Развивающие игры для ребенка 4-5 лет в домашних условиях

Развивающие игры для детей от четырех до пяти лет дома

Шершавые буквы

Вырежьте буквы из шершавой (например, бархатной или наждачной) бумаги и наклейте их на картонные таблички, дайте ребенку возможность рассмотреть карточки. Затем обведите букву двумя пальцами (средним и указательным), как будто вы ее пишете, и предложите ребенку повторить это движение. Если он уже знает буквы, то он сможет их назвать. Если не знает, назовите букву сами.

• Упражнение-игра помогает выучить алфавит и подготовить руку к письму.

Послушаем специалистов

Если вы хотите сделать ребенку какое-то внушение, старайтесь говорить кратко. Можно заранее написать речь на листочке: напишите все, что хотите сказать, а потом вычеркните половину.

Письмо на крупе

Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он повторяет это же движение, только на подносе с крупой, Упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания. Пусть теперь малыш нарисует на крупе то, что ему хочется,

• Упражнение-игра помогает развить мелкую моторику, подготовить руку к письму.

Послушаем специалистов

Многие родители жалуются: «Я говорю, а ребенок меня не слышит». Так бывает, когда родители ведут себя непоследовательно, то есть не настаивают на выполнении своей просьбы или нечетко ее формулируют.

Картинка-слово

Для игры понадобятся карты с картинками, таблички со словами к ним, контрольные карты, на которых есть и картинка, и слово. Ребенок кладет перед собой конверт с картами, Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу проверить самого себя.

• Упражнение-игра помогает развить способность к интуитивному чтению.

Послушаем специалистов

Просьбы к ребенку должны быть прямые, косвенная просьба - это, скорее, предложение, которое можно выполнить или не выполнить. На просьбу: «Не мог бы ты ...» ребенок мысленно отвечает: «Да, не могу» - и не выполняет.

Таблички и предметы

Для игры понадобятся таблички с тесемками, на которых написаны названия предметов, окружающих ребенка. Например: стол, шкаф, пол, кубик, кукла и т. д. Таблички лежат в конверте или в коробке. Ребенок берет их одну за другой, читает написанное слово и кладет каждую табличку на названный им предмет,

• Упражнение-игра помогает научиться сопоставлять слово и предмет, который обозначается этим словом.

Послушаем специалистов

Вредно повторять одно и то же - особенно если ребенок при этом не реагирует на ваши требования и замечания.

Играем в фанты

Дайте ребенку небольшие полоски бумаги с напечатанными заданиями. Ребенок читает задания и выполняет их. Задания могут быть самыми разными: найти сюрприз, подготовиться к приходу гостей и т. п.

• Упражнение-игра помогает научиться связному чтению, осмыслению прочитанного, ведь ребенку приходится впервые читать не отдельные слова, а настоящее предложение.

Послушаем специалистов

Если бы вовремя не среагируете на невнимание ребенка к вашим просьбам, то оно станет для него привычным поведением. И тогда, даже если он слышит вас прекрасно, все равно сделает вид, что не услышал или забыл.

Домино из букв

Напишите на карточках слова. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной стороне карточки приклейте картинку-иллюстрацию. Ребенок высыпает перед собой карточки и переворачивает их надписью вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например: МАМА-АБРИКОС-СОК.

• Упражнение-игра помогает научиться распознавать буквы как символы звуков, научиться интуитивному чтению.

Послушаем специалистов

Как можно больше читайте ребенку, выбирайте не очень большие, но интересные, волшебные истории.

Сочиняем слово

Вам понадобятся карточки с изображением букв. На каждой - по две буквы, причем одна написана черным карандашом, другая - красным: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-з, з-с, к-т, с-т, с-ц, т-ц, ф-т, х-г, ц-ч, а-я, ы-и, у-ю, о-ё, э-е, и-й. Можно использовать голубой фон для согласных и розовый -для гласных. Пусть ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Например: банка-палка, вода-филин, апельсин-ягода.

• Упражнение-игра расширяет словарный запас.

Послушаем специалистов

Для первой попытки чтения выберите красочную книгу с множеством ярких картинок. Начните с чтения предлогов, союзов - с коротких слов, но постепенно переходите на сложные слова.

Круглый год

Разрежьте картонный круг на 12 секторов. В каждом секторе напишите название одного из месяцев года. Раскрасьте их разными цветами. Например, пусть сектор с весенними месяцами будет зеленым, с летними - красным, с осенними - желтым, с зимними - белым или голубым. Перемешайте сектора. Предложите ребенку прочитать названия месяцев. Помогите ему разложить их в правильном порядке.

• Упражнение-игра помогает сделать «уроки» чтения более интересными, знакомит с понятием «времена года».

Послушаем специалистов

Учите ребенка читать в игровой форме. Не принуждайте его, не превращайте чтение в неприятную обязанность.

Фигуры из гвоздиков

Нарисуйте несколько карточек с геометрическими фигурами, ребенок выбирает любую карточку, считает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получились очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.

• Упражнение-игра помогает развить мелкую моторику, познакомиться с такими математическими понятиями, как «точка», «отрезок», «вершина».

Послушаем специалистов

Когда даете ребенку какое-то задание, старайтесь «пилюлю» слегка подсластить: «Быстро соберешь игрушки - сможешь подольше погулять или посмотреть мультики».

Деревья, листья, плоды

Дайте ребенку карточки с картинками. На одних карточках будут изображены деревья (ель, береза, груша, яблоня и т. д.), на других - листья этих деревьев и плоды. Пусть он выберет любую карточку, на которой изображено дерево, и подберет подходящую карточку с листом и плодом.

• Упражнение-игра помогает научиться различать виды деревьев, их листья и плоды, узнать, что некоторые деревья не имеют плодов.

Послушаем специалистов

Если вы наказываете ребенка, он должен четко понимать, за что и в течение какого времени будет длиться наказание.

Играем в Золушку

Если малыш уже знает сказку про Золушку вы можете попробовать выполнить с ним ее работу. Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манная крупа (покажите, как выглядят эти крупинки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Когда крупы перемешаны, смесь кажется однородной, поэтому результат просеивания кажется ребенку фокусом.

• Упражнение-игра развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, кругозор,

Послушаем специалистов

Помните, что ребенок никогда не должен становиться объектом для разрядки вашего испорченного настроения. Вообще старайтесь никогда не начинать общение с упреков.

Волшебный мешочек

Положите в мешочек 8-10 знакомых ребенку предметов (расческу, свисток, шнурок и т. п.). Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их. Пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует узнать его на ощупь,

• Упражнение-игра развивает тактильные ощущения и память.

Послушаем специалистов

Начинайте общение с ребенком с чего-нибудь хорошего. Похвалите его за что-то, погладьте по голове. Даже если вы собираетесь отчитать его за какие-нибудь проделки, все равно создайте хороший настрой.

Подбираем цифры

Приготовьте карточки с цифрами от 1 до 10 и картинки с изображением соответствующего количества предметов: 1 мячик, 2 мячика и т. д. Можно использовать готовое математическое лото. Пусть ребенок раскладывает перед собой карточки с картинками и подбирает к ним цифру, соответствующую количеству изображенных предметов.

• Упражнение-игра помогает научиться различать цифры, сортировать их, соотносить цифры с количеством пред-

Послушаем специалистов

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, которые давно сами считают; ни в коем случае не ругайте, если что- то не получается.

Маленький учитель

Научите ребенка составлять примеры, используя карточки лото. Дети очень любят играть в «школу» (отводя себе, конечно же, роль учителя). Предложите ребенку составлять примеры, которые вы будете решать. Иногда позволяйте себе сделать ошибку. Пусть ваш маленький учитель исправит ее, объяснит, почему вы не правы.

• Упражнение-игра помогает малышу научиться составлять и решать арифметические примеры, знакомит с понятиями «больше», «меньше», «сумма», «разность», «равенство», «прибавить», «отнять».

Послушаем специалистов

У ребенка не должно быть поводов сомневаться в вашей любви. Даже если вы хотите за что-то поругать его, помните: вы обращаетесь к любимому человеку и осуждаете проступок, а не его.

Мой зеленый друг

Приучать малыша быть внимательным к растениям, животным нужно сейчас. Лучший способ - подружиться. Например, с маленьким деревцем. Будет расти ваш малыш - и оно будет расти вместе с ним. Никто не хочет быть одиноким - почему бы не подружиться с этим кленом (дубом, березкой и т. д.)?

• Игра прививает любовь к природе, заботливость.

Послушаем специалистов

Для воспитательных бесед выбирайте подходящее время - как для вас, так и для ребенка. Малыш тоже может быть чем-то занят настолько, что ему не до разговоров.

Буквы для зверят

Сходите с малышом в зоопарк - сколько там животных! С каких букв начинаются их названия? Приготовьте карточки с этими буквами и соответствующие картинки. Теперь запомнить буквы будет очень просто. Вы называете букву, а ребенок вспоминает, название какого животного начинается на эту букву

• Игра способствует запоминанию букв.

Послушаем специалистов

Превратите чтение в развлечение, попросите ребенка найти в тексте как можно больше одинаковых слов, но не нагружайте его слишком сильно.

Табун и стая

Все животные объединяются по группам. Для пчел это рой, для овец - отара, для лошадей - табун, для гусей и уток - стая и т. д. Напишите на карточках названия этих групп, а потом покажите ребенку картинки с изображением животных. Пусть он распределит их по группам, выбирая нужную карточку.

• Игра развивает кругозор и навыки систематизации.

Послушаем специалистов

Смотрите, как ребенок реагирует на ваши слова. Как только заметили, что детка отводит взгляд, переминается с ноги на ногу, вертится на стуле, - срочно закругляйтесь.

Имена

Это прекрасная дорожная игра. Правила такие же, как в игре «Города». Загадывается буква. Первый участник называет любое имя на заданную букву, а второй участник вспоминает имя на эту же букву или (что сложнее) имя, начинающееся с последней буквы названного имени.

• Игра развивает память и интеллект.

Послушаем специалистов

Вместо того чтобы стыдить или укорять ребенка за какую-то провинность, лучше дать ему возможность исправить ошибку. Это избавит его от чувства вины.

Что из чего?

Предложите малышу найти в квартире предметы, сделанные из дерева, металла, стекла, меха и т. д., - для начала достаточно четырех-пяти слов. Предложите малышу найти предметы, необходимые для прогулки.

• Эта игра развивает логику, речь и воображение.

Послушаем специалистов

Есть причина, по которой дети нас не слышат. Мы и сами не умеем их слушать. Очень многие родители задают ребенку вопрос «Ты о чем думал?» только для того, чтобы высказать свое предположение на этот счет.

Библиотека

Предоставьте ребенку право заведовать домашней библиотекой. Создайте каталог: пронумеруйте книги, приготовьте пронумерованные конверты. Вы хотите дать другу почитать книгу - пусть малыш вынет «формуляр» и положит в соответствующий конверт. Отметьте вместе с ребенком на календаре дату возврата.

• Игра учит ответственности, прививает навыки систематизации.

Послушаем специалистов

Даже когда ребенок сам научится читать, продолжайте читать ему вслух и обсуждать прочитанное. Вместе придумывайте разные увлекательные истории. Ребенка может заинтересовать чтение по ролям.

Становись!

Ведущим в этой игре является ваш малыш. Это он будет знать, по какому признаку выстроил взрослых - по росту, по толщине, по длине волос, по силе и т. д. А ваша задача - догадаться, что за критерий он выбрал.

• Игра развивает сообразительность и наблюдательность,

Послушаем специалистов

Когда бы активно слушаете, ребенок, изливая, что у него на душе, разбирается сам с собою, с теми чувствами и переживаниями, которые на него «накатили».

Четвертое - лишнее

У этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте малышу подобные тренировки внимания. Вот перед ним лежат кукла, мишка, тарелка, кубик. Что лишнее и почему? Правильно, из тарелки едят, а остальные предметы - игрушки. А теперь предложите малышу устроить вам подобный экзамен. Детская логика непостижима!

• Игра развивает сообразительность и наблюдательность.

Послушаем специалистов

Если ребенок чем-то расстроен, не спешите с советами - пусть сначала уляжется буря эмоций, и только потом ребенок будет способен слышать и слушать вас.

«Я - поэт. Зовусь я цветик»

Помните, как Незнайка подбирал рифмы? «Пакля - рвакля». Научите малыша рифмовать простые слова. Первые рифмы могут быть неточными, главное - не сочинять несуществующие слова: поле - море, мама - панама, кошка - дорожка и т. д. А ваша задача - сочинить на получившуюся рифму маленькое стихотворение.

• Игра прививает любовь к стихам, учит подбирать рифмы.

Послушаем специалистов

Нельзя общаться с ребенком, стоя к нему спиной. Надо так: глаза - на одном уровне. Поза, жесты говорят о вашем желании слушать его, и он это чувствует.

Театр теней

Закрепите на стене несколько листов бумаги (можно использовать старые обои). Позовите малыша. Поставьте лампу так, чтобы на листы бумаги падала его четкая тень. А теперь обведите силуэт. Предложите ребенку дорисовать свой портрет.

• Игра развивает воображение, любовь к рисованию.

Послушаем специалистов

Неуважение, проявляемое взрослыми к детским «каракулям», создает для юного художника массу барьеров на пути к самореализации, и очень немногие дети способны самостоятельно их преодолеть.

«Да» и «Нет» говорите!

Ведущим в этой игре должен быть взрослый. Загадайте какой-нибудь предмет. Ребенок будет задавать вопросы, на которые вы можете отвечать только «Да» и «Нет». Чем меньше вопросов понадобится ребенку, чтобы угадать слово, тем лучше. Если в гостях другие ребята, можно превратить игру в веселое соревнование!

• Игра развивает сообразительность, создает хорошее настроение.

Послушаем специалистов

4,5-5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

Зазеркалье

Ребенок стоит напротив вас и повторяет ваши движения. Сначала гладит себя правой рукой по голове, а левой рукой - по животу (сверху вниз). Затем он выполняет круговые движения, далее – похлопывания. И наконец, самое трудное: одной рукой поглаживать себя по голове (или похлопывать), а другой - поглаживать живот круговыми движениями.

• Игра развивает координацию и внимание.

Послушаем специалистов

Право на индивидуальную реакцию есть и у взрослого человека, и у младенца. Природа создала нас непохожими друг на друга. Вовремя осознав это, вы сможете лучше понять своего ребенка.

Тянем-потянем

Если к вашему ребенку пришли в гости его друзья, устройте между ними соревнование - перетягивание каната. Обязательно соблюдайте правила безопасности: положите на пол одеяла, подушки, чтобы дети падали на что-нибудь мягкое.

• Игра развивает мускулатуру и умение действовать в команде.

Послушаем специалистов

Малыш рождается с унаследованным темпераментом, который нельзя изменить, но можно научиться контролировать.

Вернисаж в детской

У вашего малыша уже собралась настоящая коллекция рисунков и поделок. Чтобы все это богатство не пропало, устраивайте время от времени выставки. Развесьте и разместите везде, где только можно, экспонаты, Проведите первую экскурсию для родных и близких, а потом ребенок с удовольствием будет сам рассказывать о своих шедеврах.

• Игра вызывает у ребенка гордость за свой труд, вселяет веру в себя и в свои способности.

Послушаем специалистов

Почему малыши с таким упоением водят (вернее - возят) карандашом по бумаге? Психологи считают, что таким образом они изливают переполняющие их эмоции: это их способ понимать мир и себя.

Что за сказка?

У вас в руках - волшебный мешочек, в котором находятся предметы, которые потеряли сказочные герои (туфелька, ключ, луковица, баночка из-под меда и т. д.). Дети должны отгадать, что за герой его потерял или в какой сказке встречается этот предмет.

• Игра прививает любовь к литературе, развивает память.

Послушаем специалистов

Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки, типа «Карлика Носа» В. Гауфа, или грустные, вроде «Девочка со спичками» и «Русалочка» Г.-Х. Андерсена.

Чудо-теремок

Приготовьте маленькие картинки, на которых изображены рыбы, зверюшки, птицы. Вам также понадобится большой рисунок - трехэтажный дом с окошками. Раскрасьте окошки каждого этажа в один из основных цветов (можно использовать прием аппликации). А теперь предложите малышу расселить жильцов: зверей - не первом этаже, птиц - на втором, рыб - на третьем.

• Игра развивает фантазию, способность к систематизации.

Послушаем специалистов

Народные сказки, которые вы читаете ребенку, должны быть литературно обработаны, причем именно для детей, поскольку в оригинальном варианте слишком много архаической жестокости.

Юный краевед

Разложите на столе карточки с картинками, на которых нарисованы животные, которые встречаются в дикой природе там, где вы живете. Называя животных, распределяйте их по группам, например: «Здесь живут млекопитающие», - и выкладываете картинки, на которых нарисованы лиса, заяц и т. д,

• Игра расширяет кругозор, развивает память.

Послушаем специалистов

Делайте упор на эмоционально-нравственное развитие ребенка через книги. Большая часть произведений должна не просто забавлять ребенка, а учить и воспитывать.

Изучаем карту

В сказке про доктора Айболита дети убежали в Африку. Значит, дети должны иметь хотя бы приблизительное представление о том, какие существуют континенты.

Повесьте в детской географическую карту. Сегодня можно купить карту на которой нарисованы основные животные, обитающие на каждом континенте.

• Игра расширяет кругозор, развивает память.

Послушаем специалистов

Задавайте ребенку больше вопросов. Дискуссии взрослых с детьми нередко превращаются в нравоучительные монологи, во время которых ребенок привычно отключается и практически ничего не улавливает.

Кто где живет?

Вам понадобятся карта с изображением континентов, маленькие карточки с изображениями диких животных. Предложите ребенку «населить» континенты животными, которые на них обитают. Потом игру можно будет усложнить. Вы показываете картинку с изображением животного, а малыш называет континент, где оно обитает.

• Игра расширяет кругозор, развивает память, прививает способность к систематизации.

Послушаем специалистов

Если у Вас медлительный ребенок, помните, что медлительность - это особенность психики, «быстрым» он не станет, как бы вы этого ни добивались. Взрослым важно понять ребенка и помочь ему преодолеть психические комплексы.

Временные выставки

Развесьте на стенах комнаты репродукции картин или красивые фотографии. Темы могут быть разными: портреты, пейзажи, натюрморты, дети, море, дикие звери, домашние животные, насекомые, птицы, цветы, города и т, д. Время от времени меняйте экспозиции.

• Игра развивает художественный вкус, воображение и кругозор.

Послушаем специалистов

Что бы ни случилось, мы должны говорить детям правду - конечно, в ограниченных дозах, предохраняя их от того, что они не могут понять или не имеют права знать.

Ваза с фруктами

Попробуйте удивить гостей необычными фруктами из пластилина. Работая вместе с малышом, обязательно сравнивайте получившийся предмет с оригиналом.

Предварительно обсудите, какие фрукты вы будете лепить, из чего сделаете листики и веточки, в какой последовательности будете укладывать фрукты, чтобы не повредить ни один из них.

• Игра развивает воображение и мелкую моторику.

Послушаем специалистов

Детская ложь - одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось.

«Блинчики»

Научите малыша делать «блинчики» - кидать плоские камешки таким образом, чтобы они касались воды не один раз, а несколько. Устройте соревнование - кто «напечет» больше «блинчиков».

• Игра развивает ловкость, меткость и глазомер.

Послушаем специалистов

Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых - вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

Камешек-сувенир

На морском берегу всегда найдется занятие. Крупные, с ладошку, а еще лучше плоские камни можно использовать вместо альбома для рисования.

Когда вы принесете их домой, смешайте гуашь и клей ПВА в равных частях и нарисуйте на поверхности русалку, дельфина, морские водоросли. Несложные операции доверьте ребенку можно использовать мелкие ракушки для аппликации.

• Игра развивает мелкую моторику, творческое мышление и воображение,

Послушаем специалистов

Первая, наивная и непосредственная, ложь - еще не признак проблемы. Более того, в определенном смысле она - показатель развития ребенка.

Сказочная страна

Предложите ребенку придумать, что можно нарисовать на эту тему. Кого он поселит в Сказочной стране? Понаблюдайте за тем, каких героев он любит, каких - боится.

• Игра развивает воображение, позволяет родителям постичь внутренний мир ребенка.

Послушаем специалистов

Наши требования должны быть не только разумными, но и тактичными, учитывающими интересы малыша. Нельзя бесцеремонно ломать его намерения, прерывать его игру, требуя, чтобы он выполнил то или иное поручение.

Смотрю и леплю!

После 5 лет ребенок владеет основными приемами лепки и может создавать настоящие произведения искусства, композиции из 2-3 фигурок! Предложите, глядя на оригинал, вылепить собачку, кошку, зайчика с морковкой, лисичку и Колобка.

• Игра развивает мелкую моторику и воображение.

Послушаем специалистов

Малыши - отличные психологи, тонко чувствующие настроение близких. Им очень хочется соответствовать предъявляемым требованиям, и, если у них это не получается, они начинают придумывать свои успехи.

Снегурочка

Сложите заготовку голубого цвета пополам. Вместе с малышом нарисуйте контур шубки Снегурочки. Вырежьте силуэт. Обрежьте по окружности уголки розового квадрата - получится «лицо». Из маленькой голубой заготовки вырежьте полукруг - это шапочка. Из обрезков меха вырежьте планку манжеты и опушку для шубки и шапочки Снегурочки.

• Игра развивает мелкую моторику и воображение.

Послушаем специалистов

Малыш весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, он начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды.

Похожие статьи:

Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Картотека

Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Творческие игры для дошкольников 4-5 лет

Подвижные игры в средней группе детского сада

Игры для развития речи детей 5, 6 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!