Классный час «Нормы поведения в обществе», 3 – 4 класс
Беседа об этикете для младших классов
Ситуативная беседа-диалог для учащихся начальной школы «Что о воспитании ребят в разных странах говорят?»
Цели и задачи классного часа:
• приобщение младших школьников к морально-этическим нормам поведения в обществе;
• мотивация соблюдения норм этики в общественных местах;
• знакомство с основами этики разных стран, особенностями семейного воспитания детей различных национальностей и народностей.
Описание классного часа
Учитель: Ребята, сегодня маркиз Этикет приглашает нас совершить необычное путешествие по некоторым странам. Ведь за многие века ему довелось побывать во всех уголках нашей планеты, встречаться с людьми самых разных национальностей. Он постарается рассказать нам, откуда у него столько знаний о правилах и нормах поведения людей в обществе. Ну что, готовы? Тогда — в путь!
Беседа-диалог «Воспитание казачат»
Первая наша остановка на берегах великих рек — Дона и Кубани. Здесь, как и во многих уголках нашей страны, живут удивительные люди — казаки. Постараемся узнать у старожилов, как воспитывались дети в казачьих семьях.
Оказывается, гуманное и заботливое отношение к детям — одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.
Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым — значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми — всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.
Родители учили казачат отличать истинную правду от ложной, прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, героическое от трусости. Чтобы распознать настрой человека, не попасть в сети низменных людей, старики рекомендовали не в лицо глядеть таким людям, а попытаться заглянуть в сердце и душу. «Если у таких людей язык медовый, то ум и помыслы — яд» — гласит казачья мудрость. Злой человек, поучали родители, всегда корыстолюбив, а потому стремится иметь больше других, властвовать над другими. Такому нет места среди истинных казаков.
Родители внушали детям: будьте милосердны, живите своим умом и чужими чувствами. А жить чужими чувства ми — значит чувствовать боль рядом живущего, переживать за его судьбу, проявлять заботу о нем. Жить только для себя недостойно для казака. Настоящая жизнь тогда, когда живешь для других. Кроме того, молодой станичник должен был помнить, что казак презирает жадность, другие низменные инстинкты, потому что такие чувства отравляют душу и тело.
Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились они по спирали. Каждый виток в ней — это замкнутый цикл, он занимал определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте от 8 (в некоторых семьях от 7) и до 12 лет.
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С 5 лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.
В 7 лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой церковной исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! — говорили они. — Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!»
С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, — говорил отец, — на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.
До 7—8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент в воспитании принимали участие женская и мужская части семьи. В его основе лежала наглядность. И главное здесь — личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.
В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам все меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!»
В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.
С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой, его начинали приглашать на «беседы». С 8 лет особая роль в воспитании мальчика принадлежала крестному отцу. Крестный и кровный отцы как бы дополняли друг друга. Родной отец мог быть излишне мягок в отношении своего сына. Крестный же мог быть излишне суров. Поэтому родной отец останавливал крестного, когда дело могло принять опасный оборот, а крестный не давал отцу жалеть сына.
Основным в воспитании казака в данный период являлось его умение справляться с собственным страхом в любых его проявлениях: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»
В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию — шашке (кинжалу) и ездить на лошадях.
Учитель: А теперь, ребята, поделитесь своими впечатлениями: какие старинные обычаи в воспитании казачат вам понравились, а какие нет и почему? (Рассуждения учеников.)
Беседа-диалог «Воспитание детей в еврейских семьях»
Учитель: Продолжим наше путешествие по странам и народностям мира, и мысленно перенесемся в традиционную еврейскую семью. Особенностью семейного воспитания еврейских подростков является глубокое человеколюбие, пропитанное наставлениями главной священной книги иудаизма — Торой. Самая известная еврейская молитва — «Шма». Именно здесь, в частности, говорится: «...Пусть будут в твоем сердце те слова, что приказываю Я тебе сейчас. Обучай им детей твоих, говори их, когда ты живешь в твоем доме и когда идешь по дороге, когда ложишься и когда встаешь. Повяжи их, как знак, на свою руку, начертай их украшением между твоих глаз. Напиши их на косяке твоего дома и твоих ворот» (Дварим, 6:4-9). Второй из отрывков Торы, включенных в «Шма» («Дварим», 11:13-21), включает «новое требование»: «...обучайте им (словам Торы) детей ваших...» («Дварим», 11:19). Таким образом, обучение детей — это заповедь Торы. Выполнение этой заповеди было заботой всех еврейских общин во все времена. В самом бедном местечке существовал хедер (буквально «комната»), куда приводили детей учиться уже в пятилетнем возрасте, и нанимался учитель — меламед — для их обучения. Бедных и сирот обучали бесплатно; традиция оговаривала и минимальное количество учебных часов, и максимальное число учеников в классе. За тысячелетия были опробованы разные подходы и методы, во многих местах появились свои красивые обычаи, связанные с обучением детей. Несмотря на разнообразие этих обычаев, их объединяло понимание: традиция омертвеет, если станет достоянием только немногих.
Согласно иудейской вере об этой заповеди должен помнить каждый родитель, даже если он живет в том месте, где много еврейских школ. Он, а не руководство общины, должен позаботиться о том, чтобы его дети пошли учиться в одну из этих школ; он должен выбрать школу для своих детей; он должен постоянно обращать внимание, как учатся его дети, и проверять, отвечает ли выбранная им школа необходимым требованиям; наконец, он должен, по мере возможности, поддерживать школу — материально и организационно.
Обучение детей Торе — основа того трудного и длительного процесса, который называется «воспитание детей» в иудаизме. Традиция говорит, что у отца есть четыре обязанности по отношению к сыну:
— привести его к Торе — чтобы не вырос невеждой;
— обучить какой-либо профессии — чтобы не подтолкнуть к воровству;
— женить его — чтобы построил еврейский дом и передал Тору детям;
— научить плавать — чтобы сумел избежать опасностей (в последнее время это требование понимают как необходимость физического развития детей).
Учитель: Ребята, объясните, как вы поняли эти четыре «заповеди» для отца? (Рассуждения учеников.)
Беседа-диалог «Немецкое воспитание»
Учитель: Следующая наша остановка в Германии.
Немцы часто говорят: «Порядок — это половина жизни». Немецкий стиль воспитания — четкая организация и последовательность. Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше. Телевизор — строго по расписанию. Днем — обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем: воздухе, даже если он не совсем здоров. Дети гуляют только в специально отведенных местах — на детских игровых площадках, в парках и скверах.
В каждой немецкой квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все. Что касается остальной квартиры — строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей. Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской.
У немцев не принято оставлять малыша с бабушкой или соседкой. Маленького ребенка мама берет с собой. Немцам больше свойственны эмоциональная близость и «принятие» своего ребенка таким, как он есть. Молодые родители очень трепетно относятся к своим чадам, но чрезмерной опекой не балуют: «Упал? — Вставай сам!», «Мокрые штанишки? — Не беда, после прогулки сменим», «Испачкал руки или залез в лужу? — Ребенок познает мир!» Вместе с тем в более старшем возрасте детей приучают к аккуратности и точности, соблюдению режима дня и добросовестному отношению к труду.
У большинства ребят есть своя копилка — Sparschwein. Даже маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки. На Рождество каждый малыш получает не только подарки, но и небольшие денежные суммы для пополнения своего бюджета.
Критерий готовности к школе у немцев — вовсе не умение читать и писать, а достаточная социальная зрелость ребенка: его способность совместно с другими ребятами выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить начатое дело до конца.
Немецкие учителя начальной школы довольно строго оценивают знания учеников и не склонны баловать их отличными оценками. «Отметки надо не в подарок получать, а зарабатывать!» — считают они. В школах, как правило, не хвалят во всеуслышание лучших учеников, не отчитывают публично худших, не сравнивают успехи детей. Даже шестилетний человек имеет право на то, чтобы его личные достижения или неудачи не становились всеобщим достоянием.
Начиная с 8-9 лет у ребят могут появиться друзья, но частые приглашения друзей в гости не приняты. В этот период родители в семье как бы со стороны следят за приготовлением уроков, поведением в доме, исполнением домашних обязанностей. Но это только видимая «сторона медали», в реальности — родители очень внимательно следят за поведением своего ребенка, каждое замечание или похвала произносятся порой наедине. Родители всегда найдут такую форму убеждения или приказа, что даже 10-летний подросток в обязательном порядке выполнит требование или просьбу родителей.
Учитель: Ребята, какие особенности немецкого семейного воспитания вам хотелось бы перенести в нашу школу или в свою семью? (Рассуждения учеников.)
Беседа-диалог «Особенности воспитания детей в Финляндии»
Учитель: А теперь мысленно переместимся в северную часть Европы — в Финляндию. Здесь отношение к ребенку с момента его появления на свет — как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт. В этой стране принято, что родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах. «Воспитывать» можно только дома. За публичное (принародное) наказание собственного ребенка родители могут быть даже оштрафованы. Предполагается, что все приемы воспитания ребенка применяются только в семье, где внешне ему дозволено многое, но реально — имеются некоторые ограничения. Право на детский сад имеют все дети страны по достижении ими 10 месяцев жизни. В обычные сады принимают даже детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.
Финская школа — это необычное явление. Здесь царят полное доверие ребят к учителям и чувство защищенности личности. Главное, по мнению финских учителей, мотивировать, а не заставлять учиться. Учеников щедро хвалят и поощряют за успехи. Наказания же — редкость. В Финляндии все дети, с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе. Представители социальной службы ежемесячно навещают семьи, где есть несовершеннолетние дети.
«Больше полезных знаний!» — вот девиз финских педагогов. Учеников готовят к реальной жизни и дают те знания, которые действительно могут пригодиться. Многие финские школьники нуждаются в дополнительных занятиях с учителем. И они имеют такую возможность, каждый ребенок — индивидуально. В системе образования большое внимание уделяется совместной творческой деятельности детей и подростков: совместному проектированию, связям с ровесниками различных учебных заведений Финляндии и Швеции. Именно через совместную деятельность приобретаются не столько знания в области различных наук, сколько знания правил совместного общежития, коммуникации, общения. Через социально значимую деятельность приобретаются также знания этикета, современной экономики и политики, навыки семейного быта, поведения в обществе. Казалось бы, что учебной деятельности меньше уделяется внимание, но уровень знаний подростков не уступает их ровесникам из-за рубежа.
Учитель: Ребята, какую особенность воспитания в финских школах вы заметили? (Рассуждения учеников.)
Учитель: Вот на этом мы пока и закончим наше путешествие по странам. Естественно, это путешествие с маркизом Этикетом можно продолжать еще очень долго, но давайте подведем итоги нашего знакомства с особенностями воспитания детей только в нескольких странах и у некоторых народов:
- Что общего вы услышали в воспитании детей? Какие качества личности воспитываются в детях с раннего возраста почти во всех странах мира? (Варианты ответов: любовь и почитание родителей, уважение к старшим, трудолюбие, доброта, справедливость, любовь к родному краю и т. д.)
- Можете вы теперь объяснить, почему порой правила этикета называют международными? (Рассуждения ребят.)
- Как вы понимаете выражение, что «этические нормы поведения в обществе вырабатываются многими поколениями людей»? (Рассуждения учеников.)
- Как вы думаете, какими хотят видеть своих детей родители разных стран в будущем (когда их дети станут взрослыми)? (Рассуждения учеников.)
- Почему, по вашему мнению, так важно с детства приобщаться к нормам этики и правилам хорошего тона? (Рассуждения ребят.)
Похожие статьи:
Беседа для младших школьников на тему: Этикет
Беседа о культуре общения для учащихся начальных классов
Конспект беседы для младших школьников о культуре поведения
Нет комментариев. Ваш будет первым!