Классный час в начальной школе. Народные промыслы России

Разработка классного часа о народных промыслах России для учащихся начальной школы

Цели и задачи:

• воспитание интереса к художественному творчеству;

• формирование чувства гордости за свой народ, свою Родину;

• развитие кругозора учащихся;

• развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

• выставка различных изделий народных промыслов;

• иллюстрации изделий народных промыслов;

• павловопосадские шали;

• трафареты изображений изделий народных промыслов, краски, кисти, тряпочки, банки с водой, карандаши, листы бумаги;

• аудиозаписи музыкальных произведений;

• тульские пряники.

Ход классного часа

♦ Звучит мелодия песни «Во поле берёзка стояла».

Учитель: Сегодня наш классный час будет посвящен знакомству и народными промыслами России. Посмотрите на эту великолепную выставку. Кто может назвать, изделия каких народных промыслов здесь представлены?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Наша страна издревле славится своими мастерами. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страны, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. Много в России мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые в своей красоте! Богородская резьба, вербилковский фарфор, великоустюжское чернение по серебру, вологодское кружево, гжельская керамика, городецкая роспись, дымковская игрушка, елецкое кружево, жостовская роспись, мастерская миниатюра, павловопосадский платок, палехская миниатюра, скопинская керамика, тобольская резная кость, торжокское золотое шитье, федоскинская миниатюра, хотьковская резная кость, хохломская роспись — это далеко не полный перечень народных промыслов России.

Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты, попробуем поучиться у них мастерству.

Первая остановка нашего путешествия — Городец.

Учащийся 1: Городец с давних пор славится резьбой по дереву. Создается эта резьба топором и долотом. Умелые городецкие плотники, мастерство которых удивляло самого Петра Великого, украшали своей резьбой борта судов, которые во множестве строились на Волге. С кораблей резьба перешла на дома. Затейными резными узорами покрывались пилястры, наличники, навесы, ворота. И поныне Городец радует красотой рельефной резьбы на домах.

В старинном Городце наряду с резьбой возникла самобытная роспись, которой по началу украшались пялки. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. Сегодня городецкий промысел восстановлен. В Городце работает фабрика «Городецкая роспись», на которой трудятся удивительные мастера своего дела. Они производят различные изделия: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки.

♦ В процессе рассказа демонстрируются иллюстрации и изделия городецкой росписи.

Учитель: Послушали мы рассказ, полюбовались красотой городецкой росписи. Какие элементы применяются в этой росписи?

Учащиеся: Орнамент с пышными розами, конями и птицами.

Учитель: Предлагаю вам попробовать изобразить один из элементов городецкого узора. Вы можете подойти к изделиям поближе, рассмотреть узоры, которыми они украшены.

♦ Звучит мелодия. Учащиеся выполняют задание. После выполнения по желанию прикрепляют свои рисунки на стенд.

Учитель: Продолжим путешествие. Следующая остановка — город Вятка.

Учащийся 2: В старину на месте одного из районов города Вятки находилась слобода Дымково. Там и зародился на основе местных гончарных традиций русский художественный промысел — дымковская игрушка. Игрушки лепили женщины и девочки, приурочивая её изготовление к весенней ярмарке и весеннему празднику, который носил название «свистопляска» и был посвящен солнцу. К празднику изготавливались глиняные свистульки в форме различных животных и птиц. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Со временем к свистулькам добавилось изготовление фарфоровых статуэток барышень в платьях с кринолинами, дам в пелеринах с зонтиками, кавалеров и солдат. Фигурки белили мелом, разведённым на молоке, расписывали красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка покрывалась взбитым яйцом, что придавало ей блеск и яркость.

Учащийся 3: Есть свои секреты и у современных дымковских мастеров. Для производства игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают белилами, а затем мягкими колонковыми кистями расписываются темперными красками. Художники используют десять цветов краски, что придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность.

Строго геометрический орнамент состоит из клеток, полосок, кругов, точек. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

♦ В процессе рассказа демонстрируются иллюстрации и изделия, дымковских мастеров.

Учитель: Дымковская игрушка — неотъемлемая участница всех выставок и фестивалей народного искусства. Ассортимент игрушек этого народного промысла постоянно обогащается. Сегодня можно увидеть не только фигурки животных, птиц, людей, но и жанровые композиции на темы городской жизни: гулянья, катания на лодках, карусели, ярмарки.

Вот в каком удивительном месте мы побывали!

Давайте и здесь узнаем секреты мастерства. Кто запомнил, какие узоры изображают на дымковских игрушках?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Попробуем и мы расписать дымковскую игрушку. Возьмите любой трафарет и изобразите на листе фигурку игрушки, а затем распишите ее. Можете подойти к игрушкам, подержать их, рассмотреть получше.

♦ Звучит музыка. Учащиеся выполняют задание. После выполнения по желанию прикрепляют свои рисунки на стенд.

Учитель: Не только предметы и игрушки делают мастера на Руси, но ещё и женские платки и шали. Отправляемся в Павловский Посад.

Учащийся 4: Особое место в русском декоративноприкладном искусстве занимают шали. Первыми мастерами, работавшими по украшению тканей на Руси, были иконописцы, так как они хорошо знали краски и приемы работы ими. Узор наносили на холст резными деревянными досками — манерами и цветками. Чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по форме били тяжелым молотком. Так и возник термин «набойка» или «набивка». Доски резали либо рельефно, либо углубленно. В первом случае печатался узор, во втором — поле. В качестве образцов для набивки узоров служили деревянная и каменная резьба, шитьё и привозимые на Русь восточные ткани, иноземные узоры которых переосмысливались мастерами и становились самобытными, поражали разнообразием и богатством фантазий. Через много веков сохранили мастера орнаменты далекого прошлого.

Учащийся 5: Типы павловопосадского рисунка имели свои названия: травчатый, копытцами, уступами, лапчатый, струями, репьями, шахматный. В старину бытовали и старинные определения цветов тканей: алый, багрецовый, тау- синый, сахарный, вишнёвый, осиновый, лазоревый, брусничный, красно-кирпичный, тёмно-лимонный, тёмнодымчатый, рудо-жёлтый, светло-багровый и др.

Старинная русская набойка обычно делалась масляной краской по льняному холсту. Из набивной ткани не только шили одежду, но и знамена, шатры, занавесы, церковные облачения. Постепенно лён стал вытесняться хлопком, изменились и орнаменты тканей. Сегодня павловопосадские платки и шали славятся во всём мире. На них можно увидеть самые разнообразные рисунки и орнаменты.

Учитель: Сейчас вы увидите показ мод. Наши девочки продемонстрируют замечательные изделия павловопосадских мастеров.

♦ Под музыку проходит показ павловопосадских июлей.

Учитель: Наше путешествие продолжается. Следующая остановка — город Семёнов.

Учащийся 6: Хохломская роспись — это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась дешёвая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска семёновских изделий обеспечивала их популярность. Хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии.

В начале прошлого века в городе Семёнове была открыта Школа художественной обработки дерева, из которой потом выросло большое предприятие «Хохломская роспись», которое и по сей день сохраняет и преумножает традиции древних мастеров. А город Семёнов по праву считается столицей «золотой» Хохломы.

Учащийся 7: Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное». Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цех росписи. После того, как мастера расписали изделия их, два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая плёнка придаёт серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке посуда практична и безопасна в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причём она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также солёных и кислых продуктов.

♦ В процессе рассказа демонстрируются иллюстрации и хохломские изделия.

Учитель: Не только деревянной посудой славится Россия. Есть у нас города, где изготавливают славящуюся на весь мир фарфоровую посуду. Один из крупнейших фарфоровых центров русской культуры — Вербилки. Здесь сохранен рецепт уникального тонкостенного фарфора. Посуда из такого фарфора отличается особой белизной и легкостью. Стенки её настолько тонкие, что пропускают солнечный свет, придавая посуде неповторимую красоту. Посмотрите на эти иллюстрации. Как красив вербилковский фарфор!

♦ Демонстрируются иллюстрации фарфоровой посуды.

Учитель: Нам пора ехать дальше. Следующая остановка — подмосковное село Федоскино.

Учащийся 8: Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше. Излюбленные мотивы росписи федоскинских мастеров — «тройка», «чаепитие», сцены из русской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными композициями — копиями картин русских и европейских художников.

Федоскинская миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).

Учащийся 9: Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок или перламутр. Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения.

Помимо живописи, изделия украшаются «сканью» (орнаментом из миниатюрных кусочков фольги), «цировкой» (процарапыванием рисунка по лаку), «шотландкой» (сложной сеткой, нанесенной жидкими красками).

Виртуозное владение техникой письма прозрачными красками, яркость которых усиливается мерцающим черным лаковым фоном, сделали произведения федоскинских мастеров популярными не только в России, но и в мире.

В Федоскино изготавливают ларцы, различные шкатулки, крышки альбомов, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и другое.

♦ Демонстрируются иллюстрации изделия федоскинских мастеров.

Учитель: А теперь мы держим путь в деревню Жостово Московской области.

Учащийся 10: Жостово славится своей росписью. Жостовская роспись — живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта и масляного лака, обычно черного. Роспись ведется в несколько последовательных приемов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого мазка.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В нём чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Художники сочетают реальные формы цветка с декоративной его красочностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают легким «золотым» орнаментом. Завершённая роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска.

♦ В процессе рассказа демонстрируются иллюстрации и жостовские подносы.

Учитель: И вновь я предлагаю поучиться у мастеров их приёмам. Попробуйте изобразить цветок, который получается у жостовских мастеров.

♦ Звучит музыка. Учащиеся выполняют задание. После выполнения по желанию прикрепляют свои рисунки на стенд.

Учитель: Продолжается наше знакомство с народными промыслами в подмосковном местечке Гжель. Это крупнейший гончарный промысел, где изготавливают посуду и различные фигурки. Мастера гжели выработали свой тип посуды. Один из важнейший факторов успеха — секреты обжига изделий. Для получения изделия расписанного золотом необходимо три обжига, причем на качество обжига влияет множество факторов — от погоды до породы дерева, из которых изготавливают дрова.

Для гжельского фарфора характерен окрас изделия в синий цвет, вычурность форм и использование народных мотивов в росписи. Художник учится гжельской росписи два, а то и три года. За это время он овладевает секретами росписи старых мастеров.

Посмотрите на гжельские изделия. Казалось бы, всего два цвета — белый и синий, а какая красота! Полюбуйтесь! Посмотрите внимательно на рисунки, которые нанесли мастера на изделия. Сейчас вам представится возможность попробовать нарисовать элемент гжельского узора.

♦ Звучит музыка. Учащиеся выполняют задание. После выполнения по желанию прикрепляют свои рисунки на стенд.

Учитель: Заканчивается наше путешествие в городе Тула. Кто знает, чем славится этот город?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Это место издревле славится своими мастерами- прянишниками. Таких вкусных и красивых пряников не пекут больше ни в одном городе! Чего здесь только нет! Пряничные доски, пряник-папошник, древнейшие лепные пряники, разнообразные печатные пряники — подарочные, юбилейные, новогодние, пасхальные. Можно только удивляться красоте и оригинальности этих выпеченных изделий. Сегодня после окончания классного часа мы попробуем тульские пряники, и сами убедимся, что они очень вкусные и красивые!

А сейчас я предлагаю вспомнить, с какими народными промыслами мы сегодня познакомились?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

После окончания классного часа проходит чаепитие с тульскими пряниками.

Автор: Е. О. Ярёменко, г. Москва

Похожие статьи:

Классный час в начальной школе. Животный и растительный мир степи

Классный час о дружбе для младших школьников

Классный час в начальной школе «Самое ценное что есть – жизнь»

Классный час в начальной школе. В поисках радости

Конспект классного часа о ценности книги для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!