Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ на тему: Временные отношения
Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старший дошкольный возраст
Тема: «Временные отношения»
Задачи:
1. Учить:
- определению зависимостей при делении целого на части;
- составлять план.
2. Развивать логическое мышление в логических играх.
3. Закрепить:
- знания о временных отношениях;
- знания о цифрах.
Демонстрационный материал: набор цифр; 4 набора мебели для кукол.
Раздаточный материал: бумажные круги; ножницы; фломастеры, листы бумаги; кубики Никитина и образцы к ним.
Ход занятия
Воспитатель с детьми стоят полукругом. В руках у детей цифры от 1 до 7 (дни недели). Проводится математическая разминка по стихотворению Я. Бжехвы «Муха-чистюха».
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха. (Изображают купание.)
Купалась она в воскресенье (Показывают цифру 7 те, у кого она в руках.)
В отличном клубничном варенье.
В понедельник — (Показывают цифру 1)
В вишневой наливке.
Во вторник – (Показывают цифру 2)
В томатной подливке.
В среду – (Показывают цифру 3)
В лимонном желе.
В четверг — (Показывают цифру 4)
В киселе и смоле.
В пятницу – (Показывают цифру 5)
В простокваше, в компоте
И в манной каше.
В субботу, (Показывают цифру 6)
Помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах! (Обмахивают лицо руками.)
Ужжасно-жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!» (Показывают руками на свою одежду.)
Воспитатель предлагает детям пройти за столы, на которых лежат круги бумаги и ножницы.
— На прошлом занятии мы делили круг на 4 равные части. Какая фигура лежит у вас на столах? Вам нужно разделить ее на 2 равные части.
Дети выполняют задание.
— Теперь разделите круг на 4 равные части.
Дети выполняют задание.
— Теперь нужно разделить круг на 8 равных частей.
Дети выполняют задание.
— Покажите мне самую маленькую часть круга. Покажите 2 маленькие части круга. Если мы сложим все 8 частей круга, что у нас получится? Правильно, целый круг. А сейчас уберите 4 самые маленькие части круга. Что получилось? (Половина круга.)
— Пройдите все к этому столу. Что вы видите? (Кукольная комната.) Разделитесь на 3 команды. У каждой команды свой стол, на котором стоит такая же кукольная мебель. Задание такое: внимательно посмотрите на эту комнату, запомните расположение мебели.
Воспитатель закрывает салфеткой комнату.
— А теперь расставьте мебель по памяти у себя на столах. Работайте быстро и дружно.
Воспитатель с детьми проверяют выполненное задание, если надо, исправляют.
— У вас на столах есть листы бумаги. На них надо схематично изобразить план этой комнаты.
Воспитатель напоминает детям, как можно схематично изобразить стул (квадрат), стол (круг), диван (прямоугольник), и т.п. Затем благодарит за выполненные задания и предлагает детям пройти за столы, на которых лежат кубики Никитина.
У вас на столах — кубики и образцы к ним. Задание: выложите из кубиков по образцу узоры. Время пошло (песочные часы).
Выполняется задание «Сложи узор», серия СУБ (Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1991). Затем воспитатель проверяет, кто сколько выполнил заданий, и благодарит детей за работу.