Прогулки в декабре в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС

Зимние прогулки в декабре. Подготовительная группа. Конспекты

Прогулка №1

Наблюдение за небом

Воспитатель предлагает понаблюдать за цветом неба, как он меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Просит охарактеризовать небо: какое оно, что на нем видно (тучи, облака). Сравнивает зимнее небо с летним, осенним.

Приметы: если зимой тепло, летом холодно; зима морозная - лето жаркое.

Поговорки и пословицы: «Зимой солнце сквозь слезы улыбается»; «Зимнее солнце что мачеха: светит, да не греет».

Стихотворение С. Михалкова «Облака».

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Стоп!».

Наблюдение за луной

Цели: продолжать расширять знания о неживой природе, небесных светилах; формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы, желание познать ее тайны.

Обратить внимание детей на луну или месяц, в какой фазе находится. Рассказать, почему мы видим луну по-разному, с чем это связано. Рассказать о движении ночного светила по небосводу. Отметить, где оно сейчас. Предложить детям найти его на небе, когда они будут уходить домой. Чем полнее луна, тем светлее на улице, тем меньше звезд видно рядом. Воздух чистый от выпавшего снега, поэтому звезды и луна светят особенно ярко и больше звезд видно на небе.

Приметы: круг около месяца зимой предвещает продолжительные метели с морозами; зимой месяц кверху рожками - к морозу.

Поговорки и пословицы: «Луна взошла - солнцу отдых»; «Взошло ясно солнышко - прощай светел месяц».

Стихотворения:

НОЧЬ ЗИМОЙ

Лишь ночь зимняя наступает,

На небе звезды высевает,

Месяц ясный по небу катается,

Снег на дорожках, лежит, переливается.

Загадки:

Еще недавно к нам в окошко

Светила белая лепешка,

А нынче вдруг горят в окошке

Бычка серебряные рожки.    (Луна и месяц.)

Дидактическая игра «Назови три предмета».

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры. На одной стороне площадки очерчивается место под «курятник». В «курятнике на насесте» (на скамейках) сидят «куры». На противоположной стороне площадки готовится «нора лисы». Все остальное - двор.

Один из играющих называется лисой, остальные - курами. По сигналу воспитателя «куры» спрыгивают с «насеста», ходят и бегают по двору, «клюют» зерна, хлопают «крыльями». По сигналу воспитателя «Лиса!» «куры» убегают в «курятник» и взбираются на «насест», а «лиса» старается утащить «курицу», не успевшую спастись, и уводит её в свою «нору». Остальные «куры» снова выбегают, и игра возобновляется.

Игра кончается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур».

Прогулка №2

Наблюдение за долготой дня

Цель: формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.

Воспитатель обращает внимание детей на положение солнца, на то, что дни становятся короче, а ночь длиннее. Вместе с детьми делает вывод, что чем короче день, тем меньше светит и греет солнце, тем температура воздуха ниже и тем становится холоднее. Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяет им сделать вывод, что день зимой короткий, ночь длинная.

Приметы: зимой солнце садится в облака - к снегопаду; солнце всходит красное - на метель.

Поговорки и пословицы: «Зимнее солнце плохо греет».

Стихотворения:

ЗИМА

Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала –

В поле вьюга загуляла.

 

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом –

Стало всюду пусто, глухо...

Я. Купала

Дидактическая игра «Природа и человек».

Подвижная игра «Мороз, Красный нос».

Цель: развивать ловкость, быстроту движений.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз, Красный нос. Он произносит:

- Я Мороз, Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают:

- Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз.

После этого они перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается «заморозить» (коснуться рукой). «Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, стольких он «заморозил». После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце нескольких перебежек подводится итог, сравнивают, какой Мороз «заморозил» больше играющих.

Наблюдение за звездами

Цели: продолжать знакомить с небесными телами; расширять кругозор; развивать наблюдательность, внимание, зрительную память; воспитывать любознательность, умение любоваться природой, чувствовать ее красоту.

Воспитатель обращает внимание детей на вечернее небо, находит луну, вместе с детьми смотрит ее местонахождение и фаЗу Положение луны слегка изменилось, это связано с движением Луны вокруг Земли и движение самой Земли вокруг Солнца. 0 ясный, морозный зимний вечер очень хорошо видны звезды. Они мерцают и переливаются. Воспитатель вспоминает с детьми, что такое звезды и почему они кажутся такими маленькими. Пытается найти на небе планеты, спрашивает, чем они отличаются от звезд. Что такое созвездия? Находят на небе Большую и Малую Медведицы, Кассиопею, Орион. Напоминает детям легенды, связанные с названиями этих созвездий. Просит назвать еще знакомые созвездия.

Приметы: звезды ярко блещут - к морозу; яркие звезды - к морозу, тусклые - к оттепели.

Поговорки и пословицы: «Зима не лето, в шубу одета». Стихотворение «Ночь зимой...».

Загадки:

Лишь солнце погасло, и стало темно,

Как по небу кто-то рассыпал зерно.

Какое? Не знаю...

Но лишь добавлю, что было блестящим

И ярким оно.      (Звезды.)

Дидактическая игра «Природа и человек».

Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с детьми, что будет называть предметы, дети должны распределить по темам: «Человек» или «Природа». Например, воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Машина», ребенок отвечает: «Человек». Ошибившийся выходит из круга на один кон.

Подвижная игра «Стоп!».

Прогулка №3 «Наблюдение за погодой»

Цели: уточнить и конкретизировать представление о зиме (самые короткие дни, самые длинные ночи, много снега, осадки различные, деревья стоят голые и т. д.); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе.

Воспитатель обращает внимание детей на погоду, просит охарактеризовать ее (температура, облачность, осадки), употребляя как можно больше эпитетов; сравнивает погоду со вчерашней, выясняет, что изменилось, по каким признакам дети делают выводы. Предлагает полюбоваться красотой зимнего пейзажа. Сравнивает одежду детей и делает вывод, когда было холодней, вчера или сегодня. Сравнивает осадки и облачность, есть ли солнце, какое оно. Приводит народные приметы о погоде.

Вороны летают, кружатся стаями - к морозу; снег идет большими хлопьями - к оттепели; облака черные, низкие движутся быстро - ненастье сохранится; луна светит ночью ярко или небо без луны усыпано яркими звездами - завтра будет ясный, морозный день.

Задание: понаблюдать, совпадают ли приметы с реальной погодой.

Приметы: в начале зимы шел сильный снег - в начале лета пойдет сильный дождь; зима холодная - лето теплое; дым от трубы идет вверх - к морозу; если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко.

Поговорки и пословицы: «Зима лето пугает, да все равно тает»; «Зима без снегу - не быть хлебу»; «Зима лето строит».

Стихотворения:

ПЕРВЫЙ СНЕГ

...Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы - и зима настала.

И. Суриков

Загадки:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом,

Все покрыла серебром.             (Зимние месяцы, зима.)

Дидактическая игра «Наоборот».

Русская народная игра «Ключи».

Игра-забава «Узнай по звуку».

Загадки:

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня... (зима).

Дидактическая игра «Наоборот».

Прогулка №4 «Наблюдение за снежинками»

Цели: знакомить детей с красотой природы; показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на темном фоне.

Воспитатель выносит темную бумагу и вместе с детьми рассматривает падающие снежинки. Они имеют строение узора из шести лучиков; все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать (воспитатель рисует с детьми снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагая нарисовать их потом на бумаге). Разнообразие снежинок в зависимости от температурных условий: в мороз - отдельные снежинки, в теплую погоду - хлопья, при похолодании - в виде крупы.

Продолжается наблюдение за падающими снежинками. Воспитатель предлагает их рассмотреть и посчитать, сколько у снежинок лучей. Задает вопросы:

- Что можно сказать про снежинки? Опишите их форму.

- Что будет, если подуть на снежинку или дотронуться до нее?

- Почему снежинки тают?

Затем дети самостоятельно придумывают загадки о снежинках.

Приметы: снежные хлопья стали крупными - значит жди оттепели; первый сухой снег обещает хорошее лето; много снега - много хлеба; зимний снег глубокий - летом хлеб высокий.

Поговорки и пословицы: «Снег глубок - хлеб хорош»; «Снега надует - хлеба прибудет»; «Снег на полях - хлеб в закромах».

Стихотворения:

СНЕЖИНКИ

Легкие, крылатые,

Как ночные бабочки,

Кружатся, кружатся

Над столом у лампочки.

 

Собрались на огонек.

А куда им деться?

Им ведь тоже, ледяным,

Хочется погреться.

И. Бурсов

СНЕЖОК

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

 

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

3. Александрова

Загадки:

Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра.

Не пищат и не кусают, на ладони сразу тают.    (Снежинки.)

 

Нахмурилось небо (наверно, не в духе!).

Летают, летают белые мухи!

И носятся слухи, что белые мухи

Не только летают, но даже не тают!            (Снежинки.)

Дидактическая игра «Добавь слог».

Подвижная игра «Мороз, Красный нос».

Дидактическая игра «Добавь слог».

Подвижная игра «Лиса в курятнике».

Прогулка №5 «Прогулка по первому снегу»

Цели: продолжать знакомить с природными явлениями; формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.

Свежевыпавший снег придает всему окружающему праздничность: белые дорожки, обсыпанные первым снегом кустарники, припорошенные скамейки. Воспитатель предлагает послушать, как скрипит снежок под ногами. Это ломаются лучики миллионов снежинок под нашими ногами. Снег падает из снеговых туч, которыми покрыто все небо.

Воспитатель рассказывает детям, какие интересные игры и занятия ожидают их зимой, говорит, что все люди любят русскую зиму и радостно ее встречают.

Приметы: первый прочный снег падает с ночи.

Поговорки и пословицы: «Зима все найдет, что лето отложило»; «Зима бредет понурив голову - лето бежит вприпрыжку».

Стихотворения:

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Утром на лужицах тоненький ледок.

В воздухе кружится первый снежок.

Вышли ребята из детского сада.

Первый снежок - ребятишкам отрада.

 

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Е. Трутнева

Загадки:

Я землю покрываю, я из воды, а в воздухе летаю,

Как пух лежу я на полях,

Как алмаз блещу при солнечных лучах.     (Снег.)

 

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.    (Снег.)

Дидактическая игра «Не ошибись».

Подвижная игра «Казаки-разбойники».

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Труд на участке. Вместе с воспитателем расчистить дорожки от снега, помочь дворнику снег собрать в лунки деревьев, кустарников, и цветников. Сказать, для чего это делается (защита корневой системы от морозов, запас воды для корней).

Прогулка №6 «Наблюдение за погодой»

Цели: обобщать представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (установление связей между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды); продолжать развивать поисковую деятельность детей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что снег подтаял, появились лужицы, которые ночью подмерзли и покрылись льдом.

Опыт «Взаимосвязь температуры и замерзания воды».

Приметы: сухой декабрь — значит быть сухими весне и лету; утро красное - быть декабрю ясным; зима снежная - лето дождливое; если в морозный день с ночи теплее - к долгой стуже.

Поговорки и пословицы: «Зимний тулуп всякому люб»; «В зимний холод всякий молод»; «В зимней шубке и морозы шутка»; «Не велик мороз, да краснеет нос».

Загадки про зимние месяцы.

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Подвижная игра «Не оставайся на полу».

Цель: развивать умение правильно спрыгивать с возвышения двумя ногами, мягко приземляясь, сгибая колени.

Ход игры. В различных местах зала находятся разные предметы высотой 25-30 см. Выбирается ловишка. Ему надевают на руку повязку. Под удары бубна дети спрыгивают с предметов и бегают или прыгают по залу. Ловишка принимает участие в беге. По сигналу «Лови!» все дети снова взбираются на предметы. Ловишка ловит тех, кто не успел вскочить на возвышение, и те садятся в стороне.

Опыт «Зависимость состояния воды от температуры».

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Подвижная игра «Казаки-разбойники».

Прогулка №7 «Наблюдение за снегопадом»

Цели: продолжать знакомить с явлениями природы; продолжать формировать эстетическое отношение детей к окружающему миру.

Воспитатель наблюдает вместе с детьми за снегопадом из окон группы. Как красиво падает снег, снежинки носятся под воздействием ветра. Какие снежинки? (Отдельные, хлопьями, крупой.) Выйдя на прогулку вместе с детьми, воспитатель любуется красотой этого зимнего явления. Определяет силу ветра по кружению снежинок. Вместе рассматривают снежинки на темной поверхности, пальто, варежках, куртках.

Полюбоваться красотой падающего снега под светом фонарей выходят и во второй половине дня. В свете хорошо виден круговорот снежинок и их структура (хлопья, одиночные, крупа).

Приметы: лег снег на морозную голую землю - хлеб будет, а на сырую - нет.

Поговорки и пословицы: «Мороз не велик, да стоять не велит»; «Не страшен мороз, когда тепло укрыт нос»; «Пришла зима - не отвертишься»; «Чем крепче зима, тем скорее весна».

Загадки:

Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой, коль поймаешь на ладонь.    (Снег.)

 

На крышу избушки легли белые подушки.

Только солнце припечет, пух водою потечет.     (Снег.)

Дидактическая игра «Кто больше знает».

Подвижная игра «Не оставайся на полу».

Труд на участке. Обратить внимание детей, что во время снегопада дворник не убирает снег, спросить детей почему.

Дидактическая игра «Найди предмет той же формы».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Зимняя забава «Снайперы».

Цель: развивать меткость, глазомер.

Ход игры. Дети ставят на сугроб яркий кубик или кеглю и стараются сбить предмет снежком. Можно поставить для сбивания несколько одинаковых предметов. В этом случае могут участвовать несколько детей - по числу предметов.

Прогулка №8 «Наблюдение за снежинками»

Цели: конкретизировать и углублять представления о зимних явлениях; продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Воспитатель обращает внимание детей на красоту падающего снега, на снежинки, летящие с неба. Легкие кристаллы, которые образуются из поднявшего высоко вверх и быстро охлаждаемого там водяного пара. Они похожи на шестиконечные звезды и очень разнообразны. Величина и форма их зависит от влажности и температуры воздуха. В более теплых слоях воздуха они подтаивают, сплетаются друг с другом в снежные хлопья. При сильном ветре лучи снежинок обламываются, и на землю падает снежная пыль. При сильных восходящих токах воздуха и небольшом морозе, когда низкие облака застилают все небо, снег медленно падает в виде шариков - крупы. В большой мороз при ясном небе выпадают кристаллы в виде иголочек. В сильный мороз снег хрустит под ногами. Это ломаются твердые лучи снежинок.

Приметы: снежный буран днем предвещает мороз ночью; снежная зима предвещает хороший рост трав.

Поговорки и пословицы: «Не то снег, что метет, а то, что сверху идет»; «Снег земле кормилец, что теплый кожух»; «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты».

Стихотворения:

С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Черная земля.

 

Много-много звездочек

Тонких, как стекло!

Звездочки холодные,

А земле тепло.

Загадки:

Вот так загадка! Глянешь - летает,

На нос присядет - сразу растает.           (Снежинка.)

 

Из-под облачных высот быстрый ветер их несет.

Мчат, друг дружку обгоняя, как одна большая стая.    (Снежинки.)

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Подвижная игра «Мяч водящему».

Цель: развивать умение бросать и ловить мяч.

Ход игры. Участники делятся на равные команды. На расстоянии 3 м от команд проводится линия. Выбираются два водящих, которые становятся за этой линией против колонн. По сигналу оба водящих бросают мячи стоящим впереди в своих командах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно водящему, а сам становится в конец колонны и т. д. Выигрывает та команда, в которой последний играющий раньше вернет мяч водящему.

Подвижная игра «Рыбак и рыбки».

Цель: развивать ловкость.

Ход игры. Играющие стоят. Очерчивается «пруд» - площадка, за пределы которой выходить нельзя. Дети плавно разводят руками - «рыбки плавают». Двое «рыбаков» растягивают скакалку («сети») и пытаются окружить и поймать «рыбок». Те, кого коснулась скакалка, выходят из игры. Когда будут пойманы все «рыбки», игра повторяется и дети меняются ролями.

Зимняя забава «Кто дальше».

Цель: развивать силу, ловкость.

Ход игры. Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде воспитателя «Бросай правой (левой)!» все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.

Прогулка №9 «Наблюдение за следами птиц на снегу»

Цели: расширять знания о зимующих птицах (вороне, галке, воробье); учить видеть особенности их поведения зимой; развивать у детей желание помогать птицам в зимний период (для птиц зима - самое трудное время года); учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле.

Воспитатель обращает внимание на следы птиц на свежевыпавшем снегу в уголке леса. Следы различны по размеру и по форме цепочек (ворона крупнее воробья, она ходит большими шагами, у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ногах; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста). Воспитатель предлагает понаблюдать за поведением птиц у кормушки и сравнить правильность своих заключений по поводу цепочек и крестиков птичьих следов на свежевыпавшем снегу.

Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся - зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе - это к снегу; вороны каркают - к оттепели; утром ворона сидит на макушке дерева и каркает - к вьюге.

Поговорки и пословицы: «Снежок подпал и следок застлал»; «Снега нет, и следа нет»; «Декабрь - месяц лютый, спрашивает как обутый»; «Декабрь глаз снегом тешит да ухо морозом рвет».

Стихотворения:

ПТИЦЫ ЗИМОЙ

Зима-зимушка, чародейка,

Наших птичек пожалей-ка,

Ведь птичкам зимой холодно, голодно,

Насыпьте в кормушки им крошки да зернышки.

Пусть не голодают птицы зимой –

Вниманьем согреем их, добротой.

 

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не погибли зря,

Всегда, в любое время года,

Берегите птиц, друзья!

Загадки:

Грудка ярче, чем заря, у кого? У ... (снегиря).

 

Пусть я птичка-невеличка, у меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода, прямо с севера сюда.    (Снегирь.)

Дидактическая игра «Придумай сам».

Подвижная игра «Мяч водящему».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Прогулка №10 «Рассматривание розеток подорожника и одуванчика»

Цель: расширять знания о приспособлении растений к холодному времени года.

Воспитатель раскапывает с детьми место в уголке сада, где осенью рос подорожник или одуванчик. Под снегом дети увидят прикорневую розетку. Многие растения образуют на почве зимующую розетку листьев с нежной зеленой почкой в центре. Поднимающиеся над землей части растения погибают, а почка возобновления надежно укрыта снегом до весны. Растение нужно закопать обратно, чтобы оно не замерзло.

Воспитатель показывает детям, что растение не погибло, а переживает зиму под мягким, теплым, пушистым снежным одеялом.

Опыт «Защитные свойства снега».

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба; зарыть неглубоко в снег; зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать выводы, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Вывод. Чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Приметы: декабрь теплый и сырой - к затяжной зиме и поздней и холодной весне; если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю; зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно; воздух над лесом посинел - будет тепло.

Поговорки и пословицы: «Растение - земли украшение»; «Спасибо, мороз, что снегу принес».

Стихотворения:

Все злее, злее, злее на улице мороз.

И каждый потеплее закутывает нос.

И людям, и машинам сейчас не до красы.

И люди, и машины закутали носы.

В. Орлов

ЗИМА

Не трещите, морозы, в заповедном бору.

У сосны и березы не грызите кору.

Полно вам воронье замораживать

Человечье жилье выхолаживать!

С. Маршак

Загадки:

Шагаешь берегом реки или лесной дорожкой,

Везде встречаешь ты в пути растенье... (подорожник).

 

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его - сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.          (Подорожник.)

Дидактическая игра «Найдите, что опишу».

Подвижная игра «Мяч водящему».

Прогулка №11 «Рассматривание коры деревьев»

Цели: конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования (растения не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя, они живые); воспитывать интерес к жизни растений, бережное отношение к ним.

Понаблюдать с детьми за деревьями. Спросить, не замерзают ли деревья. Предложить вспомнить, что происходит с ними весной, летом, осенью.

Деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, как бы погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита от промерзания. Все лето откладывают они под кожицей ствола и веток особую ткань - пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят холод. У деревьев есть еще защита - пушистое снежное одеяло. Воспитатель вспоминает пословицу «Спасибо, мороз, что снегу принес» и объясняет ее. Потом показывает, как утеплить снегом деревья на участке.

Приметы: снег прилипает к деревьям - тепло будет; если зимой шумят деревья, ожидай оттепели.

Поговорки и пословицы: «Кто с дерева кору снимает, его убивает».

Стихотворения:

ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ

Деревья зимою, деревья зимою

Пронизаны ветром и стужей самою.

И старые сосны, и острые ели

Встают, как солдаты, навстречу метели.

В пургу по колени буранами гнутся,

Вершинами машут...

Сдают? Не сдаются!

М. Дудин

 

Варежки на ветках

Как птица в оперенье ледяном,

Бушует ветер злой в краю лесном.

Мерзнут у сосны и елки

Пальчики-иголки...

Удалой снежок примчал,

Всем им варежки связал,

Вы не видели, ребята,

Этих варежек мохнатых?

К. Назыров

Загадки:

Его весной и летом мы видели одетым.

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.

Но зимние метели в меха его одели.            (Дерево зимой.)

 

Нам в дождь и в зной поможет друг,

Зеленый и хороший, -

Протянет нам десяток рук

И тысячи ладошек.           (Дерево.)

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Подвижная игра «Волк во рву».

Подвижная игра «Горелки».

Прогулка №12 «Наблюдение за воронами и галками»

Цели: развивать интерес к природе; расширить знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания; обогащать словарный запас; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Перед прогулкой воспитатель проводит с детьми беседу о зимующих птицах. Где птиц можно увидеть? Что они делают возле домов? Почему зимой птицы живут вблизи жилищ?

На улице дети находят ворону и галку, сравнивают, ищут отличия, наблюдают, как передвигаются (на снегу рассматривают следы птиц).

Приметы: если воробьи прячутся под крышу, будет мороз и метель; воробьи тихо сидят на деревьях - пойдет снег без ветра; если воробей нахохлился - к морозу, перышки приглаживает - к теплу; вороны и галки садятся головой к югу - к теплу, на север - к холоду.

Стихотворения:

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не погибли зря,

Всегда, в любое время года,

Берегите птиц, друзья!

Загадки про птиц.

Дидактическая игра «Что это за птица?».

Подвижная игра «Не попадись!».

Зимняя забава «Снежная карусель».

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу воспитателя они идут сначала медленно, потом все быстрее, и, наконец, бегут. После того, как играющие пробегут несколько кругов, ведущий говорит: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Дети замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении, постепенно увеличивая темп, пока воспитатель не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

Подвижная игра «Два Мороза».

Прогулка №13 «Наблюдение за птицами»

Воспитатель и дети наблюдают за синицами, воробьями, галками, воронами. Находят сходство, различия, характерные признаки. Воспитатель обращает внимание на перьевой покров (он более пушистый), спрашивает почему, устанавливает взаимосвязь с холодным периодом года.

Опыт «Таяние и замерзание воды».

Цели: развивать наблюдательность, умение сравнивать; анализировать; обобщать; устанавливать причинно-следственные зависимости.

Двум детям (один из них в рукавицах) предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед - кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и разной скорости таяния.

Вывод. Лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло рук и холод льда.

Приметы: птица хохлится - к непогоде; если птицы спустились и садятся на землю, будет оттепель.

Поговорки и пословицы: «Покорми птиц зимою - послужат тебе весною».

Стихотворения:

ПТИЦЫ ЗИМОЙ

У еле приметной дорожки

Насыпаны зерна и крошки,

Слетайтесь, слетайтесь, пичуги.

Теперь не страшны вам холодные вьюги,

Ведь в зимние лютые вьюги

Должны мы помнить друг о друге.

Загадки про птиц и снег.

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).

Дидактическая игра «Летает - не летает».

Подвижная игра «Голубь».

Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».

Ход игры. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети - «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».

Подвижная игра «Два Мороза».

Прогулка №14 «Наблюдение за птицами»

Цели: в наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; выяснить особенности взаимоотношений птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т. д.); обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, внимание к каждому уголку родной земли.

Выяснить, какие птицы постоянно прилетают, а какие редко, какой корм больше любят. Попросить детей сделать выводы о форме, о зависимости вида корма от формы клюва.

- Почему птиц надо кормить два раза в день? (Птицы не могут сами найти корм, а зимой, в холодную погоду, птицам требуется больше корма, чтобы выжить.) Какие птицы садятся сразу, какие подождав?

Приметы: если на ночлег зимой ворона сидит на верхушке дерева в сторону ветра, то на другой день будет тихая погода; когда ворона сидит в нижней части дерева и прячется между ветвей, то следует ожидать ночью или на другой день ненастья.

Стихотворение «Птицы зимой».

Дидактическая игра «Третий лишний» (птицы).

Зимняя забава «Снежная карусель».

Русская народная игра «Волк».

Труд на участке. Вместе с воспитателем расчистить дорожки от снега.

Прогулка №15 «Наблюдение за поведением птиц у кормушки»

Поговорить о том, какой корм какой птице нужен (отгадать по форме клюва, чем питается птица - насекомыми или зерном), у насекомоядных клюв тонкий, узкий, а у зерноядных и всеядных - более тупой и толстый. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают - чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился - к морозу, перышки приглаживает - к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Птицы первыми реагируют на прибавление света. Птиц надо кормить обязательно в определенное время, тогда к этому времени они будут прилетать.

Приметы: сорока лезет под крышу - будет метель.

Стихотворения:

КОРМУШКИ

Сделаем кормушки, насыплем зернышки -

Пусть не голодают зимой воробышки.

 

Пусть прилетают птицы:

Голуби, снегири, синицы,

Галки, вороны, воробьи.

Зимою птичек накорми.

Дидактическая игра «Птицы (звери, рыбы)».

Подвижная игра «Угадай, что поймал».

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Труд на участке. Уборка участка от снега. Напомнить детям, для чего надо сгребать снег в лунки деревьев, кустарников и цветников. Учить детей работать слаженно, доводить начатое Дело до конца, радоваться выполненной работе.

Прогулка №16 «Наблюдение за голубем»

Цели: обобщить знания о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе.

Предложить детям понаблюдать за голубями. Голуби быстро летают, у них необыкновенная память на места гнездования и привязанность к выбранному жилью. Семейные голубиные пары создаются на всю жизнь. Самца можно отличить по особому воркованию, по распущенному веером хвосту, по поклонам перед самкой. Самочки мельче, окрас перьев блеклый. Все голуби отличаются друг от друга по окрасу, цветовая гамма очень разнообразна.

Поговорки и пословицы: «Глупа птица, которой свое гнездо не мило».

Стихотворения:

ГОЛУБИ

Гули, гули, голубки,

Прилетайте, сизари.

В зимний день среди ветвей

Стол накроем для гостей.

Прилетайте, милые пичужки,

Готовы для вас столы-кормушки.

Семена и крошки

Птицам насыплем на дорожке.

Загадки про птиц.

Дидактическая игра «Отгадайте загадки».

Подвижная игра «Ловушка».

Дидактическая игра «Ищи».

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Прогулка №17 «Наблюдение за продолжительностью дня»

Цели: обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно); воспитывать интерес к зимним явлениям природы (дети замечают заметное прибавление светового дня).

Обратить внимание детей на долготу дня. Наблюдение и личный опыт детей (приходят в детский сад и уходят домой затемно) позволяет им сделать вывод, что зимой день короткий, ночь длинная. Прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима».

Приметы: зимой день темен, да ночь светла; когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю.

Поговорки и пословицы: «Зимний денек с воробьиный скок»; «В декабре мороз нарастает, зато день прибывает»; «В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается».

Стихотворения:

ДЕКАБРЬ

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

Загадки:

На крышу избушки легли белые подушки.

Только солнце припечет, пух водою потечет.         (Снег.)

Дидактическая игра «Сколько предметов?».

Цели: учить предметному счету; развивать количественные представления; понимать и называть числительные.

Ход игры. Детям дается задание: найти на улице и назвать предметы, которые встречаются по одному. После выполнения найти по 2, 3.

Задание может быть изменено и так: найти как можно больше одинаковых предметов.

Дидактическая игра «Отгадайте загадки».

Подвижная игра «Найди себе пару».

Подвижная игра «Охотники и зайцы».

Прогулка №18

Цели: расширять представления о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, земля, вода, дождь, снег, туман); учить детей видеть и описывать красоту неба; расширять словарный запас.

Наблюдение за облаками

Предложить детям следить за тем, как облака медленно передвигаются, постепенно увеличиваются и, меняя форму, пре. вращаются в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшаются и «тают». Направление, в котором происходит движение облаков, определяют относительно неподвижных предметов: высоких деревьев, столбов, углов зданий.

Приметы: облака или тучи быстро движутся — к ясной погоде.

Поговорки и пословицы: «Два друга - зима да вьюга»; «Не пугай, зима, весна придет».

Стихотворение С. Михалкова «Облака».

Загадки про облака.

Дидактическая игра «Мое облако».

Подвижная игра «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры. Выбирается «волк». Остальные дети «собирают в лесу землянику и грибы» и приговаривают:

Дети по лесу гуляли,

Землянику собирали.

Много ягодок везде:

И на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали...

Дети, дети, не зевайте,

Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Наблюдение за ночным небом

Понаблюдать за вечерним небом, что на нем видно. Спросить, что дети знают о космосе и космических объектах.

Приметы: облака черные, низкие, движутся быстро - ненастье сохранится; к обеду небо прояснилось, появились высокие кучевые облака - к ясной погоде.

Стихотворения:

Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается...

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой.

Дидактическая игра «Сколько предметов?».

Подвижная игра «Лягушки».

Прогулка №19 «Наблюдение за снегом (защитные свойства снега)»

Цели: продолжать знакомить со свойствами снега; приучать детей заботиться о растениях.

Воспитатель напоминает детям о защитных свойствах снежного покрова: снег согревает землю от промерзания, причем рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять. Затем напоминает детям их действия по уборке снега в лунки деревьев и кустарников.

Опыт «Защитные свойства снега».

Приметы: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето; коли же остается промежуток - урожайное; сухой декабрь - значит быть сухими весне и лету.

Поговорки и пословицы: «Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит»; «Декабрь глаз снегами тешит да ухо морозом рвет»; «Декабрь год замыкает, зиму начинает».

Стихотворения:

Опали с березы последние листья,

Мороз незаметно подкрался к окну.

И за ночь своею волшебною кистью

Волшебную нарисовал он страну.

Загадки:

Драгоценным ожерельем спать ложится на деревья.

Без труда отыщет кров среди веток и стволов.         (Снег.)

Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра».

Цель: учить правильно употреблять наречия времени.

Ход игры. Дети встают в круг. Педагог говорит корок кую фразу, например: «Мы лепили...» - и бросает ребенку мяч Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечая на вопрос когда: «Вчера».

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Зимняя забава «Пробеги и не задень».

Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков - пробежать между снежками и не задеть их. Побеждает тот, кто быстрее и без штрафных очков добежит до финиша.

Подвижная игра «Дети и волк».

Прогулка №20 «Рассматривание изморози»

Цели: обобщать представления о зимних явлениях в неживой природе; устанавливать связи между температурой воздуха и агрегатным состоянием воды.

Обратить внимание детей на деревья, покрытые красивым кружевным узором. Веточки деревьев обрастают белой пушистой бахромой. Это изморозь. Как она образуется? (В тихую морозную погоду избыток водяного пара из воздуха выделяется в виде переохлажденных капель тумана, а на предметах оседает в виде кристаллов льда.) Такая кристаллическая изморозь получается при непосредственном переходе пара в лед. Кристаллы, похожие на иглы или пластиночки, быстро растут.

Приметы: изморозь - предвестник снега; днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.

Поговорки и пословицы: «Год кончается, а зима начинается».

Стихотворения:

ОПЯТЬ ЗИМА

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый –

От снега в комнате светло.

 

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встает.

Как каждый день, полней и лучше,

Полней и лучше Новый год...

А. Твардовский

Загадки:

Подморозило вчера, налетела мошкара,

И от этой мошкары стали белыми дворы.     (Снег.)

 

Как будто белой скатертью он крышу застелил.

В серебряные платьица деревья нарядил.         (Снег.)

Дидактическая игра «Что это такое?».

Дидактическая игра «Исправь ошибку».

Подвижная игра «Зайцы и медведи».

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры. Ребенок («медведь») сидит на корточках и «дремлет». Дети («зайцы») прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь» встает со стула, отвечает:

Я медком не угостился,

Вот на всех и рассердился.

1,2, 3, 4, 5, начинаю всех гонять!

На последнем слове «медведь» ловит «зайцев» и отводит их к стульчику («берлоге»).

Зимняя забава «Снежная карусель».

Похожие статьи:

Конспекты прогулок в подготовительной группе детского сада. Зима

Наблюдение за природой зимой. Подготовительная группа

Консультация для родителей «Зимние игры с детьми»

Прогулки в феврале в подготовительной группе. Картотека с целями по ФГОС

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!