Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Рукотворный мир»
Занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст
Тема: Что такое рукотворный мир?
Цель: закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить детей группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета) и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.
Ход занятия
- Ребята, Незнайка прислал нам письмо:
«Дорогие ребята! Приехать к вам не могу. Напишите мне в письме, что такое «рукотворный мир».
Обратный адрес: Цветочный город, ул. Ромашковая, д. 5, Незнайке.
- Да, трудное задание задал нам Незнайка. Трудное потому, что очень длинное письмо надо писать. Разве можно на одном листе бумаги написать, что такое «рукотворный мир»? Это нужен лист длиною в 1 километр.
- Ребята, мы не будем писать такое длинное письмо. Предлагаю вам поехать к Незнайке в Цветочный город и рассказать ему о рукотворном мире. Кто готов отправиться в дорогу? (Дети соглашаются.) Для этого нужно нам собраться в далекое путешествие...
Детская игра «Собери рюкзак в дорогу». На столе лежат карточки с изображением различных предметов. Дети выбирают и рассказывают, зачем нужны эти предметы.
- Что мы возьмем с собой в дорогу? (Теплую одежду.)
- Для чего нужна теплая одежда? (Чтобы не замерзнуть, спрятаться от дождя, от холода, не заболеть.)
- Что еще возьмем с собой в дорогу? (Легкую одежду.)
- Для чего нужна легкая одежда? (Вдруг в дороге будет жарко, душно, можно переодеться, чтобы было прохладно.)
- Из чего сделана одежда? (Из различных видов ткани.) (Дети раскладывают карточки: брюки, свитер, рубашка, носки, футболка, шорты, платье, плащ и подбирают к ним карточки с изображением различных материалов: шерсть, шелк, хлопок, синтетика.)
- Что еще понадобится нам в дороге? (Посуда: кастрюля, миска, чашка, тарелка, ложка и т.д.)
- Для чего нужна посуда? (Есть, пить, варить обед.)
- Из какого материала изготовлена посуда? (Из стекла, металла, пластмассы и т. д.)
- Почему кастрюли делают из металла? (Прочные, удобные.)
- Почему тарелки, чашки делают из стекла? (Из этого материала они получаются красивыми и легкими.)
Дети раскладывают карточки с изображением посуды.
- Ребята, а если в дороге нас застанет дождь, что нам нужно взять в дорогу? (Резиновые сапоги, плащ, зонт.)
- Из чего сделаны эти предметы? (Из искусственных тканей, которые получаются химическим путем: резина, полиэтилен и др.)
- Ребята, дорога длинная, трудно в путешествии, когда устают ноги. Что мы должны взять с собой, чтобы удобно было ногам? (Обувь: ботинки, кроссовки, кеды, тапочки и т.д.)
- Из какого материала шьют удобную обувь? (Из кожи.)
Дети раскладывают карточки с изображением обуви.
- Ребята, как вы думаете, стоит ли брать в дорогу стулья, кровати, кресло, стол?
Дети выбирают карточки с изображением мебели. (Нет, в дороге не нужна мебель.)
- А, может, без мебели вообще можно обойтись? (Нет, мебель придумали для удобства: сидеть, спать, складывать вещи в шкаф.)
- Из какого материала изготавливают мебель? (Из дерева, из пластмассы, из металла и др.)
- Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам в дороге такие предметы, как магнитофон, видеокамера, альбом, краски? (Конечно же, нужны. Магнитофон необходим: будем записывать песни, звуки, а потом слушать. Видеокамера - чтобы записать на пленку, как мы собирались, как ехали и все интересное по пути. Альбом и краски - чтобы нарисовать все увиденное и услышанное в окружающем мире.)
Дети раскладывают карточки с изображением видео- и аудиотехники, предметов изотворчества.
- Рюкзак мы собрали, а теперь надо решить, на каком виде транспорта нам удобнее отправиться в дорогу. (Предложения детей)
- Молодцы, вы вспомнили много видов транспорта. Но какой же удобнее? Давайте подумаем! Если мы полетим на самолете, то мы с высоты не увидим много интересного. Если поедем на велосипеде, у нас много вещей и ехать будем медленно. Если поплывем на корабле, то будем любоваться только морем. Самый подходящий транспорт - это поезд. Давайте придумаем модель нашего поезда и сами построим его.
Дети становятся изобретателями, рисуют модель, строят поезд.
- Наш поезд готов, можно ехать.
Дети исполняют песню «Мы едем, едем, едем...»
- А вот и Цветочный город. Вот улица Ромашковая, дом 5.
- Здравствуй, Незнайка! Мы долго собирались в дорогу, ехали к тебе и все события записали на видеопленку. Вот что у нас получилось.
Воспитатель с детьми раскладывают карточки, рассказывают о предметах, о их назначении, показывают зарисовки пейзажей. И вдруг Незнайка радуется и говорит:
- Теперь я понял: все, что вы мне показали, это и есть рукотворный мир. Это мир, созданный руками человека. Сколько вокруг сделано человеком интересного и полезного! Я все понял: человек творит руками всё то, что облегчает и улучшает его жизнь. Предметы нужны, чтобы питаться, одеваться, спать, ухаживать за собой, чтобы работать, отдыхать, учиться. Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что такое «рукотворный мир»!
Похожие статьи:
Городской конкурс для девочек 5-6 лет. Сценарий
Инсценировка на тему: ЗОЖ для детей 4-6 лет
Сценарий развлечения для детей 5-6 лет. В стране музыки
Нет комментариев. Ваш будет первым!