Классный час. Эстетическое воспитание 1 класс
Методическая разработка классного часа для 1 класса
Тема: Музыкальное путешествие в деревню «гармошка»
Цели: сформировать представления детей о музыке русского народа; воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам; обогащать духовный мир детей.
Оборудование: магнитофон, музыкальные инструменты, самовар, карта путешествия.
Ход занятия
I. Вступление.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее занятие посвящено русской народной песне. Но оно будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.
Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки!
Я - самовар Тимошка
Из деревни «Гармошка»,
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке,
Возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились,
Посылаю карту вам –
Я ее составил сам.
На доску вывешивается карта.
Учитель. Поскольку наше занятие музыкальное, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным.
II. Основная часть занятия.
1
Учитель. Отправимся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди.
Ученик.
Впереди вас ждет река.
Широка и глубока.
Вы по ней плывите,
Да не утоните.
Учитель. Ребята, а в какой знакомой вам песне упоминается река? (В песне «Вниз по матушке по Волге») Давайте споем эту песню; вспомните о правильном дыхании. (Исполнение песни)
- Скажите, эта песня композиторская или народная? (Русская народная)
- А как вы определили? (У русской песни есть отличительная черта - ее распевность)
- Перечислите, пожалуйста, жанры русской песни. (Народные песни бывают протяжные, плясовые, календарные, солдатские, частушки)
Молодцы! А к какому жанру относится песня «Вниз по матушке по Волге»? (Эта песня относится к протяжным русским песням)
- Как вы думаете, зачем мы учим народные песни? (Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем они мечтали. Русская песня может быть поучительной)
2
Учитель. Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше?
Ученик.
Речку одолели –
И вперед смелее.
На пригорке деревушка
Под названьем «Веселушка».
Развеселый в ней народ
Песни русские поет.
И вы запевайте,
В деревню ту шагайте.
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку,
Запевайте, дети, дружно
Песню «Солдатушки...».
Дети исполняют русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки».
Учитель. Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на вопрос: народная эта песня или композиторская? (Песня русская народная, солдатская)
- Какие старые слова встречаются в этой песне? (Востры, держава)
3
- Что же ждет нас впереди, и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошкином письме.
Слева видите - гора?
Вам идти как раз туда.
Под этой горой
Живет волк злой.
Тише идите,
Волка не будите.
Учитель. Ребята, споем волку нашу колыбельную.
(Дети исполняют русскую народную колыбельную)
- Скажите, почему эта песня называется «Колыбельная»? (Она называется «колыбельной» от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша)
- Кто пел колыбельные песни и как? (Колыбельную песню пела мама своему малышу, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко)
Колыбельная — песня особенная. У каждой мамы есть своя такая песня.
И еще об одной особенности колыбельных песен мне хочется сказать: в любую из них можно вставить имя того младенца, которому она поется. Итак, волк остался спать под горой благодаря нашей колыбельной.
Ученик.
Полдороги, полпути
Быстро мы смогли пройти.
А сейчас мы отдохнем
И опять вперед пойдем.
Проводится с детьми музыкальная игра «Делай, как я».
4
- Путешествие к Самовару продолжается, а вот в какую сторону пойдем - в письме Тимошкином прочитаем.
Справа - медведь,
Он любит петь,
Громко поет,
Пройти не дает.
По секрету вам скажу:
С этим мишкой я дружу.
Вы ему - частушек много,
Он уступит вам дорогу.
Очень любит мишка частушки, и мы их любим петь и слушать.
- А что такое частушка? (Частушка - короткая русская народная песня с юмором. Частушка бойкая и веселая, поется в быстром темпе. А еще есть медленные частушки, их называют «страдания»)
- А с каким инструментом исполняют частушки? (С гармошкой и с баяном, а еще с балалайкой и без сопровождения, а капелла)
Ребята, есть еще один способ исполнения частушек, который называется «под язык», он широко применялся в России XIX века. Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом какому-либо музыкальному инструменту.
О частушках мы знаем много интересного, а спеть мы частушки можем? (Да)
Учитель.
Вижу - все вы музыканты,
Уникальные таланты.
Вот для вас, детвора,
Музыкальная игра.
С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием аудиозаписи «Русские народные инструменты».
5
- Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошкино письмо.
Ученик.
А теперь - наискосок,
Через тропочку в лесок.
Вот, ребята, здесь мой дом.
Хорошо, уютно в нем.
Хочешь - прыгай,
Хочешь - стой,
Хочешь - песню даже спой.
Учитель. Ребята, как тепло у Тимошки и красиво. Давайте поблагодарим Тимошку за увлекательное путешествие и подарим ему песню «Самовар».
Дети исполняют песню Д. Лъвова-Компанеща «Самовар».
III. Итоги.
- Наше музыкальное путешествие подошло к концу, но прежде чем расстаться, ответьте мне на последний вопрос:
- О чем русская народная песня? (О народной жизни)
Совершенно верно, народная песня - зеркало жизни народа, с ее
Похожие статьи:
Конспекты классных часов для 1 класса
Классный час в 1 классе по теме «Чудо земли – хлеб»
Нет комментариев. Ваш будет первым!