Развивающие игры в домашних условиях для детей 5-7 лет
Игры развивающие и развлекательные для детей 5-7 лет
Развивающие игры очень важны в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Увлекательная игровая форма способствует тому, что ребенок с интересом выполняет различные задания. Игры формируют у ребенка гибкость мышления. Ребенок учится сравнивать предметы и действия, обобщать, анализировать, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Развивающие игры объединяют разные виды деятельности, благодаря чему у ребенка развивается логическое мышление и мелкая моторика, а также проявляется фантазия и живое воображение. Но не стоит забывать, что игра — это прежде всего развлечение для ребенка. Игры должны быть веселыми и нравиться малышу.
Веселый повар
Эта игра дает ребенку возможность понять, какие блюда и закуски могут быть на столе. Малыш учится комбинировать блюда (пусть и не на самом деле), понимать, какой выбор продуктов и блюд можно считать правильным.
Подготовьте несколько бумажных квадратиков и цветные карандаши, краски или фломастеры. Объясните ребенку суть игры: он становится поваром, ему нужно приготовить праздничный обед, ужин или завтрак. Для этого он должен нарисовать блюда на бумажных квадратиках. Рисовать можно как готовые блюда, так и отдельные продукты. Когда рисунки будут готовы, ребенок должен расположить «блюда» на столе так, как это бывает на самом деле. Для игры можно использовать игрушечную посуду, но можно взять и настоящую, из небьющихся материалов.
Сначала предложите ребенку устроить обычный семейный обед. «За столом» могут собраться любимые куклы, мишка и другие игрушки. Потом можно устроить праздничный обед, обед на даче, завтрак, ужин и т. д.
Когда все будет готово, обязательно уделите время ребенку, чтобы оценить результаты его трудов. Пусть малыш сам расскажет о том, какие блюда он счел нужным использовать для завтрака, обеда, ужина или праздничного застолья.
Побеседуйте вместе с ребенком о том, можно ли назвать его выбор продуктов и блюд правильным. Может быть, на столе слишком много сладкого, но нет других вкусных и полезных блюд? Пусть ребенок объяснит, почему принял то или иное решение.
Игру можно видоизменить. Предложите ребенку стать директором ресторана или кафе. Пусть он придумает меню, включит в него те или иные блюда. «Посетителями» кафе могут быть куклы, мягкие игрушки или кто-то из взрослых. Сначала пусть ребенок «потренируется» на игрушечных посетителях. А потом в «ресторан» придете вы, чтобы оценить, как ребенок справляется с заданием.
Также можно предложить ребенку приготовить настоящий обед! Разумеется, малышу не надо варить, жарить, печь. Предоставьте ему готовые продукты. А он пусть красиво оформит блюда. Для того чтобы ребенок не порезался, вам следует самостоятельно нарезать различные продукты. Ребенку нужно их красиво и правильно скомпоновать. Покажите ребенку, каким образом можно красиво оформлять блюда и закуски, а потом он сам сможет проявить свою фантазию.
Чудо-письмо
Данная игра дает ребенку возможность сгруппировать ту или иную информацию, определив в ней самое важное, то есть смысловое ядро. Уметь выделить главную информацию очень важно, в данном случае игра становится тренировкой для логического мышления ребенка.
Предложите ребенку написать письмо кому-нибудь из друзей или родных. В письме ребенок может рассказать о том, как он провел выходные, как он был в кино, парке, гостях и т. д. Можно также вспомнить об интересном фильме, мультфильме и т. д. Но писать письмо нужно с помощью рисунков, их количество зависит от фантазии самого ребенка.
Скажите малышу, что его письмо должно быть понятным для других и интересным. Таким образом развивается логика, малыш научится выбирать самое главное и последовательно располагать события в письме. Предложите ребенку пофантазировать, как можно сделать такое письмо. Оно должно напоминать комиксы.
Если ребенку тяжело понять смысл игры, покажите ему, как написать письмо-рисунок. Порисуйте сами. Например, на первом рисунке изобразите ребенка с родителями, идущих куда-то. Потом нарисуйте дом бабушки.
Значит, семья идет в гости к бабушке. Третий рисунок — все сидят за столом и едят пирожные. Продемонстрировав таким образом, как с помощью рисунков можно сделать вполне информативное письмо, дайте ребенку задание рассказать о каком-то интересном событии. Пока ребенок будет делать одно или несколько писем, у вас будет возможность заниматься своими делами. Потом вместе с ним внимательно рассмотрите рисунки, попытайтесь угадать, какой смысл вложил в них ребенок. Не забудьте похвалить юного художника.
Карта сокровищ
Поиск клада — дело всегда увлекательное. Однако игра дает ребенку возможность не только развлечься, но и учит ориентироваться на местности. Пусть даже «местность» — это всего лишь квартира. Уметь ориентироваться по определенным знакам на карте ребенок научится далеко не сразу. Однако это занятие обязательно придется ему по душе.
Сначала вам нужно нарисовать достаточно подробную карту, где указан маршрут поиска клада. В качестве «клада» может выступать какое-то лакомство или небольшая игрушка. Спрячьте предмет где-то в укромном месте. А на карте изобразите, как нужно идти, чтобы найти клад. Постарайтесь сделать маршрут поиска как можно более долгим, чтобы ребенок достаточно долгое время был занят, но и простым, чтобы малыш сумел самостоятельно найти свой клад. Предупредите ребенка, что поисками он должен заниматься самостоятельно. Нельзя обращаться к вам с дополнительными вопросами.
Как сделать карту понятной для малыша? Если ребенок умеет читать, карта может быть достаточно сложной. Пример: встань у большого белого предмета, сделай три шага направо, повернись налево. Иди вперед. Сделай семь шагов. Ты увидишь зеленый цвет. Двигайся вправо, Держи руки перед собой. Когда наткнешься на что-то мягкое, поверни налево. Ищи что-то круглое белое.
Такой запутанный комментарий на самом деле означает следующее: ребенок должен встать у холодильника (большой белый предмет). Потом сделать три шага направо, повернуться налево. Когда малыш сделает семь шагов, увидит зеленый диван. Пусть двигается вправо. Руками он наткнется на мягкое кресло. Тут нужно повернуть налево. «Круглое белое» — это сверток, в котором будет находиться игрушка или лакомство.
Если ребенок не умеет читать, на карте можно нарисовать мебель и другие предметы, которые есть в доме. Стрелками указывайте ребенку, куда ему нужно двигаться. Если вы находитесь на даче, можно составить карту для дачного участка.
Магазин
Эта игра, несмотря на свою простоту, очень нравится малышам и весьма полезна. Магазин — это часть реальной жизни ребенка. Рано или поздно дети должны научиться ориентироваться в мире товаров, понимать, для чего нужны ценники и что означают цены на них. Игра является своего рода тренировкой для дальнейших «путешествий» ребенка в настоящие магазины.
Предложите ребенку поиграть в магазин. Он будет «продавцом», а «покупателями» станут куклы, мягкие игрушки. Пусть ребенок подготовит различные «товары» — то, что он собирается продавать. На каждый товар нужно наклеить ценник либо устно назначить цену. Если ребенок знает цифры и счет, напишите цены цифрами. Пусть ребенок подготовит «деньги» — кусочки бумаги с разным «номиналом». Если малыш еще не умеет считать, подготовьте вместе с ним ценники и «деньги». Ими могут быть, например, прямоугольники из бумаги с нарисованными на них кружками. Например, сделайте несколько прямоугольников с одним красным кружком, с двумя и тремя. Можете пофантазировать и придумать название вашим деньгам (маники, солнышки, просто денежки). Например, яблоко стоит 1 маник, ведерко — 4 (1 маник и 3 маника).
Сначала пусть ребенок играет самостоятельно. Потом предложите ему рассказать о том, что продается в его магазине и кто что покупает. Ребенок должен подробно рассказать о своих «покупателях». Например, мишка покупает мед, конфеты, орехи, потому что он очень любит сладкое. Кукла купила молоко, чтобы сварить кашу кошке. Другая кукла купила хлеб, чтобы сделать к ужину бутерброды. В «магазине» могут также продаваться канцелярские принадлежности, украшения и многое другое.
Играем в школу
Игра в школу — одна из самых любимых детьми. В школу можно играть как с друзьями, так и одному. Воссоздавая в игровой форме различные ситуации, дети учатся правильному поведению, лучше понимают мотивы и действия других людей.
Предложите ребенку поиграть в школу. Он сам будет «учителем». В роли «учеников» выступят куклы, мягкие игрушки. Эта игра будет более интересной для тех детей, которые уже умеют читать и писать. Предварительно ребенок может подготовить для каждого «ученика» в своей «школе» тетради, где можно будет писать и рисовать. Ребенок должен объяснять новую тему, давать «ученикам» задания. Каждому «ученику» ребенок должен ставить оценки.
Время от времени включайтесь в игру, наблюдайте за игровым процессом. Пусть ребенок расскажет вам, какие новые темы проходят в «школе», какие задания выполняют «ученики», какие оценки они «получают». Эта игра дает возможность не только развлечь ребенка, но развивает его фантазию, память.
Сказочный домик
Предложите ребенку построить домик из подручных средств: подушек, простыней и пр. Малыш должен сделать дом уютным и удобным. В доме могут жить как он сам, так и разные игрушки. Например, домик можно сделать из простыни, прикрепить ее так, чтобы получился шалаш. Внутри ребенок может поставить детский стул, стол, пуфик или что-то другое. Для всех жителей домика нужно найти место. «Строительство» дома ребенок проводит самостоятельно. Потом пусть он продемонстрирует вам результаты своих трудов. А вы оцените, насколько удобным и интересным получился «дом».
В подобном убежище ребенок чувствует себя защищенным. Он учится обустраивать свой уголок, пытается навести там уют, сделать место комфортным и удобным именно для себя. В таком уютном уголке ребенку приятно будет провести некоторое время в одиночестве, поиграть с любимыми игрушками, о чем-то подумать.
Готовимся к празднику
Любой праздник — это очень ответственное и важное мероприятие. Дети прекрасно понимают: для того чтобы праздник был по-настоящему веселым и интересным, нужно к нему как следует подготовиться. Предложите ребенку самостоятельно придумать сценарий проведения ближайшего праздника. Это может быть Новый год, день рождения самого ребенка или кого-то из близких, 8 Марта и т. д. Если в ближайшее время нет никаких праздников, пусть ребенок придумает, как лучше встретить гостей. Скажите ребенку, что он должен учитывать любые мелочи, даже украшение дома и наряды всех присутствующих. Очень важное значение имеют игры и развлечения, в которые можно играть на празднике. Игры должны быть интересны как для самого ребенка, так и для всех присутствующих. Если ребенок умеет писать, он может записать на бумаге основный план предстоящего праздника. Если малыш не умеет писать, он может сначала как следует все обдумать, а потом рассказать вам.
Составление сценария праздника дает возможность детям почувствовать свою значимость и важность. Ребенок понимает, что ему поручено очень важное дело и старается сделать все, чтобы не ударить в грязь лицом.
Для новогоднего праздника можно сделать различные маски.
Предложите ребенку самостоятельно подготовить открытки к Новому году. Потом эти открытки он сможет подарить друзьям и родственникам, лично подписав их.
В дошкольном и младшем школьном возрасте рисование и раскрашивание готовых рисунков — это не только увлекательно и интересно для ребенка, но и очень полезно для развития мелкой моторики. Ученые установили, что развитие речи напрямую связано с тем, насколько малыш умело работает пальчиками. Рисунки и их раскрашивание способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Ура, подарки!
Все дети любят получать подарки. Предложите малышу увлекательную игру — подготовить разные подарки, которые могут быть предназначены как друзьям и близким, так и игрушкам, сказочным героям. Подарок должен быть таким, чтобы понравился тому, кому он адресован. Подарок ребенок может нарисовать, сделать из бумаги и подручных средств. Потом подарок можно красиво упаковать и дарить тому, кому он был предназначен.
Например, плюшевому мишке можно подарить бочонок с медом, ведь все медведи очень любят мед. Кукле можно подарить красивые украшения, собачке — вкусную косточку и т. д. Сначала пусть ребенок подберет подарки, а потом расскажет вам о них и объяснит, почему он сделал тот или иной выбор. Обсудите с ребенком различные подарки. Данная игра дает ребенку возможность задуматься о том, какие вкусы и желания есть у других людей и как порадовать их.
Где живет рыбокот?
Предложите ребенку сделать необычный зоопарк. В зоопарке должны жить необычные животные. Ребенку нужно придумать и нарисовать разных фантастических зверей. Пусть он решит, где живут эти звери, чем питаются, как ведут себя, как называются. Потом, когда все рисунки будут готовы, ребенок расскажет вам об обитателях своего зоопарка. Пример: рыбокот — это кот, у которого есть два хвоста. Один хвост — обычный, такой, как и у всех котов, второй хвост — рыбий. У рыбокота есть лапы и плавники. Лапами он пользуется, когда бегает по земле, плавниками — когда плавает в реке или в море. Рыбокот питается рыбой и мышами. Он живет на острове в середине моря.
Игра развивает фантазию, позволяет проявить свое воображение, по-настоящему удивив окружающих.
Кто самый нарядный?
Предложите ребенку придумать оригинальную и красивую одежду. Он может нарисовать людей в различных нарядах, а потом раскрасить эти картинки по своему усмотрению.
Пусть ребенок подумает, какая одежда лучше подходит для театра, для похода в лес, для праздника, для школы, для детского сада, для прогулки и т. д. С заданием ребенок должен справиться самостоятельно, а потом обязательно попросите его рассказать, почему он пришел к такому выводу.
Лабиринт
Возьмите большой лист бумаги, начертите большой лабиринт. В лабиринте должно быть много различных направлений, которые ведут в тупик. И только один путь — истинный, он ведет к большому красивому замку (к озеру, к дому и т. д.). Ребенок должен самостоятельно найти дорогу. Пусть он рисует в лабиринте стрелочки карандашом, чтобы, если путь оказался неправильным, их можно было бы легко стереть. Игра способствует развитию пространственного и логического мышления.
Поиграй в алфавит
Если ребенок знает алфавит, предложите ему взять листочки бумаги, написать на них разные буквы и наклеить на предметы в доме, которые начинаются на нужную букву. (Лучше приобрести самоклеющиеся блоки для заметок.) Это простое занятие потребует от ребенка достаточно много времени, так как в доме много различных предметов.
Если ребенок изучает иностранный язык, игру можно видоизменить. Пусть ребенок к различным предметам прикрепляет таблички с буквами иностранного алфавита. Эта игра учит ребенка быстро ориентироваться в окружающей обстановке, тренирует наблюдательность, память, способствует интеллектуальному развитию.
Треугольники, квадраты, круги
Эта игра позволит ребенку проявить свою фантазию и воображение, также она тренирует пространственное мышление ребенка.
Подготовьте несколько листов бумаги, нарисуйте несколько треугольников в разных местах. Раскрасьте треугольники в яркие цвета. Предложите ребенку следующую игру-задание: нарисовать все что угодно, но использовать в рисунке исходные треугольники.
Ребенку придется приложить фантазию, чтобы найти применение всем треугольникам. Задание можно видоизменить: вместо треугольников нарисуйте на бумаге квадраты, круги, зигзаги, прямоугольники и другие фигуры. Знание основных геометрических фигур очень важно для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Игра способствует тому, что геометрические фигуры перестают быть для ребенка абстрактными. Они становятся понятными, конкретными, приобретают узнаваемые черты.
Игру можно видоизменить. Вы можете давать ребенку конкретное задание. Например, из различных геометрических фигур сделать вполне конкретные изображения.
Пусть он нарисует собачку, кошку, паровоз, цветок, домик, машину, тигренка, и т. д. Геометрические фигуры могут быть разного цвета. При составлении рисунка ребенку нужно подобрать не только фигуры, но и цвет, чтобы готовое изображение выглядело красиво. Если Ребенку не хватает нескольких геометрических фигур, он может добавить свои.
Кстати, фигуры можно заранее вырезать из цветного картона. А задача ребенка в этом случае сводится к составлению аппликаций из фигурок.
Возможно, в первый раз задача покажется малышу непростой. Но мало-помалу он научится превращать треугольники, квадраты, круги в интересные и красивые рисунки.
Цвета и буквы
Игра развивает фантазию, тренирует наблюдательность, способствует развитию памяти.
Предложите ребенку несколько картинок. Это могут быть иллюстрации из детских книг, репродукции картин художников. Лучше выбирать простые рисунки, которые понятны ребенку. Можно использовать яркие фотографии. Ребенок должен на предложенных ему рисунках или фотографиях найти:
- несколько предметов синего, зеленого, красного цветов. Если ребенок умеет писать, он может написать название этих предметов. Если ребенок писать не умеет, пусть он нарисует их;
- несколько предметов, название которых начинается на определенную букву. Если ребенок умеет писать, он может записать названия этих предметов или нарисовать найденные им на рисунке предметы.
Нарисуй сказку
Эта игра поможет ребенку лучше запомнить ту или иную сказку. Можно использовать не только сказки, но и любые рассказы, которые будут интересны для ребенка. Сначала прочитайте ребенку рассказ или сказку, потом предложите нарисовать несколько картинок, по которым можно будет эту сказку вспомнить и рассказать. То есть нужно сделать несколько картинок, которые передают основные эпизоды сказки или рассказа. Вполне возможно, что сначала ребенку будет тяжело справиться с заданием. Поэтому несколько сказок или рассказов лучше нарисовать вместе с ребенком. Со временем малыш научится запоминать основные эпизоды и передавать их в рисунке. Тогда ребенка можно будет занять на весьма длительное время, дав ему задание нарисовать сказку, рассказ, фильм или мультфильм.
После того как ребенок сделает рисунки, попросите его пересказать содержание произведение, ориентируясь на картинки. Игра полезна еще и потому, что ребенок научится держать в памяти событийную канву произведения. В дальнейшем это ему пригодится, когда нужно будет запоминать содержание прочитанного в школе.
Раньше, сейчас, позже
Эта игра поможет ребенку разобраться, в какой последовательности развиваются события в жизни. Для игры подготовьте несколько рисунков. На каждую тему должно приходиться несколько рисунков. На разных картинках должны быть изображены события в определенной последовательности. Например, на одной картинке нарисована девочка, спящая в кровати. На следующей картинке эта же девочка сидит за столом. На третьей — девочка идет по улице с мамой, затем она играет в детском саду и т. д. Объясните ребенку, что он должен положить разные картинки по порядку так, чтобы по ним можно было рассказать какую-то историю. Раскладывать картинки по смыслу ребенок должен самостоятельно. Потом предложите ребенку рассказать о событиях, которые изображены на рисунках.
Сказочное царство
На большом листе бумаги сделайте несколько схематичных незаконченных изображений деревьев, домов, машин, дворцов, людей и т. д. Потом скажите ребенку: «На этой картине я хотел нарисовать сказочное царство. Я начал рисовать. Но потом понял, что совсем не знаю, как это царство выглядит. Тебе придется самому доделать рисунок. Дорисуй картину так, как хочешь». Ребенок
Аналогичным образом можно давать задания создать рисунок на другие темы. Вы делаете схематичные незаконченные изображения, а ребенок доводит картинку до логического завершения. Эта игра развивает воображение, позволяет ребенку проявить свою фантазию.
Парные картинки
Это игра на развитие логического мышления. Заранее подготовьте несколько картинок одинакового размера. Объясните ребенку, что он должен сложить картинки по две. Складывать нужно те картинки, которые как-то связаны между собой. Например, вместе можно положить рисунок, на котором изображена кровать, с картинкой, на которой нарисован стол. Кровать и стол — это мебель. Эти предметы связаны между собой по смыслу. Также по смыслу связаны чайник и чашка (посуда), дерево и цветок (растения), кошка и тигр (животные) и т. д. Таким образом ребенок должен разобрать все картинки на пары. После того, как он самостоятельно справился с заданием, попросите его объяснить, как связаны между собой различные предметы. Логические связи между предметами бывают различными. Ребенок может по-разному группировать картинки. Главное, чтобы он сумел объяснить причины своего выбора. Например, малыш соединил картинки с мальчиком и мороженым. Ведь мальчик любит есть мороженое.
Игру можно видоизменить. Предложите ребенку несколько сюжетных картинок. Он должен сложить их попарно, объяснив, как они могут быть связаны между собой. Это задание труднее первого, но и интереснее. Ребенок должен объяснить, как он считает, почему те или иные рисунки могут быть связаны друг с другом. Пример: ребенок соединяет рисунок, на котором изображена девочка на санках, и рисунок с котенком, который играет с клубком. Ребенок объясняет свой выбор так. У девочки есть котенок. Девочка оставила котенка дома одного, дала ему клубок, чтобы ему не было скучно. Девочка сейчас гуляет на улице, а котенок один дома. Котенку скучно, он играет с клубком. Девочка катается на санках и думает о том, что сейчас пойдет домой, накормит котенка и будет играть с ним. Девочка скучает по своему котенку.
Таким образом ребенок может найти логическую связь между самыми разными сюжетами. Для этого ему придется проявить свою фантазию, а также поразмышлять о том, какие ситуации случаются в жизни.
Самоделкины
Все дети с большим интересом относятся к разной технике. Предложите малышу придумать новое техническое изобретение. Главная задача — устройство, которое придумает ребенок, обязательно должно быть полезным. Например, это может быть робот, который сам готовит обед, пылесосит, выносит мусор. Ребенок должен нарисовать придуманное техническое устройство и объяснить, как оно действует. Игра позволяет ребенку проявить свою фантазию, гибкость мышления.
Творчество неразрывно связано с логическим мышлением. В этой игре ребенок не просто «изобретает» что-то новое, но и пытается объяснить, как его изобретение будет полезно в реальной жизни.
Найди отличия
Эта игра способствуют развитию зрительного восприятия ребенка. Заранее подготовьте парные картинки, которые немного отличаются друг от друга. Можно также использовать фотографии, в которых есть некоторые отличия. Оставьте ребенка одного и предложите ему найти все отличия на картинках или фотографиях.
Нарисуй букву
Заранее на карточках напишите разные буквы. Предложите ребенку нарисовать то, на что, по его мнению, похожа та или иная буква. Например, буква «А» напоминает домик. Пусть ребенок нарисует эту букву и на картинке превратит ее в домик. Буква «Б» похожа на стул и пр. С заданием ребенок должен справиться самостоятельно. Потом уделите малышу время, рассмотрите его рисунки. Пусть ребенок объяснит вам, что именно он изобразил и почему, на его взгляд, та или иная буква похожа этот предмет. Разные буквы ребенок может нарисовать в разных вариантах. Такая игра поможет ему лучше запомнить буквы, а также способствует развитию фантазии и тренирует воображение.
Как надо себя вести
Предложите ребенку подумать о том, как надо правильно себя вести в разных ситуациях. Ребенок должен сам придумать сценарий поведения. Потом ребенок расскажет о том или ином сценарии вам, и вместе вы оцените его выводы. Ребенку предлагаются несколько ситуаций:
- он приходит в гости к незнакомым людям;
- он приходит вместе с мамой и папой в театр;
- к нему в гости приходят его друзья;
- к нему в гости вместе с родителями приходят незнакомые ему дети.
Список возможных ситуаций можно продолжить. Сначала ребенок думает над тем, как он может вести себя в различных ситуациях. Ребенок может нарисовать рисунки, которые помогут ему лучше сориентироваться в ситуации. Если ребенок умеет писать, он может сделать соответствующие пометки.
Потом ребенок должен рассказать о своих действиях. Ваша задача — оценить рассказ, поправить, если он забыл о чем-то или сделал неправильно. Например, в первой ситуации ребенок должен рассказать о том, что нужно заранее подготовиться, надеть нарядную одежду. В гостях следует обязательно поздороваться. Не нужно шуметь, громко кричать, прыгать. Если все гости сели за стол, нужно есть аккуратно. Нельзя есть руками, нельзя вытирать руки о скатерть или о свою одежду. Если в гостях есть дети его возраста, можно с ними играть в другой комнате, но мешать взрослым нельзя. Ребенку можно задавать наводящие вопросы, если это нужно по ситуации.
Эту игру следует проводить регулярно, чтобы в сознании малыша откладывались правила хорошего тона. Первоначально ему трудно будет сориентироваться в разных ситуациях, поэтому вам следует помочь ребенку, подсказать ему нужный ответ. Постепенно ребенок начнет вовремя находить нужные ответы. Игра не должна быть скучной. Если вы заняты, можно попросить ребенка провести «занятия» с куклами, мишкой и другими игрушками. Постоянно подчеркивайте, что каждый человек должен уметь правильно себя вести.
Вот несколько наводящих вопросов, которые вы можете использовать при данной игре. Если ребенок умеет читать, вопросы можно написать на бумаге. Каждый вопрос лучше расположить на отдельной карточке, а на отдельных карточках написать ответы. Во время игры ребенок должен разложить карточки по парам вопрос-ответ. Потом вам необходимо проверить, правильно ли ребенок сгруппировал карточки.
Можно использовать не только те вопросы, которые касаются непосредственно хороших манер. Вы можете с помощью этой простой игры разучить с ребенком любые правила, касающиеся его безопасности.
Мы предлагаем несколько примерных вопросов и ответов, которые вы можете предложить ребенку. Список вопросов и ответов вы можете продолжить по своему усмотрению, включая те вопросы, которые непосредственно имеют отношения к вам и вашему ребенку.
Можно ли садиться за праздничный стол до тех пор, пока хозяева не предложили это сделать? (Садиться за стол до тех пор, пока хозяин или хозяйка дома не пригласили, не следует.)
Можно ли откусывать от целого куска хлеба? (Кусать от целого куска хлеба некрасиво; нужно отламывать от куска хлеба небольшие кусочки.)
Можно ли есть с ножа? (С ножа есть нельзя.)
Можно ли есть очень быстро? (Очень быстро есть нельзя.)
Можно ли разговаривать, если у тебя полон рот? (Разговаривать с полным ртом не надо.)
Предположим, тебе не понравилось какое-то блюдо. Можно ли говорить хозяйке, что это блюдо невкусное? (Если тебе не понравилось какое-то блюдо, говорить хозяйке об этом нельзя.)
Можно ли за столом играть с вилкой, ложкой или салфеткой? (За столом нельзя играть с ложкой, вилкой или салфеткой.)
Можно ли в гостях без разрешения брать вещи хозяев? (В гостях нельзя брать вещи хозяев без разрешения.)
Можно ли открывать дверь незнакомым людям, если ты находишься дома один? (Если ты дома один, то нельзя открывать дверь незнакомым людям.)
Можно ли идти вместе с незнакомым человеком куда-либо? (Никогда нельзя идти вместе с незнакомым человеком куда-либо.)
Можно ли высовываться из окна, если ты увидел во дворе что-нибудь интересное? (Высовываться из окна нельзя, это очень опасно.)
По мотивам любимых сказок
Дети очень любят задавать взрослым разные вопросы, подчас самые неожиданные. Игра дает возможность ребенку не только придумать несколько интересных вопросов, но и попытаться самостоятельно на них ответить. Игра развивает воображение, тренирует наблюдательность, учит ребенка анализировать ситуацию, делать из нее определенные выводы.
Предложите ребенку придумать несколько вопросов по какой-то сказке, которую он хорошо знает. Вопросы могут быть самые разные. Для того чтобы ребенок лучше понял, что от него требуется, разберите с ним несколько сказок, совместно придумайте вопросы и ответьте на них. Когда ребенок научится придумывать вопросы и отвечать на них, он будет заниматься этим самостоятельно. Некоторое время малыш будет занят важным делом — пытаться придумать как можно больше важных вопросов и дать на них ответы. В это время взрослые смогут заняться своими делами. Потом нужно будет обязательно уделить ребенку время, чтобы он смог показать плоды своих усилий.
В качестве примера выберем сказку «Красная шапочка». Попробуем вместе с ребенком придумать к этой сказке как можно больше вопросов.
Где жила Красная шапочка? Почему девочка отправилась к бабушке одна? Правильно ли поступила Красная шапочка, что пошла одна? Что она взяла с собой? Девочка отправилась в путь утром, днем или вечером? Было ли Красной шапочке страшно в пути? Где жила бабушка? Что делала бабушка, когда ждала внучку? Эта история случилась летом, зимой, осенью или весной? Почему девочка не позвонила бабушке по телефону? Где жил волк? Красная шапочка была смелой девочкой?
Это примерные вопросы, которые можно придумать к сказке про Красную шапочку. Когда вопросы составлены, предложите ребенку ответить на эти вопросы. Ответы на некоторые вопросы ребенок не сможет найти в самой сказке. Значит, ему нужно подумать над этим, предложить свой вариант трактовки событий. Вот примерные ответы на вопросы к сказке про Красную шапочку.
Красная шапочка жила в городе. Она пошла к бабушке одна, потому что ее мама и папа были заняты на работе. Красная шапочка поступила неправильно, что пошла одна, ей надо было попросить кого-то из взрослых проводить ее. Девочка взяла с собой угощение для бабушки. Красная шапочка отправилась в путь утром. В пути ей не было страшно. Бабушка жила за лесом, в маленьком домике. Бабушка болела, поэтому ничего не делала, когда ждала внучку. Эта история случилась летом, было тепло. Девочка не могла позвонить бабушке по телефону, потому что в те времена телефонов еще не было. Волк жил в лесу. Красная шапочка была смелой девочкой. Она не испугалась волка.
Такие вопросы и ответы можно придумывать не только к сказкам, но и к любым рассказам, фильмам, мультфильмам. Придумывая вопросы и отвечая на них, ребенок лучше запомнит события, о которых говорится в произведении.
Игры в компании
Когда ребенок оказался не один, а в компании одного или нескольких друзей, перед взрослыми также встает вопрос: чем их занять, чтобы детям не было скучно? Особенно важно найти подходящее занятие, если дети находятся в квартире, где нет возможности бегать, прыгать, играть в подвижные игры. К счастью, существует множество развлекательных игр, которые можно проводить в любой обстановке. Эти игры достаточно просты, но интересны и увлекательны. Они придутся по вкусу детям разного возраста.
Кто самый внимательный?
В эту игру могут играть двое и более детей. Игра покажет, кто самый внимательный и у кого хорошая память. Предположим, в игре участвуют двое. В этом случае игра проходит следующим образом. Один из участников должен выйти из комнаты. Второй в это время на столе раскладывает несколько небольших предметов, например, расческу, сотовый телефон, зеркало, ручку, карандаш, пенал, мячик, кружку, конфету, кошелек, машинку и т. д. После этого он приглашает первого участника. Первый участник должен внимательно посмотреть на предметы, запомнить, что лежит на столе. Потом первый участник выходит из комнаты. Второй участник должен убрать несколько предметов или добавить другие. После этого первый участник должен сказать, какие предметы исчезли. Потом игроки меняются местами. После нескольких игровых туров можно определить победителя. Это будет тот, кто всегда правильно говорил, что изменилось.
Если в игре участвуют трое и более человек, необходимо выбрать водящего. Именно он будет раскладывать предметы. Остальные игроки сначала должны будут внимательно рассмотреть предметы. Потом они выходят из комнаты. Водящий убирает несколько предметов. Игроки по очереди заходят, смотрят на стол и говорят, какие предметы исчезли. Победителем в игре становится тот, кто назвал все без исключения предметы, которые исчезли. После нескольких игровых туров можно будет определить победителя. Это будет тот, кто ни разу не допустил ошибки или ошибся меньше всех.
Игру можно изменить: одновременно и убирать предметы, и докладывать новые.
Игра тренирует зрительную память, очень полезна в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Отгадай, что это
В этой игре участвуют трое и более игроков. Сначала выбирается водящий. Он должен с помощью жестов и телодвижений изобразить какой-то предмет. Разговаривать нельзя. Остальные игроки должны угадать, что это. Изображать можно что угодно — телевизор, чайник, машину, животных и пр.
Победителем становится тот игрок, который угадал, что или кого изображал водящий. Если же никто из игроков не может угадать, значит, водящему нужно выбрать другой предмет. Если несколько раз водящий изображает предметы, но никто не может угадать, что же он имеет в виду, значит, водящего придется заменить. Вполне возможно, он не слишком хорошо умеет изображать те или иные предметы. Возможно, другой игрок справится с этим лучше.
Игру можно видоизменить. Водящий может изображать не предмет, а человека, который чем-то занимается. Например, врача, лечащего зубы, учителя, объясняющего урок, водителя, ведущего машину и т. д. Для этого можно будет использовать какие-то предметы, которые помогут передать суть действия. Но слов произносить нельзя. Игра способна развлечь детей, а также дает им возможность проявить свою фантазию и непосредственность, изображая различные действия и предметы.
Зашифрованное послание
Подобная игра, но для одного игрока описана выше. Эта же игра для двух и более участников. Суть ее заключается в том, чтобы каждый участник написал другим игрокам письмо. Но письмо не простое, а зашифрованное. Письмо должно быть написано не буквами, а рисунками. С помощью этих рисунков нужно передать какую-то информацию. Остальные игроки должны угадать, что же хотел сказать их товарищ.
Если разгадать не получается, тот, кто написал такое сложное письмо, должен немного подсказать. Игра продолжается. Каждый игрок должен написать несколько писем, а также расшифровать письма товарищей. Тот, кто сумел расшифровать больше писем, объявляется победителем.
Игра учит детей быть сообразительными, а также развивает воображение.
Что ты умеешь делать?
Каждый человек умеет делать много дел. Участники игры должны это продемонстрировать. Но трудность заключается в том, что надо одновременно сделать два или больше дела. Например, можно прыгать на одной ноге и петь песню или рисовать и одновременно петь песню. Если в игре участвуют двое игроков, сначала один игрок становится зрителем. Второй в это время должен показывать, как он одновременно делает два, три или больше дел. Например, он может смотреть телевизор, петь и рисовать одновременно; прыгать на одной ноге, петь и причесываться; подметать, петь и при этом танцевать и т. д. Потом игроки меняются местами. В этой игре нет победителей и побежденных. Всем должно быть весело и интересно. В процессе игры можно сделать несколько полезных дел: вытереть пыль в квартире; вымыть посуду, навести порядок на полке с книгами или игрушками, подмести или вымыть полы, погулять с собакой, убрать клетку с хомячками или птицами и т. д.
Если в игре участвуют трое или больше игроков, тогда выбирается водящий. Он и должен показывать, что умеет одновременно выполнять несколько дел. Остальные игроки будут зрителями. Они смотрят, что делает водящий. Потом игроки меняются местами. Каждый игрок должен показать свои умения.
Необычный магазин
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Предложите детям открыть свой волшебный магазин. В нем должны продаваться только волшебные предметы.
Если в игре участвуют двое, один игрок становится «покупателем», второй — «продавцом». «Продавец» подготавливает несколько предметов, которые будут продаваться в магазине. Он сам должен придумать, что необычного будет в этих предметах, ведь на вид они самые обыкновенные. Например, в магазине будут продаваться: ручка, книга, телефон, зеркало, конфеты, игрушечная машинка, кукла. «Покупатель» спрашивает «продавца», что особенного в этих предметах, а «продавец» должен рассказать о своем «товаре». Например, он может сказать, что ручка волшебная. Если этой ручкой писать на уроках, то будешь получать только пятерки. Книга тоже волшебная, потому что она умеет рассказывать по ночам сказки. «Покупатель» выбирает нужную ему вещь и расплачивается, например, стихотворением. Потом игроки меняются местами. «Покупатель» становится «продавцом», и наоборот. Если игроков двое, то победителей и побежденных нет. Всем должно быть весело и интересно.
Если игроков трое и больше, в начале игры выбирается водящий. Все остальные игроки должны быть «продавцами». У каждого есть свой волшебный магазин. Водящий будет ходить по этим магазинам и спрашивать про волшебные вещи. Потом водящий должен определить, у кого самые интересные вещи. Он и объявляется победителем. Затем водящим становится другой участник, а игра продолжается.
Игра способствует развитию воображения. Кроме того, для данной игры ребенок должен представлять, какими могут быть волшебные вещи. Если в данной игре ребенок не слишком хорошо справлялся с заданием, можно ему посоветовать прочитать хотя бы несколько сказок. Тогда ребенок узнает больше о волшебных предметах. Поэтому игра может помочь пробудить в детях интерес к чтению.
Сломанный телефон
Если детей трое и больше, то они могут поиграть в «Сломанный телефон». Чем больше участников, тем интереснее игра.
Правила игры: все игроки садятся в ряд. Первый участник игры придумывает какое-то слово. Он должен быстро прошептать это слово на ухо следующему участнику, а тот передает слово дальше и так до конца. Последний игрок должен вслух сказать услышанное слово. Очень часто бывает, что слово, озвученное последним игроком, не имеет ничего общего с тем словом, которое было сказано первым игроком.
Игру можно видоизменить. Первый игрок может говорить не одно слово, а целое предложение. Тогда то, что скажет последний игрок, будет еще более смешным и интересным.
Буратино или Карлсон?
В этой игре каждый участник должен изобразить своего любимого литературного героя, мультперсонажа и пр. Если играют двое, один участник изображает своего любимого героя, другой — угадать, кого же первый имеет в виду. Каждый из игроков должен изобразить несколько персонажей и угадать нескольких персонажей. Победителем в игре будет тот, кто угадает больше всего персонажей.
Если игроков несколько, тогда игра проводится следующим образом: каждый из игроков по очереди изображает своего любимого героя. Остальные участники должны внимательно смотреть и пытаться угадать, кто же это. Угадавший занимает место водящего. Победителем в игре становится тот, кто угадает больше всего персонажей. Эта игра способствует развитию актерского таланта малышей.
Найти рифму
Все участники игры должны взять карандаш и лист бумаги. В начале игры надо придумать какое-нибудь слово. Задача остальных участников — придумать любые слова, которые рифмуются с этим словом. Чем больше слов придумает участник игры, тем лучше.
Можно придумать не только одно слово, но и целое предложение. Например, задано слово «кошка». Участники игры могут написать такие слова, как «окрошка», «дорожка», «ножка», «морошка», «крошка», «ложка». Можно также написать предложения: «Бежала кошка по дорожке. А там росла морошка. Но кошке не нужна морошка». Когда слова и предложения будут написаны, участники игры могут попробовать сочинить стихотворение. Чем больше будет слов и предложений, тем более интересным и смешным будет стихотворение.
Игра развивает у детей внимание, языковое чутье.
Угадай песню
В эту игру должны играть несколько человек. В начале игры выбирается водящий. Он должен выйти из комнаты. Остальные игроки в это время выбирают какую-то песню, потом водящий возвращается в комнату. Он должен угадать, какую же песню загадали присутствующие. Остальные игроки должны ему подсказать. Для подсказки они могут жестами изобразить песню или же сказать одно или несколько слов, которые есть в этой песне. Победителем в игре становится тот, кто угадал больше всего песен.
Таинственные предметы
Для этой игры нужен мешочек из плотной ткани или обыкновенный пакет. В мешочек надо положить несколько разных предметов. Посоветуйте детям выбирать предметы сложной формы. Например, расческу, стаканчик, линейку, игрушечную машинку, плюшевого мишку и т. д. В начале игры выбирается водящий. Он и кладет в мешок разные предметы. Каждый игрок по очереди должен ощупывать мешочек с предметами, не вынимая их, и пытаться определить, что же находится внутри. Тот, кто отгадает больше всего предметов, становится победителем.
Фигуры из спичек
Игра заключается в том, что игроки должны из палочек или спичек выложить слова. Тот, кто сделает это быстрее, объявляется победителем. Выкладывать нужно очень аккуратно, это тоже учитывается.
Игру можно видоизменить. Из палочек или спичек выкладывать различные фигуры животных, домики, деревья, цветы и т. д. Тот, кто справился с заданием быстрее всех, будет победителем. Игра развивает мелкую моторику, способствует развитию аккуратности и усидчивости.
Кто больше?
Эта игра способствует развитию речи, а также позволяет детям проявить свою фантазию. Подобные игры со словами развивают языковое чутье, что положительно сказывается на обучении в школе.
Каждый участник игры должен взять лист бумаги и карандаш. В начале игры нужно придумать какое-то длинное слово. Потом все участники должны из букв этого длинного слова придумать как можно больше новых слов. Все новые слова надо написать на листке бумаги. Победителем в игре становится тот, кто придумает больше всего новых слов.
Игра в слова
В этой игре должны участвовать несколько игроков. В начале игры нужно выбрать водящего. Он называет какое-то слово. Остальные игроки должны называть любые слова, которые каким-то образом связаны со словом водящего. Победителем становится тот игрок, который назовет больше всего слов.
Например, водящий называет слово «магазин». Остальные игроки могут называть следующие слова: продавец, деньги, мороженое, книга, игрушки и т. д. Все эти слова имеют вполне явную логическую связь со словом «магазин».
Игра учит детей понимать логические связи в словах и понятиях. Кроме того, игра способствует развитию чувства языка, формирует гибкость мышления.
Придумай сообщение
В начале игры надо придумать какое-нибудь короткое слово. Потом все игроки должны взять в руки лист бумаги и карандаш. Задача участников игры — придумать какое-то сообщение. Слова в нем должны начинаться на те буквы, которые есть в слове, придуманном в самом начале. Первое слово в сообщении должно начинаться на первую букву этого слова, второе — на вторую букву и т. д. В этой игре нет победителей и побежденных. Всем будет весело и интересно, потому что в результате игры получатся очень необычные и смешные сообщения.
Например, в начале игры выбрано слово «дом». Можно придумать такое сообщение: «Думай обо мне!» Игра развивает у детей фантазию и абстрактное мышление, способствует формированию богатого словарного запаса.
Красный крокодил
Предложите детям составить рассказ, используя слова, начинающиеся на одну букву. Первый игрок напишет первое слово, а остальные по очереди дописывают историю, дописывая слова до и после главного слова. Например, нужно придумать историю на букву «К». Первый игрок пишет слово «крокодил», второй перед ним добавляет — «красный» и т. д. Пусть рассказ будет смешным. Например: «Красивый красный крокодил кроил косынку».
Перескажи стихи своими словами
В начале игры выбирается водящий. Он должен пересказать своими словами какое-нибудь стихотворение. Остальные игроки — отгадать, какое стихотворение придумал водящий.
Например, водящий говорит: «По мостику идет бычок. Мостик маленький и неудобный. Он постоянно качается. Бычок боится, что может упасть в речку».
Остальные игроки должны отгадать, что водящий задумал стихотворение: Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу, Ох, доска качается, Сейчас я упаду.
Игра тренирует память, учит искать логические связи, способствует развитию речи.
Сочинители
Для этой игры нужно взять лист бумаги. Первый участник пишет в начале листа бумаги любую фразу из двух строчек. Это может быть фраза из стихотворения или любое предложение, которое придет ему в голову. Участник игры заворачивает край бумаги так, чтобы была закрыта первая строчка. Вторая строчка видна. Лист бумаги надо передать следующему игроку. Он видит строчку и должен написать что-нибудь, что по смыслу подходит к этой строке. Его текст также должен быть написан на двух строчках. Он также заворачивает край бумаги, скрыв первую строку. Затем он передает лист бумаги дальше. Потом лист разворачивают. Получается очень смешной текст.
Эта игра не только забавна, но и очень полезна. Она учит детей в письменной форме выражать свои мысли, способствует развитию фантазии, формирует языковое чутье.
Скажи наоборот
В начале игры выбирается водящий. Остальные его внимательно слушают. Водящий называет какое-то слово, а участники игры должны быстро произнести это слово наоборот. Для того чтобы игрокам было легче произнести слово наоборот, они могут написать слово на листе бумаги. Например, водящий называет слово «арбуз». Кто-то из игроков быстро произносит: «зубра». Тот, кто быстро и правильно называет слова наоборот, будет победителем. Игру можно видоизменить. Водящий будет называть слова наоборот, а игроки называют это слово правильно. Например, водящий сказал слово «алечп». Игроки отвечают: «пчела». Игра способствуют развитию внимания, тренирует слух и языковое чутье.
Правильно-неправильно
В начале игры выбирается водящий. Он произносит разные слова. Некоторые слова он произносить правильно, а некоторые — нет, например пропускать буквы или неправильно ставить ударение в словах. Остальные участники игры должны внимательно слушать водящего. Если водящий ошибается, игроки должны поправить его. Победителем станет тот, кто быстрее находит ошибки в словах водящего. Игра способствует развитию внимания и наблюдательности, формирует языковое чутье.
Чепуха
В этой игре должно быть несколько участников. Каждый игрок по очереди начинает что-нибудь рассказывать. Прочие участники его внимательно слушают. Рассказчик старается обмануть других. Например, он может сказать, что Новый год празднуют летом. Другие участники игры должны заметить такие ошибки и сказать об этом. Каждый участник должен рассказать свою историю.
Потом подводятся итоги — в игре должно быть два победителя. Победителем среди слушателей будет тот, кто найдет больше всего неточностей в рассказах других участников. Победителем среди рассказчиков становится тот, кто расскажет самую интересную и необычную историю.
Игра способствует развитию внимания и наблюдательности. Дети учатся воспринимать чужую речь на слух и быстро анализировать услышанное.
Автор: Лaринa О. В.
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду
Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду
Музыкальные игры для детей от 2 до 4 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!