Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Искусственные материалы
Занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст
Тема: Искусственные материалы необходимы
Цель: познакомить с некоторыми свойствами современных материалов: резины, поролона, пластмассы; уточнить знания о том, где используют данные материалы, что из них изготавливают; активизировать словарь (резиновый, пластмассовый, поролоновый); развивать любознательность, тактильную память, внимание, мышление.
Ход занятия
- Ребята, посмотрите, наш чудесный мешочек приготовил вам какой- то сюрприз. Интересно, что в нем? Закройте глаза и потрогайте руками.
Воспитатель дает возможность каждому ребенку потрогать рукой предметы.
- Инна, что же там такое? Что ты почувствовала, какой это предмет? Расскажи о нем: твердый он или мягкий, гладкий или шероховатый, легкий или тяжелый? Какого размера, какой формы?
Ребенок называет и отгадывает: этот предмет твердый, легкий, гладкий, маленький; это кубик.
- Инночка, покажи ребятам кубик.
- Ребята, посмотрите и потрогайте, проверьте, правильно ли Инна назвала признаки предмета.
Дети обследуют, соглашаются, дополняют, что кубик синего цвета. Этот признак они определили глазами.
- Ребята, кто еще хочет загадать всем загадку, назвать все признаки предмета, но не называть его, а мы будем отгадывать.
- Дима, расскажи о предмете ребятам, а они пусть отгадывают. (Это круглое, небольшое, гладкое, мягкое, легкое.)
- Ребята, что же это в мешочке спряталось? На что похоже? Что бывает таким? (Дети отгадывают.)
- Сейчас проверим, кто был прав.
Ребенок достает из мешка мячик. Дети обследуют его, проверяют, действительно ли он обладает такими признаками.
- Мячик мягкий, легкий, гладкий, круглый, красный. (Закрепляют признаки хором.)
- Молодцы, ребята! Ну что же. Посмотрим, что же еще в чудесном мешочке осталось. Кто желает отгадать?
- Петя, загадай детям загадку, расскажи о предмете, но предмет не называй. (Этот предмет очень мягкий, легкий, шершавый, небольшой, имеет форму кирпичика.)
- Что это? (ответы детей)
- А теперь посмотрим, угадали мы или нет. (Ребенок достает из мешка губку.)
- Ребята, давайте все вместе проверим, правильно ли Петя назвал признаки предмета. Давайте повторим эти признаки. (Губка мягкая, шероховатая, очень легкая, небольшая, имеет форму кирпичика, желтая.)
- Ребята, кто знает, из какого материала сделаны эти предметы? (ответы детей) Мяч из какого материала сделан? (Из резины.) Мяч какой? (Резиновый.) Из чего сделан кубик? (Из пластмассы.) Кубик какой? (Пластмассовый.) Мочалка из чего сделана? (Из поролона.) Мочалка какая? (Поролоновая.)
- Ребята, мы с вами уже знаем, что дерево и кожа - это природные материалы. А как вы думаете, откуда берут резину, пластмассу, поролон? (Дети высказывают свои предположения.) Эти материалы получают искусственным путем. Их называют искусственными материалами, или синтетическими.
- Резина - это широко распространенный материал. Ее раньше получали из каучука. Это смола особых тропических деревьев. В нашей стране такие растения не растут, и раньше приходилось покупать каучук в других странах. Однажды русский ученый С. В. Лебедев изобрел способ получения искусственного каучука. Это сложный химический процесс из спирта и нефти. Теперь и во многих других странах используется это изобретение.
- Ребята, какие предметы вы знаете, которые сделаны из резины? (ответы детей)
- Ребята, а какие предметы сделаны из пластмассы? (ответы детей)
- Молодцы, много предметов назвали. Какие вы внимательные! В природе нет пластмассы. Само название «пластмасса» означает «пластическая масса». Различные вещества химическим путем размешиваются, расплавляются, превращаются в пластическую массу наподобие пластилина. Из такой массы прессуют на специальных машинах различные формы (посуду, расчески, детали для аппаратуры и т.д.). Остывшая деталь устойчиво сохраняет свою форму.
Поролона в природе тоже нет, его также получают химическим искусственным путем.
- К нам приехали гости. (Воспитатель предлагает детям картинки с изображением предметов, сделанных из различных материалов.) Этих гостей необходимо расселить в доме.
Воспитатель прикрепляет трехэтажный дом.
- На первом этаже гостиницы будут жить те предметы, которые сделаны из резины. На втором этаже - из пластмассы. На третьем этаже - из поролона. (Дети расселяют гостей.)
- Молодцы! Всех расселили правильно. А теперь мы с вами поиграем. Посмотрите, какие красивые разноцветные шарики. Из чего они сделаны? (Из резины.) Попробуйте их надуть. (Дети надувают шары.) Какие красивые, разные по цвету и по форме. А почему они получились разные по форме? (ответы детей) Тот, кто смог вдуть в шарик больше воздуха, тот и растянул его больше. Если шарик не завязать ниткой, что с ним будет? (Он сдуется.) Правильно, резина не только растягивается, но и обратно сжимается. Резина упругая, эластичная. А теперь давайте попробуем налить в шарик воду. (Дети наливают воду.) Что происходит? Вода не выливается? (Нет.) Значит, резина не пропускает воду, также не пропускает и воздух.
- А теперь нальем воду в пластмассовый стакан. Что происходит? Протекает ли вода? (Нет.) Значит, пластмасса прочная, не пропускает воду.
- А если мы нальем воду на мочалку из поролона? (Дети экспериментируют.) Губка набирает воду, вся размокает, становится тяжелой и опускается на дно тазика.
- Давайте повторим все вместе, с какими материалами мы сегодня познакомились. (Пластмасса, резина, поролон.) Когда вы придете домой из детского сада, рассмотрите внимательно все предметы у себя в квартире и найдите те, которые сделаны из резины, пластмассы, поролона. Потом расскажете всем нам.
Похожие статьи:
Сценарий развлечения для детей 5-6 лет. В стране музыки
Городской конкурс для девочек 5-6 лет. Сценарий
Инсценировка на тему: ЗОЖ для детей 4-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!