Классный час «Конвенция о правах ребенка», 4 класс

Разработка классного часа «Знакомство с конвенцией о правах ребенка». Начальная школа

Цели: обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка; помочь ученикам осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Материалы: листы с текстом Конвенции о правах ребенка; жетоны разного цвета для деления учащихся на группы; листы с итоговым тестом (по количеству учеников класса); медали или жетоны, отмечающие «знатоков права».

Ход классного часа

I. Викторина «Права литературных героев».

Ученики делятся на 4 команды. Учитель поочередно каждой команде задает вопросы, за каждый правильный ответ команда получает один балл. Если команда не отвечает, то другие получают возможность заработать дополнительные баллы.

Вопросы викторины:

1. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, Зайка из русской народной сказки «Заяц и лиса».)

2. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик».)

3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка».)

4. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка- путешественница».)

5. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович» или «Морозно», «Госпожа Метелица».)

6. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Незнайка из сказочной повести «Приключения Незнайки и его друзей».)

7. Какие сказочные герои страдают от вмешательства в личную жизнь? (Марья-Царевна, персонаж русских народных сказок.)

8. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования? («Дюймовочка».)

II. Формулирование темы классного часа и постановка проблемы.

Учитель. Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные на уроке права на ребенка? Должны ли быть у ребенка особые права?

Учитель вместе с учениками формулирует тему классного часа «Права ребенка в обществе» и помогает задать проблемные вопросы: «Распространяются ли все перечисленные права на ребенка? Должны ли быть у ребенка особые права?»

III. Поиск ответов на вопросы классного часа.

(Учащиеся высказывают свое мнение по поставленным вопросам. Можно предоставить время для обсуждения вопросов в группах и заслушать мнение каждой группы.)

Учитель (подводит итог). Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они - будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о правах ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

• Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

Ученики получают сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка (см. Приложение к классному часу).

Учитель. Конвенция была разработана на основе Всеобщей декларации прав человека. Давайте попробуем найти схожие положения этих документов.

Учащиеся находят схожие статьи Конвенции и Декларации и называют их.

Учитель. Как Конвенция учитывает интересы именно детей?

Ученики. У детей появляется еще одно право - право на заботу.

Учитель предлагает подробнее узнать об этом праве, прочитав текст параграфа. Ученики читают текст на с. 50, задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного материала.

Учитель. В Конвенции говорится о том, что каждый ребенок имеет право на имя. У каждого из вас есть имя. (Учитель может предложить учащимся произнести свои имена.)

Выступает ученик, который заранее подготовил сообщение:

«При рождении ребенка родители дают ему имя. Фамилию, имя, отчество записывают в специальный документ. Знаете ли вы, как он называется? Правильно, свидетельство о рождении. В нём также записывают место и дату рождения, сведения о родителях. Это первый документ ребёнка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии. Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно. Следовательно, о вас заботится правительство России».

Учитель. Всем вам известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Согласно Конвенции, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (Статья 1).

Учитель. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать отдельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, посадить Маугли в клетку и обращаться с ним, как с животным?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство (Статья 23).

Учитель. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Нарушает ли он при этом его права?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Как вы думаете, что необходимо, чтобы эти и другие права соблюдались?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Нужно выполнять важную обязанность - уважать права другого.

Сценка

(Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляя громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.)

Мама. Сколько раз тебе говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Но мама! Ты же все равно в 10 часов еще не спишь.

Учитель. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Ученики. Сын пользуется правом на отдых и досуг. Это право записано в статье 31 Конвенции о правах ребенка. Но в данной ситуации он ущемляет права родителей и соседей на отдых.

Учитель. В данном случае поведение сына является нарушением общественного порядка. О какой важной обязанности он забыл?

Ученики. Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Обязанности детей.

Учитель. Как вы понимаете слово «обязанность»? Есть ли у вас какие-то еще обязанности? Какие обязанности существуют у детей?

(Ученики делятся своими мыслями.)

IV. Подведение итогов классного часа.

Учитель. Вернемся к вопросам нашего классного часа. Можно ли утверждать, что мы нашли на них ответы?

(Учащиеся еще раз перечитывают проблемные вопросы классного часа и отвечают на них.)

Учитель. Теперь вы знаете, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребенка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова ее цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы еще не подошли к этому. Должны ли мы поэтому отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнем в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

Итоговый тест

Задача: проверить, как учащиеся усвоили основную мысль и понятия двух последних классных часов, и выбрать знатоков для участия в КВН по правам человека между третьими классами.

Ученики на листках записывают номер вопроса и букву с вариантом правильного, на их взгляд, ответа.

Вопросы теста:

1. Какова цель ООН?

A. Проведение Олимпийских игр.

Б. Защита прав человека.

B. Охрана окружающей среды.

2. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

A. Промышленный и военный потенциал.

Б. Государство.

B. Человек, его права и свободы.

3. В каком документе изложены права ребенка?

A. В Конституции РФ.

Б. В Декларации прав человека.

B. В Конвенции о правах ребенка.

4. Кем была принята Конвенция о правах ребенка?

A. Президентом страны.

Б. ООН.

B. Директором школы.

5. Как вы думаете, какой орган при ООН занимается правами ребенка?

A. Детский фонд.

Б. Международный валютный фонд.

B. Международный банк регионального развития.

 (Учитель собирает листы с ответами и отмечает учеников, которые дали большее количество правильных ответов. На основе полученных данных учитель формирует команду из 5 человек для участия в КВН по правам человека.)

Приложение

Конвенция о правах ребенка (сокращенный вариант)

Статья 6.

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Статья 7.

Ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 15.

Ребенок имеет право на свободу ассоциаций (объединения) и свободу мирных собраний.

Статья 12.

Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, быть выслушанным.

Статья 16.

Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну переписки или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 19.

Ребенок имеет право на защиту от насилия, жестокого, грубого обращения, на уважение человеческого достоинства.

Статья 23.

Любой, даже неполноценный ребенок (в умственном или физическом отношении) имеет право вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его активное участие в жизни общества.

Статья 24.

Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь и восстановление здоровья.

Статья 28.

Каждый ребенок имеет право на образование.

Статья 31.

Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Похожие статьи:

Классный час 4 класс на тему: Хлеб-всему голова

Игровой классный час в 4 классе

Классный час 4 класс. Обучение общению

Классный час в 4 классе. Здоровое питание

Классный час 4 класс на тему Труд

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!