Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Изобретатели

Занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема: Мы - изобретатели

Цель: познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина; закрепить понятие «человек-изобретатель»: это человек, обладающий такими качествами, как наблюдательность, целеустремленность, любознательность, изобретательность; обогатить знание о мире открытий и изобретений; развивать конструкторско-технические умения.

Ход занятия

- Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он изобрел... (нож.) Вот этот человек, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей, и был изобретателем!

Изобретатель был очень любознательным, любил наблюдать на природой. Как-то, поранив руку о колючки растений, он решил и себе сделать такие, чтобы использовать их в качестве... (иголок, наконечников для стрел, рыболовных крючков)

Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? (ответы детей)

- Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человеком - «золотые руки».

О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:

Каков мастер - такова и работа.

Дерево дорого плодами, а человек - делами.

Умелые руки не знают скуки.

Дело мастера боится.

- У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа.)

- Чему мог научиться человек, глядя налетающих птиц? Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет.) Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет.)

Воспитатель предлагает детям иллюстрации: птица, самолет, стрекоза, вертолет и т.д.

- А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает одуванчик.) (ответы детей)

- Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики.)

- Как хорошо, когда человек наблюдательный. Посмотрите, что еще придумал человек, наблюдая за цветами. (Колокольчик и колокол.) Вы слышали когда-нибудь, как звонят колокола? Давайте послушаем колокольный перезвон. (Слушают в аудиозаписи.) А колокольчик-цветок не звенит. Даже загадка про это есть.

Эй, звоночек, синий цвет,

С язычком, а звона нет.

Или:

Колокол колышется,

А звона не слышится.

- Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами? (ответы детей) Их обтекаемая форма помогла создать подводные лодки. Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты. Тело рыбы покрыто чешуей - человек стал покрывать крыши домов черепицей. (Предлагаются иллюстрации.) И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.

- Русская пословица гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Среди таких добрых дел - великие открытия и изобретения для всех людей.

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Живут изобретения.

Открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо.

Без них иначе б жил,

И был бы дом пещерой,

А стол бы камнем был.

И днем бы на охоту

Ты безоружным брел:

Копье ведь тоже кто-то

Когда-то изобрел.

Игла, горшок и парус,

Да что там ни возьми,

Компьютер и гитара

Придуманы людьми.

Стул, двери, ложка, вилка,

Ракета и кино,

Гамак, сенокосилка,

Автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них,

Но мир не позабыл

Людей тех самых, первых,

Кто чудо сотворил.

(Е. Ефимовский)

- Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, умелец и изобретатель по фамилии Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. В школе вы подробно познакомитесь с его изобретениями.

Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.

Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И. Кулибину.

Этот конь не ест овса.

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.   (велосипед)

 

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.   (автомашина)

 

Грянул гром, веселый гром,

Засверкало все кругом,

Рвутся в небе неустанно

Разноцветные фонтаны.

Брызги света всюду льют,

Это праздничный ...   (салют)

 

Я весь день жужжу-жужжу,

Ветерком тебя стужу.    (вентилятор)

 

То снизу вверх, то сверху вниз

Он целый день послушно ходит.

Ты только к кнопке прикоснись –

Он тут же сам к тебе подходит.   (лифт)

- А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей)

Детям предлагается игра «Собери велосипед». (Картинки с изображением велосипеда разрезаны на несколько частей.) Дети складывают велосипед в одно целое, дорисовывают интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т.д.)

Похожие статьи:

Инсценировка на тему: ЗОЖ для детей 4-6 лет

Городской конкурс для девочек 5-6 лет. Сценарий

Сценарий развлечения для детей 5-6 лет. В стране музыки

Музыкально-фольклорный праздник в старшей группе. Сценарий

Концерт сказка для родителей в ДОУ. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!