Тематическое занятие в детском саду. Старшая группа
Конспект занятия для детей 5-7 лет. Тема: Как зовут медведя, лису, зайца?
Цель: объяснить детям происхождение названий разных животных.
Ход занятия
I. Загадки.
Воспитатель загадывает загадки, а дети разгадывают их.
• Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
• Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь.)
• Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь.)
• Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь.)
• Посмотрите-ка, какая,
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)
• За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)
• В птичник повадится
- Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы. (Лиса.)
• У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц.)
• Не барашек и не кот,
Носит шубу целый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Зима.)
II. Объяснения натуралиста.
1. Рассказ о медведе.
Натуралист. Откуда произошло слово «медведь»? Как же назывался он у древних людей?
Настоящее имя зверя - «арктос». Отсюда произошло название «Арктика», то есть «Медвежья страна». Из греческого языка имя зверя перешло в русский. По-русски он назывался «орктос».
Это было давным-давно, когда люди жили в лесах, добывали мед диких пчел, ловили рыбу, охотились. Не было для людей страшнее зверя, чем медведь, про которого сочиняли всякие небылицы: верили, что он может превращаться во всяких чудовищ и ребенка может унести в берлогу.
Но мы знаем, что медведь - могучий зверь; хоть он и хищник, но главная пища его - растения: голубика, малина. Он выкапывает из земли коренья, поедает сочную траву, ест грибы, клюкву. Любит мед, не пропустит насекомых, лягушек, мышей. Может напасть на заблудившуюся в лесу корову или косулю. Раненый медведь опасен для человека. Но, как правило, медведь на людей не нападает, а при встрече старается уйти подальше. Но люди испытывали перед ним страх. Боялись произносить его имя, думали, что он обязательно перед ними появится. И чтобы не накликать его появления, придумали прозвище - «медведь», то есть «мед ведать».
Потом люди забыли его настоящее имя и прозвище «медведь» стало именем животного. А уважительно называют его такими кличками: Топтыгин, Мишка Косолапый, Потапыч, даже Михаил Иванович.
Дети исполняют песню.
Почему медведь зимой спит
(сл. А. Коваленкова, муз. Л. Книппера)
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге,
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик,
Зашумел темный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!».
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
2. Рассказ о лисе.
Натуралист. Почему лису называют часто «Лиса Патрикеевна?». Откуда такое странное имя?
Лет семьсот назад жил-был в городе Новгороде князь Патрикей Наримунтович, который прославился своей изворотливостью и хитростью. Патрикей - имя старинное и происходит от латинского слова «патриций», то есть «аристократ». На Руси произносили вместо «Патрицей» - «Патрикей». Имя это давалось только детям княжеского рода. Лиса считалась хитрым зверем, поэтому получила отчество - Патрикеевна. Но если докопаться до истины, то окажется, что она не такая уж и хитрая! Конечно, когда дело идет о спасении своей жизни или когда она очень голодна, здесь лиса проявит изворотливость.
Люди считают, что она в основном питается зайцами. Она не прочь схватить зайца и делает это, если столкнется с ним нос к носу. Но случается это нечасто. Догнать зайца лиса просто не может. Основная пища лисиц - мыши и полевки. За год она уничтожает их несколько тысяч. Это одна лиса. А вместе с лисятами - в два- три раза больше. Лиса - очень полезное животное. Собой красива! Не зря поют:
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!».
Игра «Лиска-лиса».
Ход игры.
По считалке выбирается «лиска-лиса», остальные участники игры - «куры».
Они дразнят «лису»: Лиска-лиса,
Дивья краса –
Долгий нос,
Рыжий хвост.
Проговорив дразнилку, «куры» бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит их ловить. Кого первого поймает, тот будет водить.
3. Рассказ о зайце.
Натуралист. В наших лесах живет заяц. Его прозвище - «косой». Откуда же это прозвище?
Появилось оно очень давно. Люди зайца видели только в лесу. Заяц всегда пускался от них наутек. Человек видел только убегающего зайца. И почему люди решили, что он - косой? А заяц вовсе не косой. У зайца малоподвижная шея, и он не может оглянуться назад. Вот он и скашивал глаза, косил ими. А люди решили, что заяц косой. Так его и прозвали. Уменье хорошо бегать
Все сообщения натуралиста сопровождаются показом картин или слайдов.
III. Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки).
Действующие лица: сказочник, Заяц, зайцы, Ворона, собаки.
Сказочник. Жил-был в лесу заяц. Летом жилось ему хорошо, а зимой - голодно. Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит: там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать.
Заяц (хвастливо). У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Зайцы (удивленно). О-о-о-о! Вот ты какой!
Ворона (встретив в лесу зайцев). Что вы такие все взволнованные?
Зайцы (наперебой). Тут появился новый заяц. Все хвалил
Ворона (летит разыскивать зайца, находит его). А ну, скажи, как ты хвастался?
Заяц. А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи!
Ворона (треплет зайца за уши). Смотри, больше не хвастай!
Заяц (испуганно). Ой-ой-ой! Больше не буду хвастать.
Ворона. То-то!
Садится на забор. Слышится лай и рычание собак, которые поймали ворону.
Заяц. Что это? Вернусь-ка я назад. Узнаю, что происходит.
Возвращается назад. Видит собак, которые, увидев зайца, набрасываются на него. Ворона освобождена. Заяц убегает. Затем, прячась от собак, возвращается к забору, где опять сидит ворона.
Ворона (увидев зайца). Ну, ты молодец: не хвастун, а храбрец!
IV. Творческое задание.
Зарисовка иллюстраций по понравившимся фрагментам сказки и рассказов о животных.
V. Рефлексия.
- О каком звере вы расскажете своим родным и друзьям?
Похожие статьи:
Праздник Зимы в первой младшей группе. Сценарий
Зимний физкультурный досуг для старшей группы
Сценарий зимнего праздника в 1 младшей группе в ДОУ
Тематическое занятие на тему: Зима в детском саду. Подготовительная группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!