Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Ты и твои друзья. Школа России

План-конспект урока по окружающему миру во 2 классе на тему «Ты и твои друзья». УМК А.А. Плешакова

Цель: формировать умения принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость культурного поведения в гостях, за столом; научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами.

Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича), проигрывающее оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Закончи фразу»

• Если вы хотите, чтобы с вами были вежливы, то вы...

• Если вам неприятно, когда вас толкают, то...

• Если вам хочется, чтобы другие вам уступали в чем-то, то...

• Если вы хотите, чтобы вам помогли в чем-то, то...

2. Игра «Кто последний?»

(Учащиеся по очереди называют «вежливые» слова. Учитель следит, чтобы слова не повторялись. Выигрывает тот, кто назовет последнее слово.)

3. Игра «Подбери слово»

(Учащиеся подбирают слова на каждую букву слова «здравствуйте». Например: 3 — здоровье, Д — доброта, Р - радость, А — артист, В — веселье, С — счастье, Т — тепло, В — весна, У — уважение, Т — труд.)

— Что спрятано в этом слове? Какой вывод можно сделать? (Здоровье, радость, хорошее настроение. Нужно говорить при встрече это слово вежливо, с улыбкой и отвечать на приветствие.)

(Можно использовать КИМы (тест 42, с. 59).)

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит песня «Когда мои друзья со мной».)

Обратите внимание на слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!» Трудно жить человеку, если у него нет друзей: не с кем поделиться радостью, провести время, некому помочь в беде. Даже посоветоваться не с кем.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О друзьях.)

— Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Ты и твои друзья.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

— Ребята, у кого есть друг? Расскажите о своей дружбе. При составлении рассказа можете воспользоваться вопросами на с. 56 учебника.

— Как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 56.

У каждого человека есть такой день, который он считает самым главным в своей жизни, — это день рождения. Именно день рождения и собирается отпраздновать Надя.

— Каким образом она может пригласить друзей на этот праздник? (По телефону, разослать приглашения по почте, пригласить лично.)

— Как вы думаете, какие слова она должна при этом сказать или написать? (Ответы детей.)

— Что бы вы ответили Наде, если бы тоже получили приглашение? (Поблагодарили бы, сказали бы, сможем ли мы прийти на день рождения, если нет, то объяснили бы причину.)

— Как Надя должна принимать подарки, что говорить при этом? (Цветы поставить в вазу, все подарки нужно рассмотреть и обязательно поблагодарить подарившего.)

— Представьте, что Наде неожиданно принесли два одинаковых подарка на день рождения. Как ей себя вести? Что сказать? (Ответы детей.)

— Скажите, как надо поступить, если вам принесли на день рождения торт, конфеты, фрукты, банку варенья или меда. Выберите один из вариантов ответа.

а) поставить угощенье на стол для гостей;

б) спрятать подальше;

в) часть угощенья переложить в вазочки и поставить на стол для гостей.

— Вежливо ли заказывать подарки?

— Почему говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят»? (Ответы детей.)

— Послушайте, как поступила Надя из стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой». Выскажите свое мнение о поведении девочки.

Несли мы облако с собой:

Букет сирени голубой...

Взглянула Надя на сирень:

— Какой красивый сорт!

Но он завянет через день,

Купили б лучше торт!

От торта польза есть,

Его же можно съесть!

Я торт люблю с орехами,

За тортом бы поехали!

Ну, Наденька!

Ну, скромница!

Мы не могли опомниться.

— Прочитайте и обсудите друг с другом вопросы на с. 56-57 учебника.

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы.

(Покачивания вперед и назад, вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается —

Да-да-да, -

(Хлопки в ладоши.)

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

(Прыжки на месте.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в рабочей тетради №1-3 (с. 24-25).

(Самостоятельное выполнение.)

2. Работа по учебнику

(Класс делится на группы. Учащиеся читают и обсуждают пословицы на с. 58—59.)

3. Творческое задание

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор? Сформулируйте правила друзей.

(Учащиеся в группах обсуждают и записывают правила. Один ученик от каждой группы озвучивает их.)

Правила друзей

1. Если друг рассказал тебе что-то по секрету, ты должен этот секрет хранить.

2. Помоги другу в беде, порадуйся вместе с ним его успехам.

3. Не завидуй другу!

4. Если тебе что-то не нравится в поведении друга, скажи ему об этом прямо. Не обсуждай его поступки с другими людьми.

5. Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чем виноват ты. Извинись, если ты не прав, и предложи ему помириться.

Правила дружбы

1. Уступать.

2. Не бояться просить прощения, если обидел друга.

3. Не грубить. Не злиться.

4. Не жадничать.

5. Помогать другу.

6. Быть честным с другом.

4. Игра «Закончи фразу»

• Мои друзья в школе — это...

• Мы иногда ссоримся, потому что...

• Дети любят мириться, потому что...

5. Практическая работа

— Как можно помириться, если вы все же поссорились?

— Послушайте смешную сценку «Кто кого?».

— Кто кого обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил!

— И я дружил!

— Что же вы не поделили?

— Я забыл!

— И я забыл!

(Далее разыгрываются сценки, показывающие, из-за чего может возникнуть ссора и как достойно выйти из этой ситуации.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 59, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какие правила дружбы вы запомнили?

— Все ли задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

1. Подготовить рассказ о своем друге.

2. Узнать и рассказать о других правилах поведения за столом.

Дополнительный материал

***

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

***

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим —

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Пословицы о дружбе

• Человек без друзей — что дерево без корней.

• Друзья познаются в беде.

• Старый друг лучше новых двух.

• Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

• Нет друга —ищи, а нашел - береги.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.

• Для друга пироги, для врага кулаки.

• Один за всех и все за одного.

• Дружба как стекло, разобьется — не сложишь.

• Без беды друга не узнаешь.

• Без друга в жизни туго.

• Без друга жить — самому себе постылым быть.

• Без друга на сердце вьюга.

• Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.

• Добрый друг лучше ста родственников.

• Друг за друга стой — и выиграешь бой.

• Дружбу помни, а зло забывай.

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Звездное небо. Школа России

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Комнатные растения. Школа России

Конспект познавательного занятия по экологии на тему: Калина, 2 класс

Доклад про ясень по окружающему миру, 2 класс

Доклад «Тимофеевка луговая», 2 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!