребляют как лекарство от легочных заболеваний. В переводе с латинского название этого растения означает «легкое».

Галантус. Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, нежно пахнущие. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть крохотную коричневую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет ее за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться.

Об этом цветке есть такая легенда.

Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Нежный цветок согрел Землю, и на ней появилась жизнь.

Ива. Какие только ласковые названия не дают сережкам ивы! Колечки, лапки, пушки... И впрямь пушистые, легкие, нежные серебристо-серые цветки ивы напоминают шерстку котенка. Через некоторое время их серые цветки станут желтыми от пыльцы. Ива - один из первых весенних медоносов. Ее цветение — радость всем летающим насекомым.

Осина и тополь. Удивительно красивы сережки осины и тополя. Бордовые, с лиловым отливом, опушенные серой бахромой - настоящее украшение дерева. Ветер помогает осине и тополю развеять пыльцу. А когда осина и тополь дадут семена, каждое из которых одето легким пушком-парашютиком, ветер подхватит их и унесет далеко-далеко заселять новые места.

Ясень цветет до появления листьев. Ранней весной также разносит его пыльцу ветер. Но цветки ясеня совсем непохожи на сережки ив, осин, орешника. Красивыми розовыми букетиками сидят они по краям толстых веток. Желтой дымкой пыльцы опушен ясень до появления первых листочков.

Викторина «Первоцветы»

1. Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими на трилистник. (Печеночница.)

2. Раннецветущий кустарник, плоды которого все очень любят щелкать. (Орешник.)

3. На ее ветках ранней весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает быстро краснеть. (Ива.)

4. Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Ее цветы имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка.)

5. Один из самых ранних цветков в наших лесах. Появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница.)

6. Так звали врача из сказки Н. Носова о коротышках Цветочного города. Так называется раннецветущее растение, цветки которого бывают разного цвета: розового, синего, фиолетового. (Медуница.)

7. Раннецветущее травянистое растение с желтыми цветками, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная, а нижняя — теплая и нежная. (Мать-и-мачеха.)

Похожие статьи:

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс

Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России

Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!