Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Как жили наши предки?»

Конспект занятия в ДОУ. Окружающий мир. Средний дошкольный возраст

Тема занятия: Как жили наши предки?

Программное содержание: Познакомить дошкольников с жилищем древних славян — избой. Закрепить смысловое понятие слова спорынья - хозяюшка, у которой все в доме спорится. Познакомить с обычаями русского народа. Дать представление об основных предметах быта и их назначении: ухват, кочерга, рукомойник, лохань, сундук и т.д. Развивать творческий интерес к жизни наших предков. Воспитывать уважение к славянскому народу, их быту и укладу жизни.

Материал: фрагменты славянской избы. Предметы быта: ухват, лохань, чугунок, крынка, горшок и т.д. Тряпичные куклы: оберег спорынья, баюнок. Куклы в национальных костюмах: дедушка, бабушка, внучка Аленушка. Клубок пряжи.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям клубок и задает вопрос:

- Вы догадались, куда мы сегодня с вами отправимся? (в гости к нашим предкам. К дедушке и бабушке, к внучке Аленушке. В русскую избу)

- Да, мы сегодня с вами отправимся в гости к нашим знакомым: Ивану Сергеевичу, это дедушка Аленушки, к Марфе Петровне, это бабушка Аленушки, и к самой Аленушке.

- Кто помнит, какое правило надо знать, когда заходишь в избу? (Надо пожелать хозяевам здоровья и поклониться).

На другой стороне группы устроена русская изба: макет избы, стол и скамейки деревянные. На столе самовар. В углу комнаты печка, рядом с печкой ухват, коромысло и тряпичная кукла спорынья. На печи лежит коврик, сплетенный из тряпочек и тряпичная кукла баюнок. На полке стоят чугунки, деревянные ложки, глиняные кружки и крынки.

Дети вместе с воспитателем заходят в русскую избу, здороваются с дедушкой, бабушкой, внучкой Аленушкой, кланяются хозяевам и садятся на скамейку.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть убранство комнаты и задает детям вопрос:

- Вы хотите узнать, как жили наши предки?

- Тогда слушайте внимательно мой рассказ. Давным-давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот. Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. Вы заметили, что дверь очень маленькая? Это для того, чтобы холод в дом не пробрался. Но не только для этого люди сделали такой низкий потолок перед дверью.

- Мы, когда в избу зашли, что сделали? (хозяевам поклонились)

- Но не все тогда такими были вежливыми. Вот подумали люди и придумали дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежд учить. Забудет сосед, или какой родственник поклониться хозяевам, да и стукнется о притолоку над дверью. Вот тебе и шишка, знай да уважай своих родных и соседей.

- Главное в избе — это печь. В старину говорили: «Без печи хата - не хата»

- Как вы думаете, зачем нужна была печь? (чтобы в холод избу согревать, пищу готовить)

- Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, как для людей, так и для домашних животных.

- Как вы думаете, для каких домашних животных? (для поросят, коровы, козочки и т.д.)

- Посуда была очень необычная, вот такая: горшки, крынки, чугунки. В чугунке щи варили да каши. Даст коровка молока, хозяюшка нальет его в крынку, да и в печь. Вот вкусное получалось молоко с пенкой. Поставит хозяйка чугунок с кашей в печь. А там горячо, жар.

- Как достать оттуда чугунок? (предположения детей обсуждаются)

- Для этого брала хозяйка вот эту палку, ухватит чугунок или крынку и достанет. Долго не могли придумать название этой палке, а потом решили назвать ...ухват.

- Как вы думаете, на какое слово оно похоже? (ухватить)

- Перед едой надо обязательно ...что сделать? (руки помыть)

- Но раньше рукомойников не было. Но зато были деревянные тазы. Их называли лоханью. Этот таз служил и для умывания, и для купания малышей. Вот помоют все руки, да за стол. Хозяйка разных блюд поставит: щи в чугунке, кашу в горшке. Раньше тарелок не было и ели все из одного чугунка или горшка. Вот все сели за стол и ждут.

- Как вы думаете, чего все ждут? (ответы детей обсуждаются)

- Все сидят и ждут, когда первую ложку возьмет самый старший в семье.

- Кто в этой семье самый старший? (Иван Сергеевич)

- Почему надо было ждать, пока Иван Сергеевич возьмет первую ложку из чугунка? (ответы детей обсуждались)

- Все очень уважали старших и никогда вперед старших не лезли. Но ведь и в старые времена были маленькие проказники. Не дождутся, пока старшие возьмут из чугунка или горшка, да и шасть в чугунок. А тут ему ...

- Как вы думаете, что здесь могло бы произойти? (ответы детей обсуждаются)

- Самый старший в семье возьмет свою деревянную ложку, да и по лбу тому, кто проказничает и нарушает обычаи семьи. А обычай таков - «Вперед старших не лезь», старших надо всегда уважать.

- Вот поедят все и опять сидят, ждут, пока самый старший в семье из-за стола не выйдет. А если кто из младших деток забудет этот наказ, да и выйдет раньше...

- Что за это получит? (ложкой по лбу).

- Знать, забыл самое главное семейное правило...какое? (не лезь вперед старших)

- Но наша Аленушка очень хорошая, она все правила знает, старших уважает. После обеда бабушке посуду в лохань поможет отнести.

- Что в лохани с посудой будут делать? (мыть)

- А когда все будет в порядке, прыг на печку, да и давай просить баюнка...

- Кто такой баюнок? (тряпичная кукла - оберег, которая сказки рассказывает)

- О чем могла просить Аленушка баюнка? (сказки прочитать или рассказать)

- Давайте найдем здесь баюнка и тоже попросим его рассказать нам сказку.

Дети на печи находят тряпичную куклу баюнка, и он им рассказывает сказку по желанию.

Похожие статьи:

Конспект занятия в средней группе на тему: Одежда

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Моя семья

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия повар

Конспект занятия в детском саду в средней группе. Мои родственники

Конспект занятия в средней группе на тему: Игрушки

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!