Старый Новый год. Откуда этот праздник пришел

Старый Новый год. Откуда этот праздник пришел

Через две недели после празднования Нового года, в ночь с 13 на 14 января, ежегодно Новый год снова стучится к нам в дверь, только под другим названием — старый Новый год, и каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник.

Праздник этот очень интересный. Интересен он тем, что сочетает в себе мирские традиции встречи Нового года и христианско-православные традиции празднования рождественских Святок.

Оказывается, это еще и очень удобно. По мирским традициям, в старый Новый год по телевидению повторяют все новогодние передачи, фильмы и концерты. Так что если вас не было дома в новогоднюю ночь и вы не посмотрели в сто первый раз свой любимый фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», вы ничего не теряете. Если же по семейным причинам вы справляли Новый год с любимой свекровью, то в старый Новый год вы можете преспокойно наверстать упущенное и отправиться в веселую компанию друзей.

Старый Новый год — это редкий исторический феномен. Нередко во время этого праздника происходят очень странные события, когда люди вдруг открывают в себе и окружающих доселе неизвестные стороны характера, и у них происходит как бы раздвоение личности.

Возможно, это обусловлено и тем, что сам старый Новый год — это некое раздвоение одного праздника, а возможно, и зовом далеких предков, которые именно в эту ночь встречали когда-то Новый год. Но факт остается фактом: что-До необычное в ночь с 13 на 14 января в людях все-таки происходит...

Из истории праздника

Традиция отмечать старый Новый год возникла после 1918 г., когда в России было введено новое летосчисление — Новый год по юлианскому календарю («старому стилю»), В XX и XXI веках он приходится на полночь между 13 и 14 января по григорианскому календарю («новому стилю»). После перехода на новый стиль старый Новый год продолжает по традиции неофициально отмечаться в некоторых странах.

В России традиция отмечать старый Новый год связана, помимо сохранения традиции, с тем, что Русская православная церковь продолжает встречать все церковные праздники по юлианскому календарю («старому стилю»). При этом современный Новый год выпадает на Рождественский пост — православный сорокадневный пост в честь Рождества.

Что бывает в Васильев день?

14 января (1 января по старому стилю) — это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Для девиц Васильев день был весьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию ни вышло — то и произойдет. На Васильев день совершались и народные обряды. Из слов песен и причитаний можно узнать, что название этого праздника — авсень (или — овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда — варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам. Считается, что авсень — «земледельческий праздник, преобразовательный обряд обсевания», схожий с Колядой. Но почему зимой праздновали земледельческий праздник? Это более чем странно. Причем нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об «авсене» никакого упоминания. Так что о том, что такой праздник существовал, известно только из песен. Поэтому лучше праздновать старый Новый год!

Обряд хождения по домам

Был известен и обряд хождения по домам. Ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она несет кошель для пирожного сбора, она возглавляет толпу и распоряжается дележом сбора. Подобные обходы в течение Святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщи- ков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки: «Коляда, коляда! накануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла». Если хозяйка выносила угощение, благодарили: «У доброго мужика родись рожь хороша: колоском густа, соломкой пуста!» Если же угощения не подавали, могли пропеть и такое: «У скупого мужика родись рожь хороша: колоском пуста, соломкой густа!» или: «На двор чертей, на огород червей! Коляда-моляда, уродилась Коляда! Кто подаст пирога — тому двор живота, еще мелкой скотинки числа бы вам не знать! А кто не даст ни копейки — завалим лазейки. Кто не даст лепешки — завалим окошки, кто не даст пирога — сведем корову за рога, кто не даст хлеба — уведем деда. Кто не даст ветчины — тем расколем чугуны!»

Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку — съедали все, чем их одарили односельчане. Молодежь, «разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное — рядится, или «покручивается», и гадает о своей судьбе». Есть предание, что на Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами. Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год, мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха — чтобы быть легкими, как птица.

В наше время в ночь с 13 на 14-е многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Жаркое из свинины или курятины будет в этот день особенно уместным на вашем праздничном столе.

Засевание зерен

В разных регионах нашей необъятной страны были свои особенности этого обряда:

• Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме собирает зерна с пола и хранит до посева.

• Дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава или из мешка разные семена, и в это время пели особенную засевальную песню: «Ходит Илья на Василья, носит пугу житяную. Де замахне — жито росте, житу пшеницю всяку пашницю. У поле ядро, а в доме добро».

• Другие при засевании говорят: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю» или: «Уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог — с топорище длины, с рукавицу ширины!» Посыпальщику дают что-либо в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирают, хранят до весны и при посеве яровых смешивают с прочими семенами. Когда посыпальные зерна будут собраны, — по роду и количеству их заключают о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда кормят этими зернами кур, и по их клеву гадают о будущем плодородии нив.

Варение каши

Совершается этот обряд до рассвета. Старшая в доме из женщин ровно в два часа приносит из амбара крупы. Старший из мужчин приносит воду из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не касается, так как это считается дурным признаком. Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая женщина, размешивая кашу, приговаривает: «Сеяли, растили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать». После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, вынимая ее из печи, хозяйка приговаривала: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Сразу осматривали — полон ли горшок. Если каша вылезет из него — это предвещает беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу — коли она красная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая — быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку.

Похожие статьи:

История праздника Новый год

Новогодние традиции разных стран

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!