Воскобойников «Художник Пахомов и Василий Васильевич»
В. Воскобойников «Художник Пахомов и Василий Васильевич»
В Ленинграде жил знаменитый художник Алексей Фёдорович Пахомов. Он проиллюстрировал много детских книг, которые читали все дети страны. А когда началась война, как и другие мужчины, пришёл в военкомат проситься на фронт. Но ему сказали: «Вы художник, вот и рисуйте, как сражается наша героическая армия и как жители отстаивают город». Прошло несколько месяцев, и рисунки Алексея Фёдоровича стали печатать газеты разных стран. Из его рисунков был составлен большой альбом «Ленинград в годы блокады». Там был изображён заваленный сугробами Невский проспект, троллейбусы, выглядывающие из-под снега, и жители, идущие по узким тропам. Была также очередь жителей за водой к проруби на Неве у знаменитых сфинксов, женщина, везущая больного родственника на санках, аэростат и зенитки, которые защищали город. По этому альбому историки до сих пор изучают, как выглядел город в блокаду.
Однажды Алексея Фёдоровича попросили нарисовать портрет лучшего рабочего для плаката. Плакат назывался «Всё для фронта», и рабочий должен был призывать граждан страны отдавать все свои силы для победы над врагом. Алексей Фёдорович пришёл на завод, где ремонтировали искорёженные пулемёты, которые сразу с завода увозили на фронт.
— Лучший рабочий? Есть у нас такой, — сказали ему. — Знаменитый на заводе человек. Многих обучил передовым приёмам своей работы. Идите в тот конец цеха, там его и увидите. Он бригадир, а зовут его Василий Васильевич.
Художник шёл по холодному цеху и видел женские лица, закутанные в платки, мальчишек в ватниках и кепках, надвинутых на глаза. Отопление в цехе часто выключалось, и было холодно. А он шёл и думал, что когда мужчины уходят защищать страну, то оружие, снаряжение для них делают солдатские матери, солдатские жёны и солдатские дети.
В углу цеха, куда он пришёл, работал тощий мальчишка. Из-за невысокого роста он стоял у станка на двух ящиках.
«Это ученик знаменитого рабочего, — подумал Алексей Фёдорович. — А сам бригадир, видимо, отлучился, показывает передовые приёмы».
У художника был большой блокнот, карандаши, но он решил дожидаться Василия Васильевича. А мальчишка продолжал что-то делать со стволом пулемёта, и лицо у него было очень серьёзным.
— Мальчик, давай хоть с тобой познакомимся, пока твой учитель где-то ходит, — не выдержал наконец художник. — Скажи хоть, как тебя зовут и что ты тут делаешь?
— Василий Васильевич меня зовут. Выверяю прицельную линию у пулемёта, — проговорил мальчишка, не отрываясь от работы.
И художник наконец понял, что он уже почти полчаса наблюдает за работой знаменитого рабочего. Василий Васильевич продолжал делать свою работу, а художник делал свою: рисовал его портрет.
Этот портрет четырнадцатилетнего бригадира Василия Васильевича напечатали на плакате, а плакат расклеили во многих городах страны. «Всё для фронта» — назывался он. А внизу было написано: «Василий Васильевич». И стал Василий Васильевич Иванов теперь уже знаменитым на всю страну. Поэт с композитором сочинили про него песню, ему приходили отовсюду письма. А было ему по-прежнему 14 лет. И когда на улице потеплело, он приезжал на работу на самокате. Ставил его у проходной. И все знали, что это самокат бригадира Василия Васильевича. А когда кончится смена, он на нём поедет назад в общежитие.
С тех пор прошло много лет. И однажды совсем уже старый художник, лауреат многих премий Алексей Фёдорович Пахомов снова решил нарисовать портрет лучшего рабочего для выставки «Наш современник». И пришёл на тот же самый завод.
— Лучший рабочий?! — сказали ему. —- Есть у нас такой. Идите в тот конец цеха, там его и увидите. Знаменитый человек.
Пошёл Алексей Фёдорович по тому же самому цеху. Только выглядел цех совсем не так, как в блокаду: кругом стояли современные станки, и не пулемёты там ремонтировались, а делали полиграфические машины, на которых печатают детские книги. Пришёл он на место, которое ему указали, и увидел на том же самом месте того же самого Василия Васильевича! Только он с тех пор стал намного выше, поэтому стоял у станка не на двух ящиках, да и виски стали у него седыми. Но это был тот же самый Василий Васильевич! И художник снова нарисовал его портрет. Для выставки. Такой была последняя в жизни работа академика живописи, главного художника детского журнала «Костёр» Пахомова Алексея Фёдоровича.
Похожие статьи:
Горпина Павловна. Автор: Сергей Алексеев
Рассказы о Великой Отечественной войне для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!