Занятие в средней группе «История возникновения карандашей»
Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир
Тема занятия: Сказка о том, как появился карандаш
Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения карандаша. Расширить активный словарь дошкольников: грифель, наскальное письмо - изображения на скале. Упражнять детей в опытнической деятельности. Побуждать детей сравнивать карандаши по цвету грифеля. Воспитывать любознательность и внимательность.
Материал: магнитная доска с фигурками. Карандаши простые и цветные. Лоток с песком, веточки, кусок заостренного камня. Изображения наскального письма, предметного письма и т.д.; настольная лампа.
Ход занятия
Раздается стук и входит Незнайка. Он оживленно здоровается с детьми. Воспитатель обращается к Незнайке:
- Незнайка, что такое с тобой? Может быть, у тебя что-то случилось?
- Я сейчас встретил Знайку и он сказал, что у каждой вещи есть свое прошлое. А я не верю. Вот, например, у меня есть карандаш. Все знают, что это карандаш. Он всегда был карандашом.
- Дети, это карандаш или нет? (это карандаш)
Воспитатель успокаивает Незнайку:
- Незнайка, это действительно карандаш. Но и Знайка прав, у каждой вещи есть свое прошлое. То есть своя история. Ты хочешь узнать историю карандаша? А вы, дети?
- Тогда слушайте «Сказку о том, как появился карандаш».
(По ходу рассказа воспитатель использует разные формы наглядности.)
Давным-давно, когда люди еще не умели писать, не было ни карандашей, ни ручек.
- А зачем человеку карандаш или ручка? (ответы детей обсуждаются)
Люди писать не могли, но надо было, например, передать родственникам, что скоро приедет к ним бабушка в гости,
Как передать, не знали, а потом решили. У кого самый громкий голос? Становись на гору и кричи. (выставляется на магнитную доску гора и человек)
Да, ребята, былина Руси такие крикуны, которые своим криком передавали другим людям разные новости.
Но вот однажды человек сидел на пне и вертел в руках веточку. Потом веточка упала на песок. Поднял человек веточку и увидел, что веточка на земле оставила...
- Как вы думаете, что? (след)
- Давайте посмотрим, как это было.
Воспитатель подводит детей к лотку с песком. Кладет веточку на песок, прижимает слегка, затем поднимает, и дети наблюдают на песке след от веточки.
Обрадовался человек, что сделал такое открытие. И начал, все, что надо запомнить или передать, изображать веточками на земле.
То нарисует одного зайца - это значит, что он поймал одного зайца.
То нарисует двух зайцев - это значит, что он поймал... сколько зайцев? (два)
Потом человек решил, что нарисовать десять зайцев и два медведя, которых он поймал, - это будет очень долго. Вместо зайцев и других животных человек догадался изображать палочки.
- Сколько человеку надо изобразить палочек, если он поймал трех зайцев? (три палочки).
- А если он поймал одного медведя и одну лису? (две палочки)
Однажды человек решил запомнить, что завтра в это же
время ему надо пойти на охоту. Но тогда еще у человека часов не было. Думал человек, думал, как запомнить, в какое время ему надо на охоту идти, и придумал.
Проводится опытническая работа «Что такое солнечные часы?»
Цель: Определить, как человек использовал солнце для определения времени.
Материалы: лоток с песком, палочка, настольная лампа.
Воспитатель подводит детей к лотку с песком, включает настольную лампу (солнце)
Нарисовал, человек веточкой на песке солнце.
- Какое у нас солнце? (круглое)
Поставил в центр круга свою веточку и увидел, что от веточки появилась тень. Взял другую веточку и провел по тени на песке веточкой. На следующий день, как только соединилась тень от солнца с нарисованной палочкой на песке, человек отправился на охоту.
- Как вы думаете, что нам напоминает этот круг с палочкой в центре? (часы без цифр)
- Как можно назвать такие часы? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что называются они солнечными)
Но веточки часто ломались, а если шел дождь, то что происходило?
(ответы детей обсуждаются)
Долго думал человек, что может быть прочнее веточек?
- Посмотрите на стол и найдите то, что прочнее веточки и чем можно делать разные изображения. (кусок камня)
Прошло много времени, прежде чем человек догадался, что лучше делать изображения заостренным камнем. Человек даже придумал делать изображения камнем на камне.
Он высекал целые картины, которые рассказывали о подвигах людей на охоте, в лесу. Вот люди поймали тигра и несут его домой. Вот люди у костра готовят обед. Раньше люди на костре готовили себе пишу. Многие картины сохранились до наших дней. И называются наскальными рисунками. Потому что эти рисунки человек высекал камнем на скале.
Но камень был очень тяжелым и неудобным. И опять человек начал думать. Долго думал и придумал из дерева делать длинные палочки, внутрь которых поместил стержень. Этот стержень не простой, он оставляет след не только на бумаге, но и на стене, даже дереве. Этот стержень называется грифель.
- Посмотрите, у этого карандаша грифель какого цвета? (черного)
- А деревянная «курточка» этого карандаша какого цвета? (желтого)
- Как вы думаете, какой след оставит этот карандаш? (ответы детей обсуждаются)
Затем воспитатель проводит карандашом, и дети убеждаются в правильности или неправильности своих ответов.
- Грифель долгое время был только черного цвета. Но прошло время и человек придумал какие карандаши? (цветные)
- Как вы думаете, почему цветные карандаши рисуют разными цветами, что у них цветное? (грифель цветной)
- Как вы думаете, зачем человек решил сделать деревянные «курточки» карандашам разного цвета? (чтобы сразу было видно, какого цвета грифель)
- Вот так появился карандаш! И у каждой вещи есть своя интересная история.
Незнайка благодарит детей и воспитателя за сказку о карандаше.
Похожие статьи:
Конспект занятия в средней группе на тему: Игрушки
Конспект занятия в средней группе на тему: Одежда
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Моя семья
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия повар
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Мои родственники
Нет комментариев. Ваш будет первым!