Занятие на День Земли в старшей группе детского сада
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ
Тема: Кладовая Земли
Цель: формировать у детей первоначальное представление о внутреннем содержании Земли; развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Ход занятия
Ребята, на прошлых занятиях мы узнали, сколько неразгаданных тайн хранит наша необъятная прекрасная Земля.
А хотите узнать еще одну тайну? Хотите познакомиться, что хранится внутри Земли?
Приготовьтесь, сегодня мы отправляемся в путешествие в ее недра.
Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой! Вот посмотрите! (Воспитатель предлагает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов.)
- Вам понравились эти чудесные пещеры?
- А как вы думаете, откуда произошли пещеры? Как они появились? (предположения детей)
- По пещерам можно попасть очень глубоко под землю. Эти пещеры сделала вода.
Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода может быть такой сильной, могучей. Вода может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер.
- А вот эти красивые камни тоже сделала вода. (Воспитатель предлагает детям серию открыток с драгоценными камнями.) Посмотрите, это агаты, хрусталь, топаз, берилл, аметист и пр. Посмотрите, какие необыкновенно красивые формы, какие переливы цвета, какие превосходные линии в рисунке. Это наша матушка-Земля с помощницей Водой создали такие чудеса.
- Ребята, мы с вами знаем, что без воды нет жизни на Земле, а откуда берется вода? (ответы детей)
- Оказывается, вода берется тоже из-под земли. Глубоко под землей существуют водоносные слои. Из них пробиваются на поверхность Земли родники, ручейки, которые образуют реки, сливаются в моря, соединяются в целые океаны. В разных местностях Земли водоносный подземный слой находится на разной глубине. Если мы возьмем лопату и будем долго-долго копать, то примерно через 5-6 метров мы дойдем до воды.
- Ребята, кто-нибудь из вас видел, как на дачах бурят колодцы? У кого есть колодцы на даче или у бабушки в деревне? (ответы детей)
- Колодцы бывают разной глубины. (Воспитатель показывает детям иллюстрацию, где изображены различные ландшафты, от чего меняется глубина залегания водоносного слоя.)
- Если мы будем копать в пустыне, мы вряд ли докопаем до воды, так как она находится очень глубоко. Корни кустарников и деревьев не достают до воды в пустыне, поэтому там нет растительности, одно только палящее солнце да сухой песок.
- А что еще находится под землей? Точно так же слоями под землей хранятся месторождения нефти и газа, каменного угля, железной руды и др.
- А кто знает, что такое нефть? Ученые считают, что нефть образовалась из растений и животных, живших много лет назад в теплых водах океанов, покрывавших земную поверхность. Отмирая, животные и растения накапливались на дне. Со временем их укрыли миллионы тонн ила и песка. Под давлением ил и песок превратились в твердые породы. Останки животных и растений превратились в темную жидкость, собранную в порах породы. Перемещение земной коры превратило часть морского дна в сушу. Не
которое количество этой жидкости появилось на земной поверхности, где ее обнаружил человек. Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, самолеты, корабли. Из нее получают технический спирт, парафин, топливо, смазочные масла, технический жир, смолу, асфальт и т.д.
Само слово «нефть» означает «каменное масло».
- Ребята, еще в кладовой Земли хранится каменный уголь. Зачем человеку нужен уголь? (ответы детей)
- Правильно, уголь - это основной источник тепла. Используя уголь, человек научился сохранять главное богатство Земли - лес.
- Хотите узнать, что думают ученые о появлении угля? (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с доисторическими растениями.) 250 тысяч лет назад такие растения росли на нашей Земле, они отмирали, падали, гнили, оставшаяся масса накапливалась и превращалась в каменный уголь.
- Ребята, посмотрите, вот каменный уголь. Его еще называют антрацит. Посмотрите, какой красивый этот уголь! Он иссиня-черный, блестит, сверкает на солнце.
- Полезных ископаемых, которые хранятся в кладовой Земли, множество: марганец, магниты, газ, нефть, торф, золото, свинец, железная руда, алмазы, мел, песок, глина и многое-многое другое.
Все это приносит пользу людям. Дети, а где используют мел? (ответы детей)
- С мелом знакомятся дети уже в детском саду, когда рисуют на асфальте, потом в школе пишут на доске. Мелом белят стены, добавляют в зубной порошок, из мела изготавливают удобрения, лекарства.
- Ребята, в энциклопедии есть интересные факты о том, что мел имеет животное происхождение. Да, да, это мелкие животные с панцирем из извести, которые живут в морях и океанах. Отмирая, они опускаются на дно, накапливаются за сотни лет, цементируются, и получается твердый белый мел.
Мы уже знаем, что на Земле происходили различные изменения, море превращалось в сушу, поэтому сейчас мы находим мел на земле.
- Ребята, где вы в природе видели мел?
- Правильно, на дачах, в деревнях встречаются целые меловые горы. В нашей Воронежской области очень много меловых гор, работают целые меловые карьеры по добыче мела.
Это значит, что давным-давно в этом месте, где мы живем, было море.
- Ребята, в наших краях не только меловые карьеры разрабатываются, но еще песчаные и глиняные.
Песок человек начинает использовать с раннего детства, когда играет в песочнице. Песок для детей - это строительный материал. Что можно сделать из него? (ответы детей)
- А еще песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий.
- А для чего человек добывает глину? (ответы детей)
- Изделия из глины мы видим каждый день: посуда, плошки, скульптура, игрушки и др. Используют глину при строительстве домов, плотин и т. д.
В кладовой Земли хранятся многие соли, минеральные вещества, которыми питаются все растения. Это в земле созревают и растут наши овощи - морковь, свекла, картофель, лук, чеснок, репа и проч. Через свои корни каждая травинка, каждое дерево черпают жизнь из недр матушки-Земли.
Земля нас кормит, одевает, греет, дает нам все необходимое для жизни.
- Ребята, запомните, что Земля без нас будет жить, а вот мы без Земли жить не сможем. Это было, это есть и это будет всегда.
Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами, и мы должны научиться благодарить ее, беречь ее и разумно пользоваться кладовой Земли.
Похожие статьи:
День семьи в детском саду. Сценарий
Праздник Весны в старшей группе. Сценарий
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями весной»
Нет комментариев. Ваш будет первым!