Занятия на тему «Вежливость» в старшей группе

Цель. Все занятия по данной теме призваны развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.

Беседа «Как тебя называют»

Цель. Беседа учит детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.

Ход беседы

Педагог спрашивает детей, как их называют дома (Сережа, сынок, внучек, малыш и т. д.), в детском саду, ребята во дворе.

— Да, вы правильно заметили, что называют вас по-разному: иногда ласково, иногда не очень, а порой обидно, даже употребляют клички. А как вы думаете, зачем нужно, обращаясь к ребенку, называть его Малыш, Витенька, Витя и т.д.? (Ответы детей.)

— Да, конечно, чтобы привлечь внимание этого ребенка, заставить его более внимательно слушать. Но при этом говорящий нередко передает и свое отношение к вам. И нам с вами совсем не все равно, как нас назовут. А ведь бывают и грубые обращения.

После этого педагог предлагает детям самостоятельно разыграть сценки из жизни.

Разыгрывание ситуаций

1. Мальчик и мама. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась (надо напомнить, чтобы дети не забывали об обращении и слове «пожалуйста»).

2. Девочка и прохожий. Девочка хочет узнать у незнакомого человека время.

3. Мальчик едет в автобусе. На остановке в автобус входит старенькая бабушка.

4. Девочка пришла в магазин. Ей хочется купить шоколад ку. Как нужно говорить с продавцом (с обращением, вежливы ми словами).

При этом дети-герои исполняют роли, импровизируя действие, а дети-зрители внимательно наблюдают за исполнителями и при необходимости поправляют «актеров».

Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»

Цель. Игра знакомит детей с тем, что словом можно воз действовать на чувства и поведение людей.

Ход игры

Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, оби жен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

А. Барто

Наша Таня горько плачет —

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его.

Педагог. Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.

Аналогично может быть использована сказка «Курочка Ряба», которая проигрывается в виде инсценировки.

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка Ряба.

Снесла курочка яичко —

Не простое, а золотое.

Дед бил-бил — не разбил,

Баба била-била — не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед и баба плачут,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед! Не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое».

Педагог предлагает детям нарисовать курочку, утешающую деда и бабу.

Дидактическая игра «Умей извиняться»

Цель. Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений.

Ход игры. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова «извините», «простите».

Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Педагог. Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.) Автор стихотворения предлагает такой путь прими рения:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Дополнительно может быть использовано стихотворение Н. Юсупова «Кто кого любит». Педагог предлагает послушать стихотворение и оценить поступок мальчика.

Пошел я гулять,

И в саду по привычке

Я дернул девчонку

За обе косички.

На крик прибежала

Девчонкина мать.

Меня изловчилась

За ухо поймать.

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то

«Простите меня», —

Я шепнул виновато.

— Ступай, — улыбнулась, —

Прощаю пока, —

И ухо мое отпустила рука.

«Простите»...

Ура! Убедился я снова,

Какое оно

Интересное слово.

Педагог. Можно ли считать извинение мальчика искренним? Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?

Беседа «Как вести себя во время разговора»

Цель. Беседа познакомит детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал — сюжетные картинки с изображением ситуаций вежливого поведения детей во время раз говора.

Ход беседы. Педагог предлагает детям рассмотреть рисунки и обратить внимание на основные правила поведения во время разговора:

— говори вежливым тоном;

— используй «волшебные» слова;

— смотри в лицо собеседника;

— не держи руки в карманах.

Далее выясняется, что:

— во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не приятно смотреть, как ты пережевываешь пищу, брызги слюны могут попасть в лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

— если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения;

— невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым, конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворения, в которых говорится о правилах поведения во время разговора.

Г. Остер «Советы непослушным детям»

Если к папе или к маме

Тетя взрослая пришла

И ведет какой-то важный

И серьезный разговор,

Нужно сзади незаметно

К ней подкрасться,

А потом

Громко крикнуть

Прямо в ухо:

«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»

И когда со стула тетя

С перепугу упадет

И прольет себе на платье

Чай, компот или кисель,

То, наверно, очень громко

Будет мама хохотать,

И, гордясь своим ребенком,

Папа руку вам пожмет!

 

А. Кондратьев «Перебивалка»

— За рекой...

— За какой?

— За широкой такой!

Проживал крокодил...

— Что жевал крокодил?

-  Не жевал!

Про-жи-вал!

Просто жил крокодил!

— Но ведь ты говорил,

Что он что-то жевал?

Или пере-жи-вал?

- Ох! Ну ладно, жевал!

Страшно переживал!

И кусал, и глотал

Тех, кто перебивал!

Упражнение-инсценировка «Котенок»

Цель. Упражнение учит детей вежливому общению.

Ход упражнения. Котенок. Где моя мамочка? Я очень хочу есть и забыл, как надо просить. Корова, ты знаешь как?

Корова. Надо сказать: му-му-му, и тебе дадут сочной травы.

Котенок. Спасибо тебе, корова. Но мне не так надо просить.

Котенок встречался то с лошадью, то со свиньей, то с барашком и т. д. и, наконец, встречается с кошкой и хозяйкой.

Кошка. Ох! И глуп же ты, котенок, я же тебя учила, а ты все забываешь. Если ты захочешь есть, то подойди к хозяйке и ласково скажи: мяу-мяу-мяу!

Котенок. Мяу-мяу-мяу! Хозяйка, покорми меня, налей молочка, пожалуйста.

Хозяйка. Хороший котенок, ласковый. Вот тебе молочко, пей, пожалуйста.

Тут и всех животных позвали на обед.

Игра с пением «Дети и пес»

Цель. Игра закрепляет убеждение детей, что вежливое обращение приятно и необходимо в общении со всеми, даже с животными.

Ход игры.

Дети.

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он сидит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Пес (поднимаясь).

Ав, ав, ав,

Мои друзья,

Так приветствую вас я,

Вас в деревню провожу,

Вам дорогу укажу.

Игра-драматизация «Черепаха и заяц»

Цель. Игра закрепляет у детей навыки общения, умение правильно вести диалог.

Стихи К. Тонгрыкулиева.

Ход игры. Педагог читает в лицах стихи К. Тонгрыкулиева, а дети внимательно слушают, обращая внимание на добрые ласковые обращения.

Черепаха.

Это ты, зайчишка? Здравствуй!

У ежа сегодня праздник,

В гости он меня зовет,

Где, скажи мне, он живет.

Заяц.

Черепаха, ты сверни-ка

На тропинку вдоль поляны,

А потом правей держи,

Там в траве живут ежи.

Я и сам спешу к соседу —

И меня он звал к обеду.

Черепаха.

Догоню, зайчишка милый,

Вот подарок позабыла,

Загляну к себе домой —

Там лежит подарок мой.

Заяц.

Только, тетушка, гляди,

Поскорее приходи:

Доплетешься к вечеру —

Кушать будет нечего!

Игра-упражнение «Передай другому»

Цель. Игра-упражнение закрепляет навыки вежливого общения с окружающими.

Ход игры. Педагог вносит белый меховой комочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его, а затем ласково назвать качества: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и т. д. Затем бережно, осторожно передает его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстника ласково-уменьшительным именем: «Танечка, возьми, пожалуйста. Спасибо».

Этюд «Кому и как можно подражать»

Ход этюда. Педагог читает стихотворение, а дети произносят, как стали говорить животные по-новому.

К. Чуковский

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!»

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

Квакать!»

Свинки замяукали...

Кошечки захрюкали...

Уточки заквакали...

Курочки закрякали...

Воробышек прискакал

И коровой замычал...

Прибежал медведь

И давай реветь:

«Ку-ка-ре-ку!»

Похожие статьи:

Тесты по этикету для детей

Этикет для детей дошкольного возраста. Конспекты занятий

Беседа «Правила поведения в общественных местах» для старших дошкольников

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ДОУ. Вежливые слова

Беседа о правилах приветствия с детьми подготовительной группы

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!