Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Братья наши меньшие»
Занятие в средней группе детского сада. Средний дошкольный возраст
Тема занятия: Мой самый любимый и преданный друг
Программное содержание: Расширять представления дошкольников о братьях наших меньших. Показать на примере разное отношение людей к домашним питомцам. Развивать у детей наблюдательность, внимание, заботу о животных, желание оказать помощь в трудных ситуациях. Воспитывать любовь, заботу и ответственность к тем, кого приручили.
Материал: посылка с живым хомячком. Почтальон Печкин. Атрибуты для опыта «Что любит Хомка?»: мисочки с конфетами, водой, зерном, молоком. Атрибуты для уборки клетки: тряпочки, щетка, вода, совок. Сюжетные карточки для дидактической игры «Как надо заботиться о своем младшем друге?»: дети кормят животных, дети гуляют с животными, дети чистят клетку, дети играют с животными, ребенок замахивается палкой на собачку, валяется пустая грязная тарелка, под дождем на улице котенок и т.д.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о мальчике, который встретил на улице котенка:
Котенка на улицу выбросил кто-то.
Он громко мяукал, прижавшись к воротам.
И был он такой исхудавший, чумазый,
Ну, что же с ним делать, не знаю я прямо?
- Почему мальчик решил, что котенка кто-то выбросил на улицу? (ответы обсуждаются)
- Что бы вы посоветовали мальчику? (ответы детей обсуждаются)
- Как вы думаете, что можно сказать о тех людях, которые выгоняют на улицу котят, собачек? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Е. Благининой «Котенок»:
Я нашла в саду котенка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
- Как вы думаете, что могло случиться с котенком? (ответы детей обсуждаются)
- Как можно помочь маленькому котенку? (ответы детей обсуждаются)
- Как вы думаете, поступила девочка, после того как она в саду нашла котенка? (ответы обсуждаются)
- Давайте послушаем, как поступила девочка на самом деле:
День сутра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверек несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котенок мой
Загляденье просто!
Шерсть, как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!
- Что можно сказать о девочке, какая она? (ответы детей обсуждаются)
- Как вы думаете, хорошо котенку жить у этой девочки? (ответы детей обсуждаются)
- Если мы берем с вами в дом котенка, собачку, морскую свинку, то мы их называем младшими друзьями.
- Как вы понимаете слова «младшие друзья»? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что кроме дружбы, должна быть забота по отношению к животным, которые живут вместе с людьми)
- Как можно заботиться о маленьком котенке, собачке, попугае? (ответы детей обсуждаются)
Раздается стук в дверь и почтальон Печкин вносит посылку детям.
- Вам посылка от кота Матроскина, собачки Шарика и Дяди Федора. Но я вам ее, наверно, не отдам. В этой посылке вам прислали друга. Но вам он не нужен. Вы, наверно, и дружить-то не умеете.
Проводится дидактическая игра «Что такое дружба?»
Дети называют по очереди все достоинства друга и дружбы:
- С другом можно играть в разные игры.
- С другом можно вместе гулять и кататься на велосипеде.
- С другом можно вместе рисовать.
- Друг всегда поможет в беде.
- Другу надо всегда помогать.
- С другом надо всем делиться.
- О младших друзьях надо заботиться и ухаживать за ними. И т.д.
Почтальон благодарит детей и отдает им посылку.
Воспитатель рассуждает с детьми о том, кто может находиться в посылке?
Посылку открывают и достают клетку с хомячком.
Воспитатель вместе с детьми наблюдает за хомячком.
- Ребята, кто это? Как вы догадались? (ответы детей обсуждаются)
- Почему хомячок спрятался в своем домике? (испугался, боится)
- Давайте отойдем от хомячка и обсудим, что мы можем сделать, чтобы хомячку у нас понравилось, и он стал нашим другом.
- Как же мы будем с ним здороваться, если мы не знаем, как его зовут?
Воспитатель вместе с детьми обсуждает имя хомячка и все решают его назвать Хомка.
Далее проводится дидактическая игра «Как надо заботиться о своем младшем друге?»
На столе лежат сюжетные карточки: дети кормят животных, дети гуляют с животными, дети чистят клетку, дети играют с животными, ребенок замахивается палкой на собачку, валяется пустая грязная тарелка, под дождем на улице котенок и т.д.
Дети должны отобрать нужные карточки и выложить их перед собой. Поочередно они берут определенную карточку и называют действие. Воспитатель дает комментарии:
1. Хомячка надо накормить.
- Действительно, люди должны кушать, и все животные. Если дать хомячку еду, он поймет, что мы ... какие? (добрые, заботливые.)
- Кто знает, что любит хомячок? (ответы детей обсуждаются)
Проводится опытническая работа «Что любит хомячок?»
Цель: Выяснить, какой корм любит хомячок.
Материалы: живой объект - хомячок. В мисочках конфеты,
Перед опытом дети рассматривают хомячка. Выявляют части тела: хвост, лапы, голова, уши, глаза, нос, усы. Выясняют, что любит кушать хомячок?
Воспитатель вместе с детьми наблюдает за тем, как хомячок кушает зерна: как он берет зерна, как жует.
Обращает внимание детей на щечки хомячка. Постепенно щечки хомячка надуваются.
- Хомячок очень практичное животное. Он поест, да еще возьмет в запас.
- Как вы думаете, где может хомячок спрятать свои запасы? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок сначала оставшиеся зерна держит в щечках. А затем складывает свои запасы в кладовочке, домике)
- Вот мы нашего друга накормили, что мы будем дальше делать?
2. Надо убрать в клетке
- Зачем надо убирать в клетке у хомячка? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что хомячок должен жить в чистоте. Иначе он может заболеть, стать невеселым, грустным и т.д.)
- Как вы думаете, где должен быть хомячок, когда мы будем убирать в клетке? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что надо хомячка сначала вывести из клетки)
- Как можно вывести хомячка из клетки? (ответы детей обсуждаются)
Воспитатель показывает детям, как надо осторожно и правильно взять хомячка, чтобы он не обиделся, чтобы ему было свободно и хорошо. Свои действия воспитатель сопровождает словами:
Хомка, Хамка, хомячок!
Ты для нас всегда дружок!
- Не бойся, мы тебя не обидим! Мы тебя возьмем ласково, вот так! Двумя руками, очень осторожно, за грудку. За головку и лапы мы тебя тащить не будем. Мы знаем, что тебе так будет больно.
- Посмотрите, ребята, да он даже улыбается. Смотрит на нас своими красивыми глазками и как будто говорит: «Да я и не боюсь вас вовсе!»
- Кто хочет подержать нашего Хомку? (воспитатель осторожно передает Хомку ребенку и сопровождает все словами заботы о животном)
- Теперь Хомка чистый, красивый. Как еще можно нам проявить заботу о Хомке, нашем друге?
3. Надо с Хомкой погулять.
- Как можно организовать прогулку с Хомкой? (можно пойти на прогулку и взять осторожно Хомку на руки. Можно пойти на прогулку с Хомкой в клетке. И т.д.)
Все варианты обсуждаются, и выбирается наиболее приемлемый.
- Что мы должны сделать, прежде чем пойти с Хомкой гулять? (ответы обсуждаются и подводятся к тому, что надо знать погоду на улице)
- На столе вы отложили еще одну карточку, где дети играют с животными?
4. Можно ли играть с Хомкой?
Воспитатель объясняет детям, что играть с Хомкой не желательно. Хомка веселый и радостный, когда он в клетке.
- Если его вывести из клетки, то он будет дрожать, бояться, может даже убежать. Лучше всего наблюдать за Хомкой издали. Тогда можно будет увидеть очень интересные истории. И мы с вами их обязательно увидим.
В конце занятия можно взять клетку с Хомкой и погулять, если позволяет погода. Воспитатель предлагает детям дома рассказать всем близким о новом друге.
Похожие статьи:
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Мои родственники
Конспект занятия в средней группе на тему: Одежда
Конспект занятия в средней группе на тему: Игрушки
Конспект занятия в детском саду в средней группе. Профессия повар
Нет комментариев. Ваш будет первым!