Фольклорные праздники в детском саду. Сценарии
Русский фольклор - кладезь народной мудрости: песни, пословицы, поговорки, загадки, декоративное искусство. Его притягательную магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.
Своими корнями русские обрядовые праздники уходят в глубь язычества и составляют огромный пласт русской культуры. Поклонение богу Воды, Земли, Огня, Солнца, Дождя и просьбы к ним о плодородии земли и об урожае - вот основная суть ритуальных действий и обрядов. Силы природы почитали так: «Огонь - царь, Вода - царица, Земля - матушка, Небо - отец, Ветер - господин, Дождь - кормилец, Солнце - князь, Луна - княгиня».
При проведении фольклорных праздников детям будет интересно, если они примут участие в непосредственной их подготовке: своими руками сделают простейшие музыкальные инструменты (погремушки, свистульки), смастерят что-либо для «ярмарки», украсят зал, придумают свои костюмы.
При разучивании русских народных песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе музыкальный материал легче воспринимается и запоминается именно с голоса.
Проведение Масленицы, Троицы возможно на открытом воздухе.
День Воздвижения
14.09-27.09 (по старому календарю)
В старину говорили «Смекай баба про капусту на воздвиженьев день», «У доброго мужика на воздвижень день и пирог с капустой». С этого дня начинались девичьи вечеринки - капустные. Девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывают столы с закусками. Девушки, входя в дом, поздравляют хозяев с хорошим урожаем, а вечером вместе с юношами водят хороводы. В домах и на дворе звучат шуточные песни, прибаутки, озорные приговорки. Приглашение на капустные вечорки с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам.
К нам наехали капустны вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капусту порубить,
Пособите-ка ее мне усолить.
Игры-хороводы на капустные вечорки
1. «Сиди, Яша».
Дети водят хоровод вокруг сидящего мальчика и поют.
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
При последнем слове Яшу раскручивают, предварительно завязав глаза.
Свои руки приложи,
Имя правильно скажи.
Яша подходит к любому игроку, дотрагивается до него и угадывает имя. Отгадавшего сажают на место Яши. Игра продолжается вновь.
2. «Плетень» («Вейся, капустка»).
Дети выстраиваются в ряд, берутся за руки. Ведущая ведет ряд, подходя под руки стоящей последней пары, те поворачиваются. Ведущая проходит под руки второй пары, те тоже поворачиваются, и так до конца. В конце у каждого левая рука перекинута через плечо. Когда плетень завит, его начинают развивать.
(Завивая, поют.)
Вейся ты, вейся,
Капустка моя.
Вейся ты, вейся,
Виловая моя.
Вечор на капустке,
Вечор на виловой,
Частый сильный дождик.
(Развивая, приговаривают.)
Развивайся ты, капустынька,
Развивайся ты, виловой кочешок,
Не женись ты, милый женишок.
Если женишься, покаешься,
Со мной, девицей, расстанешься.
Святки
Святки, святочные вечера - так традиционно назывались праздничные дни от Рождества Христова (7-18 января). Всем действием этого праздника придавался магический характер, и в прошлом они были направлены на урожайность будущего года. Шествие ряженых, щедрование, колядование, обсыпание дома злаковыми - все это древние ритуалы язычества.
В святочные вечера молодежь обходит дома, устраивает посиделки, где слушают страшные сказки, перекидываются загадками, гадают, водят хороводы с выбором невесты. Песни, танцы прерывались приходом ряженых. Любимая маска - медведь, показывающий, как бабы ходят по воду, как глядятся в зеркало, как ребятишки воруют горох.
Иной раз врывалась целая ватага «нечести» в белых рубахах со страшными масками (старуха в лохмотьях с горшком на голове, кикимора и т. п.) Их прогоняли. Считалось, что после рождения Христа дьявол скитается по земле, терзая души людей. Для того, чтобы он не вселился в человека, надобно прятать лицо под маской, как бы «подделываться» под дьявола.
Святочные игры
1. «Хождение с козой».
В игре участвуют: коза, поводырь и группа девчат и ребят. Они входят в избу, спрашивают: «Позвольте козе в хате поскакать?» После согласия хозяйки водили козу в коридоре и пели.
Станьте в ряду, я козу веду,
На горе коза с козлятами,
Под горою волки с волчатами.
Ухватил волк козу за бочок,
А волчата погнались за козлятами.
Дурная коза, неразумная,
Пошла бы в лесок, нарвала бы снопок,
И сама ела, и деток кормила.
У нас парни все стрельцы,
Хвалились козу застрелить,
Не попали в бок, а попали в рог.
Упала коза.
Коза падает, парни ставят ее на ноги.
Как пошел наш козел
Да на ножечках,
Где коза топ-топ,
Там жита много копн.
Где коза ногой, там жито горой.
Где коза рогом, там жито стогом.
Где козе хвостом, там жито кустом.
Подойди поближе, поклонись пониже.
Коза кланяется, а девчата с ребятами выпрашивают подарки.
Чем они тебя пожалуют?
Или мерою овса,
Или сверху колбаса,
Да еще кусок сальца,
Чтобы наша коза весела была.
Молодежь забирает подарки и с песнями уходит.
2. Игра в фанты.
3. Игра «А мы просо сеяли»
Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. В определенный момент по одному переходят в другую группу.
Масленица
Справлялась за семь недель до Пасхи. Люди верили, что могут одержать победу Весны над Зимой, празднуя Масленицу. Отсюда и особое значение символов, используемых в ходе праздников: образ Солнца в виде катящегося горящего колеса, в виде блинов, каждый из которых похож на маленькое солнце. На Масленицу гуляют семь дней, за каждым закреплены определенные действия:
понедельник - Встреча;
вторник - Заигрыш;
среда - Лакомка, разгул;
четверг - Разгуляй, четверток широкий;
пятница - Тещины вечера;
суббота - Золовкины посиделки;
воскресенье - Прощеный день.
Открывали Масленицу дети, сооружавшие снежные горы и произносящие приветствие: «Звал-позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор: душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».
В понедельник делают из тряпок женскую фигуру, одетую в девичий наряд, в руках у нее блин и помазок.
Всю неделю - катанье с гор на лошадях, кулачные бои, возведение и взятие снежного города, конские бега.
Центральная фигура праздника - сама Масленица, ее усаживали в сани и возили с песнями:
Масленица-пышка,
На улицу вышла,
На гору катиться,
С ребятами драться.
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная.
В воскресенье Масленицу сжигали:
Прощай, Масленица-вертушка,
Настает великий пост,
На деревне все приемы –
Подают селедки хвост.
Ух, ты, Масленица, обманщица,
Говорила 7 недель, а остался один день.
Масленица загорела,
Всему миру надоела.
Масленица, прощай -
На тот год опять приезжай!
Вербное воскресенье
С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба и особенно ее распустившиеся почки и сережки считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай: маленьких детишек шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее: «Верба - хлест, бей до слез, верба синя бьет несильно, верба красна бьет напрасно, верба бела бьет за дело».
На вербное воскресенье принято устраивать ярмарки. Часть их называли детскими, потому что можно было купить всевозможные сладости, игрушки, свистульки, трещотки, пищалки.
На вербных базарах проходили различные выставки, выступления бродячих артистов, балаганы.
Вербные игры
1. Наборная хороводная.
Использовалась для набора в хоровод. Водящий идет и пятнает сидящих, те встают и берутся по очереди за руки, двигаясь друг за другом.
2. Игра «А мы просо сеяли».
Две группы встают друг против друга, взявшись за руки, поют поочередно. При выкупе одна из девушек переходит в другую группу.
3. Хороводная игра «Мак».
Все стоят кругом - внутри сидит Ермак.
Дети (поют):
Маки, маки, маковицы,
Золотые головицы.
Встанем все вот так
Спросим все про мак.
Далее следует диалог детей и Ермака.
Дети. Ермак, Ермак, посеял ли мак?
Ермак. Только посеял.
Дети. Ермак, Ермак, всходит ли мак?
Ермак. Всходит.
Дети. Ермак, Ермак, цветет ли мак?
Ермак. Цветет.
Дети. Ермак, Ермак, зреет ли мак?
Ермак. Зреет.
Дети. Ермак, Ермак, поспел ли мак?
Ермак. Поспел.
После этого дети подходят к Ермаку и щиплют его.
4. Горелки.
Все встают парами в ряд. Водящий кричит: «Горю-горю, на камушке стою».
Все (поют).
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой по доле, гляди на поле,
Ходят грачи, да едят калачи.
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят.
(Кричат.)
Раз, два - не воронь,
Беги, как огонь.
Первая пара разбегается, соединяются в конце ряда, водящий ловит, если кого поймает, тот «горит» - становится водящим.
Пасха
Пасха - праздник праздников, торжество. Название происходит от слова «пейсах», «прехождение», «избавление» - все человечество избавляется от рабства дьяволу, дарует жизнь и вечное блаженство.
В церкви провозглашают воскресение Иисуса Христа, звонят в колокола.
Лидия Чарская
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
«Христос воскрес».
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость –
Христос воскрес.
Вражда исчезла,
И мрак исчез,
Нет больше злобы –
Христос воскрес
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно –
Христос воскрес.
* * *
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо плещет точно море,
Море точно небеса.
* * *
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков
И в зелени уж ближний лес.
Христос воскрес, Христос воскрес.
Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес, Христос воскрес!
Сергей Есенин
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная Луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Яков Полонский
Весть, что люди стали мучать Бога,
К нам на север принесли грачи.
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи.
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз.
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести горше первой
Принесли скворцы в лесную глушь –
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем,
Поднялись - морями стали реки
И в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна –
Бог воскрес и смерть побеждена
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна,
И кругом леса зазеленели
И теплом дохнула грудь земли.
И, внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Праздник Пасхи длится неделю, которая наполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. Все поздравляют друг друга, христосятся, то есть целуются, выражая общую радость и всеобщее прощение, а также обмениваются крашеными яйцами, которые, по поверьям, наделяют людей здоровьем, силой, красотой, плодородием.
В. Хрущева
Чудесное яичко
Говорит сестре зайчонок:
Посмотри, яичек разных
Приготовил я немало,
Золотых, цветных, алмазных.
Подставляй скорей передник,
Их снесешь ты милым детям
Всех прилежных добрых крошек
Мы с тобой сейчас наметим.
В ночь святую под подушку,
Не зевай, смотри, сестричка,
Тихо каждому положишь
Ты чудесное яичко.
Яйцо является символом возрождения, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение человечества кровью Иисуса Христа.
Основным пасхальным развлечением являлись игры с яйцами.
1. Катание яиц.
Делается простой деревянный или картонный желоб, вокруг него освобождается ровное пустое место, на котором раскладываются выигрыши (игрушки). Играющие по очереди подходят к катку и катят свое яйцо. Предмет, до которого дотронется яйцо, и выигрывает катящий.
2. Прятание яиц.
Дети делятся на команды. Яйца из картона, пластика прячут. Каждая из команд старается найти как можно больше яиц в отведенное время.
3. «Чоканье»яйцами.
Тупыми или острыми концами яиц стучать друг о друга. Выигрывает тот, чье яйцо не треснет.
В пасхальную неделю на улице разворачиваются массовые гулянья: водят хороводы, устраивают балаганы с кукольными спектаклями-комедиями, на центральной площади вешают большие качели:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки –
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
Вознесение
Празднуется через 40 дней после Пасхи. В этот день пекут пироги с зеленым луком - «лук от семи недуг».
Ночь под Вознесение - соловьиная, когда соловьи поют громче и звонче.
Вознесение - переход к лету, об этом в народе сложили поговорки.
К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают.
Цвести весне до Вознесения.
Дошла Весна-красна до Вознесения, тут ей и конец.
И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Возне- сеньев день - прокукует кукушкою.
Придет Вознесеньев день –
Сбросит Весна-красна лень,
Летом обернется,
За работу в поле возьмется.
В народе считается, что роса на Вознесение - целебная: «Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, да дать больному выпить, то всякое лихо как рукой снимет».
Троица
Весенне-летний праздник, связанный с расцветом молодой растительности, называли русальной неделей или зелеными святками Центральным днем празднества был Семик - 7-й четверг после пасхального воскресенья, а последний день семицкой недели - Троица, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы. Символом этого расцвета была березка.
Люди украшали жилища зеленью, ветвями срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой.
В семицкий четверг девушки украшали березку (срубленную или на корню) в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала березу и шла на хлебные поля, чтобы передать
земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода березку забрасывали в ржаное поле.
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая,
Стоишь ты, березонька,
Посредь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки.
В семик поют,
Под тобой, березонька,
Венки плетут.
Березу, символ праздника, называли «гостенкой», «кумушкой», «венком». Про нее загадывали такую загадку:
С одного дерева, да 4 угодья:
Первое - от темной ночи свет,
Второе - некопаный колодец,
Третье - старому здоровье,
Четвертое - разбитому связь.
(Ответы: 1 - лучина, 2 - березовый сок, 3 - веник для бани, 4 - оплетение лозой горшка.)
Действительно, изба долгое время освещалась березовой лучиной. При ее свете девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.
Березовый сок и сейчас рекомендуют для лечения и профилактики авитаминоза. Кроме того, из березовых листьев готовят витаминный напиток.
Березовый веник все хвори выгоняет в русской бане, и старым, и малым душу веселит, а тело радует. Им хлещут себя.
На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову.
Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной
В последний день «зеленых святок» девушки бросали свои венки в реку с целью гадания, как и куда поплывет венок:
- утонет - разлука с любимым, смерть;
- заплывет на противоположную сторону - выйти замуж на чужую сторонушку.
Похожие статьи:
О празднике Рождество Христово для детей
Рождественский праздник представление для детей старшей группы в детском саду. Сценарий
Фольклорный праздник для детей младшей группы. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!