Интегрированный урок по литературному чтению в начальной школе

Конспект урока литературного чтения и риторики. Тема: «Уважаемый Александр Сергеевич!..»

Цели: обобщить знания учащихся по сюжету, характеристике героев, особенностям языка прочитанных сказок; расширить читательский кругозор; учить в устной и письменной форме выражать своё отношение к произведению; формировать читательские умения.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, три свечи, импровизация рабочего стола - чернильница, бумага; выставка книг сказок, видеофрагменты сказок, аудиозапись.

Подготовительная работа: все ученики прочитали сказки А. С. Пушкина: «Сказка о попе..», «Сказка о царе Салтане..», «О рыбаке и рыбке..», «О мёртвой царевне...».

Класс разделён на четыре группы и каждая подготовила защиту выбранной сказки.

На уроках риторики ученики проходили тему «Письмо».

Ход урока

I. Вступительная беседа.

- Человек. Многое ему подвластно: он поднимается ввысь, покоряет огонь, преодолевает огромные расстояния. Время - это то, что неподвластно человеку. Вернее, не каждый человек может преодолеть, покорить время. Но есть люди, и мы даём им имя великие, потому что их дела, их творчество, их произведения остановили время.

- Сегодня мы будем говорить об одном из них. Русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин. (Открываем портрет А. С. Пушкина.) Старинный интерьер и одежда говорят о том, что этот человек из далёкого прошлого, а взгляд пронзает и останавливает время.

II. Знакомство с биографией А. С. Пушкина.

- 10 февраля - день памяти, день гибели человека, великого русского человека (год гибели - 1837). Его называли и называют чудом русской литературы, его произведения знают люди всего мира. Этот человек - поэт А. С. Пушкин.

В память о поэте зажжём свечу. (Зажигается первая свеча.)

26 июня 1799 года родился в семье Пушкиных маленький Саша. Его отец, Сергей Львович, - отставной военный, страстный любитель поэзии; мать, Надежда Осиповна, - светская дама. Воспитывали Сашу няня Арина Радионовна и бабушка Мария Алексеевна. Тихими поздними вечерами маленький Пушкин, затаив дыхание, слушал сказки няни, которая не была обучена грамоте. Бабушка научила его говорить и писать по-русски. Сашу обучали танцам, французскому языку, позже - арифметике, истории и другим наукам. В доме часто звучали стихи, поэтому Саша полюбил поэзию. Уже в 8 лет он сочинял свои первые стихи на учителей на французском языке. Но главным источником была книга - он читал много в кабинете отца, иногда даже по ночам. В 12 лет определили учиться в лицей. Там он всерьёз сочиняет стихи и продолжает писать их всю свою жизнь. Позже появятся стихотворные сказки, поэмы, роман.

Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихи, сказки любят читать и взрослые и дети, потому что в сказках Пушкина необычный сюжет, народная мудрость, завораживающий поэтичный язык.

Аудиозапись «У лукоморья дуб зелёный..»

- В память о творчестве А. С. Пушкина зажжём свечу. Пусть горит свеча, а мы вспомним эти замечательные сказки.

III. Работа над сказками А. С. Пушкина.

1. 3адание классу.

- Отгадайте, к какой сказке А. С. Пушкина эти видеофрагменты.

После просмотра каждого из четырёх видеофрагментов ученики называют сказку и выбирают соответствующую книгу на выставке.

2. Работа в группах.

• Назовите героев сказки.

• Расскажите:

1- я группа «Сказка о попе...» - о хитрости попа;

2-я группа «Сказка о царе Салтане...» - о коварстве старших сестёр;

3-я группа «О рыбаке и рыбке...» - о запросах старухи;

4-я группа «О мёртвой царевне...» - о причине негодования мачехи.

• Прочитайте полюбившиеся строки (чтение наизусть по выбору).

- А. С. Пушкин не только слушал народные сказки Арины Родионовны, но и вслушивался в их мелодичный завораживающий сказ, а став взрослым, постарался сохранить этот замечательный язык народных сказок. Назовите слова или выражения, которые украшают поэтические сказки А. С. Пушкина.

- Вам понравилась сказка? Почему?

- Выберите пословицу, которая, на ваш взгляд, подходит к вашей сказки. Докажите.

Каждой группе предлагается набор пословиц:

«Говорит бело, да делает черно».

«Жадность, что река — чем дальше, тем шире».

«Лишнее пожелаешь, нужное потеряешь».

Ученики объясняют свой выбор, подводится общий итог.

- В сказках высмеиваются жадность, корыстолюбие, завистливость, лень, злоба, недоверие, а прославляются честность, доброта, порядочность.

IV. Работа над сочинением.

1. Подготовка к сочинению.

- Представьте, что эти сказки, их поэтический народный язык перенесли нас в рабочий кабинет А. С. Пушкина. Зажжём третью свечу - свечу времени. Как вы думаете, хотел бы А. С. Пушкин услышать, узнать, читают ли его стихи, любят ли его сказки?

- Как можно было бы рассказать поэту о том, что вас заинтересовало, взволновало, какое впечатление на вас произвело чтение его стихов, сказок? (Возможно, написать письмо.)

2. Коллективная работа.

- С чего начинается каждое письмо? (С обращения.)

- О чём вы можете написать в основной части письма? (О первом знакомстве со сказкой; о любимой сказке или героях; о том, что по сказке поставлен фильм или мультфильм.)

- О чём задумались или что вас взволновало и т. д.

Можно поделиться с поэтом своими мыслями и желаниями.

В конце письма можно написать свои пожелания, и не забудьте слова прощания.

V. Самостоятельная письменная работа.

- Пусть горят свечи, вы напишите письмо великому поэту, а через несколько часов в свой кабинет войдёт А. С. Пушкин и прочтёт ваши письма и задумается... О чём? (Ученики пишут письмо-сочинение поэту.)

VI. Итог урока.

- Кто из вас хотел бы прочитать своё письмо Пушкину? (Учащиеся читают по желанию.)

- А. С. Пушкин прочтёт эти письма и прозвучат его бессмертные слова:

Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит.

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Гаснут свечи.

- Что останется с нами в память о великом русском поэте А. С. Пушкине?

Похожие статьи:

Внеклассное занятие по литературному чтению, 3 класс

Крылов «Обоз»

Крылов «Две Собаки»

Крылов «Кукушка и Орёл»

Крылов «Тришкин кафтан»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!