Классный час «Какие бывают профессии», 1 класс
Классный час по профориентации для учащихся начальной школы
Цели и задачи:
• расширение знаний учащихся о профессиях;
• формирование интереса к профессиям;
• расширение кругозора учащихся, обогащение их словарного запаса.
Оборудование:
• толковый словарь;
• карточка со словом «профессия»;
• ножницы, расчёска;
• загадки на карточках;
• ребусы;
• выставка книг.
Ход классного часа
Учитель: Сегодня мы поговорим о том, что такое «профессия». В мире тысячи профессий. Легко ли разобраться в этом многообразии и сделать свой выбор?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает человеку раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром множество пословиц и поговорок народ сложил о труде. А вот знаете ли вы некоторые из них, мы сейчас проверим. На доске написаны окончания пословиц («...не сиди на печи», «...того люди чтут», «...тот не ест», «...а лень портит», «...не вынешь и рыбку из пруда»), Я буду произносить первую часть, а вам нужно подобрать окончание.
Кто не работает, ...
Хочешь есть калачи, ...
Труд человека кормит, ...
Кто любит труд, ...
Без труда, ...
♦ Проводится игра «Угадай пословицу».
Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость. Так что же такое профессия?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Обратимся к толковому словарю, он даст нам точный ответ на вопрос.
♦ Учащийся читает толкование слова «профессия».
Учитель: Можно сделать вывод, что профессия — это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.
А теперь мы поиграем в игру «Путешествие от А до Я». Я буду показывать букву, а вы называете профессию, начинающуюся на эту букву. Итак, начнём!
♦ Учитель показывает карточку, на которой написана буква «А».
Учащийся 1:
Он науки изучил,
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовётся... (агроном).
Учащийся 2:
Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).
♦ Учащиеся называют другие профессии на букву «а» (аптекарь, адвокат, архитектор и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Б».
Учитель: В библиотеке работает— ... (библиотекарь).
♦ Учащиеся называют профессии на букву «б» (балерина, бухгалтер, биолог и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «В».
Учитель: Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота —
Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.)
♦ Учащиеся называют профессии на букву «в» (воспитатель, врач и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Г».
Учитель: Грузы грузит — грузчик.
♦ Учащиеся называют профессии на букву «г» (гончар, геолог, гравёр и др.).
♦ Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Д».
Учащийся 3:
Кто у постели больного сидит
И, как лечиться, он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Доктор)
♦ Учащиеся называют профессии на букву «д» (директор, диктор, дублёр и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Ж» (журналист, железнодорожник, жонглёр, животновод и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «3» (зоотехник, зоолог, закройщик и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «И» (иллюстратор, инженер, инкассатор и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «К» (кондуктор, киноактёр, каменщик, кассир, корреспондент, комбайнер, космонавт и др.).
Учитель: Отгадайте загадку. По отгадке назовите профессию.
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут — положу.
Человеку я служу. (Кран — крановщик.)
♦ Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Л» (лётчик, лаборант, логопед — человек, который учит детей правильно произносить звуки).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «М» (музыкант, машинист, маляр, модельер, монтажник, массажист и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Н» (наладчик, нотариус, няня и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «О» (официант, осветитель, окулист — глазной врач).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «П».
Учащийся 4:
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? (Повар.)
Учащийся 5:
С огнём бороться мы должны.
Мы — смелые работники.
С водою мы напарники,
Мы очень людям все нужны...
Так кто же мы? (Пожарные.)
♦ Учащиеся называют профессии на букву «п» (пилот, почтальон, писатель, плотник и др.).
Учитель: Люди какой профессии используют в своей работе эти инструменты (показывает ножницы и расчёску)? (Парикмахер.)
А сейчас отгадайте загадки про предметы, которые используют люди разных профессий.
Учащийся 6:
Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы.)
Учащийся 7:
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз во все стороны глядит. (Напёрсток.)
Учащийся 8:
Нос стальной
Хвост льняной. (Игла с ниткой.)
Учитель: Люди каких профессий используют эти инструменты?
♦ Учащиеся отвечают: портной, закройщик, швея, обувщик, модельер.
♦ Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Р» (режиссёр, редактор, рабочий, радист и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «С» (сапожник, секретарь, санитар, слесарь, столяр и др.).
Учитель: Я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы ответьте на вопрос: люди каких профессий построили этот дом? Все слова должны начинаться на букву «с».
На улице Садовой
Дом построен новый.
В нём столько светлых окон!
Считать — не сосчитать!
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме десять этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом?
Дом, в котором мы живём?
(Строитель, стекольщик, сварщик, столяр, слесарь, сантехник.)
♦ Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Т».
Учитель: А вот загадка, отгадка которой подскажет профессию, начинающуюся на букву «т».
Ходит с края да на край,
Режет чёрный каравай. (Трактор — тракторист.)
♦ Учащиеся называют профессии на букву «т» (телефонист, трубочист, токарь и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «У».
Учитель: Загадка поможет назвать вам профессию.
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.)
♦ Учащиеся называют профессии на букву «у» (уборщица, укладчик, упаковщик и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Ф».
Учитель:
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз —
И помним вас. (Фотограф.)
♦ Учащиеся называют профессии на букву «ф» (футболист, фельдшер, физик, фармацевт — работник аптеки, который делает лекарства).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «X».
Учитель: О людях какой профессии говорится в этом отрывке?
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют. (Хлеборобы.)
♦ Учащиеся называют профессии на букву «х» (художник, химик, хирург и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Ц» (циркач, цветовод, цветочник).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Ч» (часовщик, чабан, чертёжник и др.).
Учащийся 9:
Что за чудо этот дом —
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус — шофёр.)
♦ Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Э» (электрик, экскаваторщик, экономист, эколог и др.).
Учитель показывает карточку, на которой написана буква «Ю» (ювелир, юрист).
Учитель: Подведём итоги. Вот и совершили мы путешествие в мир профессий. Что вы узнали для себя нового? Проверим, как запомнили, что это за профессии.
♦ Учитель показывает слова, записанные на карточках. Дети читают и объясняют значения слов.
Учитель: А теперь — игры.
1. Ребусы.
Прочитайте зашифрованное слово, назовите профессию.
2. По пословице угадай профессию.
Куй железо, пока горячо. (Кузнец. Правильно говорят: Не куёт железо молот, а куёт кузнец.)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак. Рыбак рыбака видит издалека.)
Не игла шьёт, а руки. (Швея, портной. Длинная нитка, плохая швея.)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. (Плотник. Без топора не плотник, без иглы не портной.)
Не надевай хомут с хвоста, не начинай дела с конца. (Конюх.)
Корова черна, да молоко у неё бело. (Доярка. Конюх и пастух, доярка — самые древние профессии. Как вы это понимаете?)
Лес рубят — щепки летят. (Лесоруб.)
Цыплят по осени считают. (Птичница.)
На охоту ехать — собак кормить.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (Охотник.)
Перемелется — мука будет. (Мельник. Мукомол.)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. (Пахарь, хлебороб.)
3. Доскажи словечко.
Трактор водит ...(тракторист).
Электричку— ... (машинист).
Стену выкрасил ... (маляр).
Доску выстругал ... (столяр).
В доме свет провёл ... (монтёр).
В шахте трудится ... (шахтёр).
В жаркой кузнице — ... (кузнец).
Кто всё знает — ... (молодец!)
Вы все молодцы! И в заключение прочитаем вывод, он записан на доске:
Прекрасных профессий
На свете не счесть.
И каждой профессии —
Слава и честь!
Автор: Н.Г. Багрова, Новосибирская обл., с. Федоровка
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!