Консультация для родителей в детском саду. Игры на развитие речи детей 3-4 лет

Игры для развития речи у детей младшей группе

Повторяй за мной

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик, не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай и т.п.

В игре формируются навыки правильного произношения, развивается артикуляционный аппарат.

Веселый теленок

В гости к малышу пришел теленок. Он спрашивает у ребенка, знает ли тот, как зовут его (теленка) маму и папу, где он живет, что кушает, как разговаривает. Предлагает поиграть: теленок имитирует голоса различных животных, а малыш угадывает, кто это, рассказывает, где живет изображаемое животное. После игры бычок предлагает разучить народную белорусскую потешку:

Ой, бычок, мой бычок,

Золотистый бочок,

Рога твои бодливые,

Копытца топотливые.

Ты иди, не топочи,

Не бодайся, не мычи:

Спят ещё ребятки,

Утром спится сладко!

Что я расскажу

Перескажите своими словами уже знакомое ребенку поэтическое произведение. Поинтересуйтесь, знает ли он героя, о котором вы рассказываете, где вы о нем читали? Чем отличается ваш рассказ от прочитанного? (нет рифмы). Предложите малышу пересказать своими словами известное ему короткое стихотворение.

Кто кем становится

Рассмотрите картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей. Попросите ребенка назвать каждого из увиденных. Обратите внимание малыша на то, что названия детенышей и их родителей часто звучат по-разному. Например, собака — щенок, корова — теленок и т.п.

Прочтите стихотворение А. Шибаева:

Кто кем становится

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок —

Взрослая... (собака).

Жеребенок — с каждым днём

Подрастал и стал...(конём).

Бык, могучий великан,

В детстве был... (телёнком).

Толстый увалень баран —

толстеньки м... (ягнёнком).

Этот важный кот Пушок —

Маленьким... (котёнком).

А отважный петушок —

Кро-о-хотным. ..(цыплёнком).

А из маленьких гусят

Вырастают... утки —

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Вспомните названия других животных и их детенышей.

Подумай и назови

Предложите ребенку переименовать некоторые предметы. Переименовывать можно, ориентируясь на функции объектов, например: «Дождь капает, значит, мы назовем его капалкой. Лопата копает, значит мы назовем ее - копалкой. Лейка - поливалка. Ноги - ходилки и т.п.».

Подбери слово

Подберите несколько схожих по звучанию слов: роса-коса, ложка—кошка, чашка-кашка и т.п. Предложите ребенку поиграть: вы называете слово, а малыш находит другое, похожее.

На и под

Расскажите ребенку историю-«путаницу» и попросите исправить неточности:

«На дереве выросли грибы, а под деревом - ветки. Ежик залез на дерево и стал срывать грибы, чтобы засушить их на зиму. А птичка вспорхнула под дерево и набрала веток, чтобы свить себе гнездо». Предложите подумать и назвать то, что бывает под деревом и то, что может быть на дереве.

Кто что умеет

Показывайте ребенку картинки с изображениями разных животных и просите рассказать: кто что умеет. Например, собака умеет лаять, бегать, кусаться, сторожить дом. Не умеет — лазать по деревьям, летать, разговаривать, читать книги, есть ложкой и т.п.

Какой? Какая?

В гости к малышу пришел зайчик. В коробке у него — игрушки. Показывая по одному предмету, зайчик задает ребенку вопросы: «У меня есть матрешка, какая она? (красивая, нарядная, маленькая). А вот кубик. Какой он? (зеленый, пластмассовый, квадратный)». Таким образом рассмотрите все игрушки, интонируя окончания вопросительных слов: какой, какая, какое, какие.

Один - много

Предложите ребенку поиграть в мяч: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе. Малыш возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например:

— Яблоко.

— Яблоки.

— Город.

— Города

— Буква.

— Буквы

Усложняя игру, называйте предметы в форме винительного или родительного падежа, например:

— У меня нет яблока.

— У меня нет яблок.

— Я вижу дом.

— А я вижу дома.

Мы поедем, мы помчимся

Создайте игровую ситуацию: у зайки и мишки есть машина и лошадка. Оба хотят покататься, но не могут решить, кто на чем поедет. Идет бурный спор. В конце концов, спорщики договариваются: «Ладно, мишка, поезжай на машине». «А ты, зайка, скачи на лошадке». Фиксируйте внимание ребенка на употреблении глаголов в верной форме: поезжай, скачи. Если малыш допускает традиционные ошибки (ехай, скакай), мягко корректируйте его.

Расскажи мне...

Предложите ребенку представить, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на все вопросы. Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется? И т.п.». Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Веселое купание

Заниматься развитием речи можно и ванной комнате: намыливая малыша, читайте ему забавные стишки, потешки:

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

 

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

Игра способствует развитию речи, укрепляет доверительные отношения.

Похожие статьи:

Развивающие игры для развития речи у детей 3-5 лет

Игры на развитие речи для детей 6-7 лет в детском саду

Игры на развитие речи и мышления у дошкольников 3-4 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!