Конспект занятия путешествия по познанию в старшей группе ДОУ
Занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст
Тема: Кругосветное путешествие
Цель: дать понятие о том, что на нашей планете много разных стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны; познакомить детей с разнообразием животного и растительного мира, полезных ископаемых и т. д.
Ход занятия
- На протяжении многих веков люди стремились совершить кругосветное путешествие. Кто на лошадях и верблюдах, кто на морских судах, а кто-то просто пешком. Человек мечтал увидеть своими глазами необъятную нашу землю и сделать открытия.
- Ребята, а хотите, и мы с вами отправимся в кругосветное путешествие? (Да.)
- В нашем путешествии мы должны увидеть все страны и континенты. На каком же транспорте мы сможем осуществить нашу мечту? (высказывания детей)
- Итак, мы сделали выбор, отправимся в путешествие на сверхскоростном самолете. Теперь нам предстоит определить цель нашего путешествия. (Дети высказывают свое мнение.)
-Итак, цель нашего путешествия - научно-исследовательская работа. Чем наша научно-исследовательская экспедиция будет заниматься? (ответы детей)
- Что мы будем изучать? Итак, определимся, распределим роли, и каждый займется своим основным делом. В нашей научно-исследовательской экспедиции имеются следующие научные сотрудники: зоолог (изучает жизнь животных); ботаник (изучает мир растений); орнитолог (изучает жизнь птиц); микробиолог (изучает микрофлору почвы, воды, воздуха); химик (изучает химические составы и реакции); почвовед (изучает структуру почвы); этнограф (изучает народные традиции); историк (изучает культуру и прошлое народов); археолог (ведет раскопки) и т. д., и т. п.
- Все перечисленные ученые, возьмите с собой в дорогу все необходимое для вашей исследовательской работы. (Детям предлагаются атрибуты, карточки с нарисованными предметами: сачок, бинокль, фотоаппарат, микроскоп, колбы, пробирки, блокнот, кисточки, лопаты, магнитофон и т.д.)
- Ребята, занимайте свои места в самолете. Обратите внимание, какими сверхчувствительными приборами, компьютерами управляется самолет. Он очень удобен для нашей научной работы.
- Итак, наше кругосветное путешествие начинается.
- Ребята, какие страны вы знаете? (Россия, Англия, Германия, Польша, Франция и др.)
- А какие существуют континенты на Земле? (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.)
- Сейчас на нашей планете 160 государств. Они различны по величине территории. Самым большим государством является Россия, а самыми маленькими - Монако (Европа) и Сингапур (Азия). Сейчас наш самолет приземляется в Америке. (Воспитатель предлагает рассмотреть Северную Америку и Южную Америку.)
Дети рассматривают карту, где изображен животный и растительный мир, полезные ископаемые, промышленность (Атлас для самых маленьких. Белфакс, 1995).
- Научные сотрудники, приготовьте все необходимое снаряжение для изучения Америки. Ребята, какая она красивая! А вон там, смотрите, на берегу океана выбросился кит! Ученые, определите, что же там случилось, (ответы детей)
- Ребята, воды океана загрязнили нефтяными отходами. Ученые, придумайте, как помочь природе Америки. (Биологи, химики, зоологи, экономисты высказывают свое мнение.)
Дети оказывают помощь Америке в экологической катастрофе, далее изучают континент.
- Биологи, скажите, какой растительный мир преобладает в Северной и Южной Америке? (Бананы, кактусы, хлопок, каучуковое дерево и т. д.)
- Уважаемые этнографы, назовите особенности одежды местного населения. (Сомбреро.)
- Назовите местные достопримечательности. (Ниагарский водопад, небоскребы, пирамиды.)
- Ребята, смотрите, небольшая речушка, ее русло совсем пересохло, погибает рыба. Почему так происходит?
- Экономисты, посчитайте, правильно ли население использует воду? (Экономисты отвечают.)
- Химики, проверьте воздух, где-то поблизости дымят трубы заводов, они засоряют атмосферу. (Химики проводят исследование.)
- Ну, что же, работы на континенте Америка еще много, людям необходима помощь, а особенно природе. Только в Америке можно встретить редких бизонов, скунсов, муравьедов, броненосцев, ленивцев. А в воде Амазонки обитают хищные рыбы пираньи.
- Итак, наше путешествие продолжается. Наш самолет приземляется на континент Австралия. Все ученые, приготовьтесь к изучению особенностей континента. Все вооружились биноклями.
(Дети рассматривают карту, называют отличительные особенности. Ученые по очереди рассказывают о своих исследованиях. Экономисты рас
- Ребята, посмотрите, что это за темное пятно? Это же выжженные леса! Какой огромный ущерб хозяйству принес лесной пожар! Экономисты, посчитайте убытки! Биологи, зоологи, орнитологи, микробиологи, посчитайте, сколько погибло живых существ от пожара. (Дети тушат пожар, сказывают помощь оставшимся в живых животным, птицам и т. д.)
- Только в Австралии живут: сумчатый медведь - коала, сумчатые белки, ехидна и утконос, самая большая птица - страус эму и очень много попугаев. В Австралии растут пальмы, фикусы, акации, эвкалипты.
- А теперь отправимся в Африку. Читаем названия государств: Алжир, Марокко, Мали, Заир. Здесь протекает самая длинная река мира Нил. Разнообразны животные Африки: обезьяны, крокодилы, слоны, бегемоты, жирафы, зебры, носороги. Здесь растут очень интересные и редкие деревья: пальмы шоколадная и пробковая.
- Ребята, экономисты подсчитали, что Африка - один из самых густо населенных континентов. Здесь не хватает медикаментов, чтобы лечить больных детей, часто возникают эпидемии различных заболеваний. Химики, медики, микробиологи, давайте изобретем чудодейственное лекарство (вакцину) и сделаем всем детям Африки прививки, чтобы они не болели и не умирали, а жили долго и радостно. (Дети изобретают лекарство, оставляют письмо африканским врачам с аннотацией по использованию нового лекарства.)
- А теперь отправляемся в Европу. В Европе 33 государства. Разнообразна природа Европы. На севере растут ели, сосны, березы, южнее - дубы, липы, клены. Еще южнее - кипарисы, пальмы, оливы. Какие животные обитают в тундре, тайге, степях? Ученые, расскажите нам про мир растений, птиц, животных Европы. (Дети рассказывают по карте.)
Физкультминутка «Мы - охотники, мы - рыболовы».
- Ребята, посмотрите, что продается в европейских магазинах. Какие красивые изделия! Шубы из меха редких животных, украшения из кости слонов и моржей, сумочки из кожи крокодилов и змей.
- Ребята, вам нравятся такие красивые вещи? (ответы детей)
- Но подумайте, из кого они сделаны. Чтобы сшить шубы, надо убить несколько десятков песцов и тигров, норок и хорьков, соболей и нутрий.
- Уважаемые юристы, экономисты, зоологи, необходимо принять закон об охране редких животных и запрещении их истребления для изготовления промышленных товаров.
Дети придумывают закон и распространяют его по всем странам и континентам.
- Наше путешествие продолжается. Мы приземлились в Азии. Рассматриваем карту, изучаем страны: Китай, Япония, Монголия, Корея, Ирак, Иран, Индия и др.
- Древнее слово «Азия» обозначает «восток». Жители Востока первыми на Земле встречают восход солнца. Мир растений и животных Азии поражает богатством и разнообразием. (Зоологи в бинокли высматривают верблюдов, варанов, змей. Этнографы и историки рассказывают о восточных национальных традициях, угощают детей восточными сладостями - луку- мом и щербетом.) Но прекрасную восточную землю сейчас омрачают военные действия.
- Ребята, давайте с вами составим обращение к воюющим странам о прекращении военных действий, за мир и дружбу между народами.
- Вот и заканчивается наше кругосветное путешествие. Мы должны возвращаться домой. А наш дом - на континенте Евразия, в государстве Россия, в городе Воронеже.
- Ребята, какие впечатления у вас сложились после нашего кругосветного путешествия о планете Земля? (различные ответы детей)
- Наша Земля очень красивая. Она богата полезными ископаемыми, животными, птицами, рыбами, растениями.
- Ребята, а кто пользуется всеми этими богатствами? (Человек.)
- Правильно, мы с вами и люди всего мира. А как мы можем отблагодарить планету Земля за столь щедрые дары? (Любовью, заботой, жить в мире, не устраивать войны, не разорять землю, не убивать редких животных и птиц, охранять от пожаров, вредных загрязнений, не засорять природу.)
- Ребята, к большому сожалению, мы не всегда так поступаем. Мы рвем цветы, губим насекомых, засоряем улицы, обижаем нашу Землю. Давайте нарисуем открытки и напишем обещание, что мы всегда будем беречь нашу любимую планету Земля.
Похожие статьи:
Сценарий развлечения для детей 5-6 лет. В стране музыки
Инсценировка на тему: ЗОЖ для детей 4-6 лет
Музыкально-фольклорный праздник в старшей группе. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!