Настольно-печатные игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
Настольно-печатные игры для средней группы ДОУ
Что нужно пограничнику?
Дидактическая задача: Закрепить у детей знание о профессиях пограничник, защитник Родины. Развитие мелкой моторики и памяти. Упражнять детей в правильном назывании предметов, уточнять их назначение.
Игровые правила: Приступать к действиям с разрезными картинками только после сигнала. Кто быстрее соберет картинку, тот и начинает о ней рассказывать.
Игровое действие: Поиск частей и складывание целой картинки. Описание составленного предмета.
Дидактический материал: разрезные картинки с изображением предметов: каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.
Ход игры
На столе разрезные картинки, дети должны собрать их и объяснить, для чего этот предмет нужен пограничнику (каска, ружье, автомат, пистолет, бинокль, котелок, кружка и т.д.)
- Что изображено на твоей картинке? (бинокль)
- Зачем нужен этот предмет пограничнику? (следить за границей) и т.д.
Город - это...
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о городе, как населенном пункте с дорогами, домами, социальными постройками и т.д.
Игровые правила: Взять только один силуэт. Действовать по сигналу. Слушать ответы детей и помогать им при необходимости.
Игровое действие: Выбор силуэта. Диалог воспитателя и детей.
Дидактический материал: магнитная доска, силуэты дорог, Домов, машин, и т.д.
Ход игры
Дети выбирают силуэты на столе, выкладывают их на магнитной Доске и отвечают на вопросы.
- Город - это ... (дороги)
А Матрешка задает детям вопросы:
- Для чего в городе нужны дороги? (по дорогам передвигаются люди и машины)
- Город - это ... (дома)
- Для чего в городе нужны дома? (в домах живут люди)
- Город это ... (магазины)
- Для чего в городе нужны магазины? (в магазинах люди покупают продукты и вещи)
- Город - это ... (больницы и поликлиники)
- Для чего в городе нужны больницы? (в больницах и поликлиниках людей лечат) и т.д.
Матрешка рассматривает дома:
- Какие разные дома, а кто живет в этих домах? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в домах живут дети и их семьи)
Собери картинку
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о профессии людей, работающих на транспорте.
Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.
Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки. Сравнивание одинаковых изображений на картинках.
Дидактический материал: конверты с разрезными картинками. Виды транспорта: самолет, вертолет, поезд, машина, автобус. Профессии: летчик, машинист, шофер, капитан и т.д.
Ход игры
Дети и воспитатель берут по одному конвертику, садятся за стол и собирают картинки.
- Андрюша, что изображено на твоей картинке? (самолет)
- У кого из детей такая же картинка? (дети показывают картинки и поясняют)
- Как называют того, кто управляет самолетом? (летчик)
- Наташа, кто изображен на твоей картинке? (летчик)
- Как ты догадалась? (ответы детей обсуждаются: у летчиков есть шлем, очки и т.д.)
- Ребята, у кого на картинке тоже изображен летчик? (дети показывают картинки и поясняют)
- Марина, что изображено на твоей картинке? (вертолет)
- У кого из детей такие же картинки? (дети показывают картинки и поясняют)
Собери картинку и отгадай
Дидактическая задача: Систематизировать знания детей о героях рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!».
Игровые правила: Взять только один конверт и собрать картинку по сигналу воспитателя. Кто первый соберет картинку, тот и называет ее.
Игровое действие: Поиск частей, складывание целой картинки, отгадывание.
Дидактический материал: конверты с разрезными картинками. Герой рассказа Н. Носова «Незнайка и его друзья!»
Ход игры
Дети собирают разрезные картинки и называют жителя Цветочного города: Незнайка.
Кто прислал письмо?
Дидактическая задача: Активизация речи дошкольника, развитие мелкой моторики. Воспитывать культуру поведения и взаимопомощь.
Игровые правила: Высказывать свои суждения, не перебивая друг друга. Соблюдать очередность. Действовать только по сигналу воспитателя.
Игровое действие: Поиск нужных частей, складывание целой картины.
Дидактический материал: конверт с разрезной картиной, на которой изображен Незнайка.
Ход игры
Дети собирают разрезные картинки и составляют портрет Незнайки.
Раздается стук в дверь и входит почтальон.
- Вам письмо... (передает письмо воспитателю, и он читает)
«Дорогие дети! Я очень вас прошу, помогите мне. Я пошел в лес
- Ребята, кто же мог прислать нам это письмо?
- Кто оказался в беде?
- Кому нужна наша помощь? (ответы детей обсуждаются) Воспитатель достает из конверта разрезные детали.
- Ребята, давайте соберем эти детали. Может быть, тогда мы узнаем, кто ждет нашу помощь? Дети начинают собирать картинку и узнают Незнайку.
Разложи по порядку
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах
Игровые правила: Подбирать карточки с приметами времен года в соответствии со стихотворным текстом.
Игровое действие: Поиск нужных карточек и выкладывание их на магнитной доске.
Дидактический материал: карточки с изображением разных времен года по количеству детей. Стихи о временах года. Магнитная доска.
Ход игры
Дети слушают текст и выбирают соответствующую по цвету карточку и затем по просьбе воспитателя выкладывают на магнитной доске цветовое изображение времен года по порядку.
- Она приходит в декабре,
Когда деревья стоят в серебре?
(зима - синяя карточка)
- Зеленое платье она надела,
И все вокруг вдруг зазеленело?
(весна - зеленая карточка)
- В венке из солнечного света
Вслед за Весной приходит... ?
(лето - красная карточка)
- Платье желтое набросив,
Тихо к нам приходит... ?
(осень - желтая карточка)
Солнце по небу гуляет!
Определи, когда это бывает?
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: части суток.
Игровые правила: Подбирать цветовую гамму по содержанию текста.
Игровое действие: Поиск карточки определенного цвета по содержанию текста.
Дидактический материал: цветные карточки. Модель часов (круг, разделенный на четыре части). Стихотворные тексты о частях суток.
Ход игры
По ходу рассказа воспитателя дети выкладывают соответствующие карточки на модели часов.
Небо вдруг порозовело,
Тихо-тихо и несмело
Солнце ласковым лучом
Что открыло, как ключом? (утро - розовая карточка)
Солнце ярко осветило,
Землю всю позолотило.
Он сияет и блестит,
Нам лениться не велит? (день - желтая карточка)
Солнце спать легло, и будто
Легким синим покрывалом
Он всю землю укрывает.
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает? (вечер - синяя карточка)
Когда с темнотою
Земля вдруг сошлась
И в небе луна
Со звездою зажглась?
А Гномик давно и
Тихонечко спал? (ночью - черная карточка)
Когда это бывает?
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.
Игровые правила: Соотносить предметные картинки с текстом стихотворения. Отвечать только после того, как воспитатель прочитает стихотворение. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Выкладывание воспитателем на магнитной доске картины. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, месяц. Предметные картинки с изображением частей суток.
Ход игры
Воспитатель стихотворный текст сопровождает выкладыванием картины на магнитной доске по содержанию.
На магнитной доске справа располагается солнышко.
- Наша Оля рано встала,
Своих кукол причесала,
Всех умыла медвежат
И пришла к нам в детский сад.
- Когда это бывает? (утром)
Час обеда подошел,
Сели дети все за стол.
Держат правильно все ложки –
Не роняют на пол крошки,
(Солнышко передвигается наверх магнитной доски и выставляется соответствующая картинка )
- Когда это бывает? (днем )
День окончен, там и тут
Люди все домой идут,
Мамы в детский сад спешат
Забирать своих ребят.
(Солнышко передвигается вправо и выставляется соответствующая картинка)
- Когда это бывает? (вечером)
Ставни закрываются,
Дети раздеваются.
— Тише, тише, птицы.
Вы не пойте под окном!
Спят ребята крепким сном.
(Солнышко передвигается вниз магнитной доски и выставляется соответствующая картинка)
- Когда это бывает? (ночью)
Ночь легла на крыши прямо;
В целом доме шума нет,
Папа спит, уснула мама,
И везде погашен свет.
- Когда это бывает? (ночью)
Когда это бывает?
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток. Воспитывать внимание, терпение.
Игровые правила: Соблюдать очередность. Дети рассказывают только о той части суток, сюжет которой нарисован на картинке. Игровое действие: Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: предметные картинки с изображением частей суток на каждого ребенка.
Ход игры
Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены сюжеты. Дети должны назвать часть суток, которая соответствует определенному сюжету.
- Эта часть суток утро. Потому что зарядку мы делаем утром.
- Эта часть суток вечер. Потому что вечером мы собираемся ложиться спать.
- Эта часть суток день. Потому что днем мы гуляем, играем, трудимся.
- Эта часть суток ночь. Потому что ночью мы спим.
Нарисуй Осень
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года, приметах осени. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.
Ход игры
Перед игрой выставляется уже готовая картина: лесная полянка с цветами, бабочками, птицами, пчелками, яркое солнце с лучами.
Воспитатель начинает рассказ, дети по ходу рассказа изменяют силуэты предметов на картине.
- Наступила Осень, и солнышко стало не такое яркое, как летом. Каким стало солнышко? (солнышко стало неяркое, светит, но не греет - выставляется солнышко без лучей)
- Яркие солнечные лучики спрятались от холодного ветра в листиках. И зеленые листочки стали какими? (желтыми - выставляются на картину желтые листочки)
- От холодного ветра стало зябко нашим комарикам и пчелкам, и они спрятались где? (в коре дерева и пня - насекомых прячут за
- А бабочки превратились в куколки, и будут спать до следующей весны.
- Летают птички по лесу, ищут себе пропитание и не находят. Почему? (насекомых нет)
- Что делать птицам? (улетать в теплые края, где много пищи - птицы выстраиваются в караван)
- Но не все птицы улетели в теплые края. Какие птицы остались зимовать в наших краях? (ворона, воробей, голуби)
- Эти птицы перебрались из леса поближе к дому человека. Почему? (человек будет зимой этих птиц подкармливать)
- Улетели птицы, спрятались насекомые, и в лесу стало очень
Нарисуй Весну!
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года, приметах весны. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Дети по ходу стихотворного текста выкладывают приметы времени года - весна. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Магнитные фигурки: солнышко, лучики, тучки, насекомые, птицы и т.д.
Ход игры
Дети поочередно выбирают на столе приметы весны, соответствующие стихотворному тексту.
- Весна - это когда светит ярко солнце.
- Весна - это когда цветут цветы и зеленеет травка.
- Весна - это когда щебечут птицы.
- Весна - это когда льет теплый дождик и бегут ручейки.
Когда это бывает?
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о частях суток, временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Угадывание времени года по сюжету картины и показ этого времени года на часах «Времена года». Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: магнитная доска. Картинки с изображением сюжетов времен года. Часы «Времена года» - круги Луллия для определения времен года.
Ход игры
На магнитной доске выставляются картинки с изображением примет осени, весны, зимы, лета. Дети должны угадать время года, назвать приметы и показать его на часах «Времена года». Для этой дидактической игры можно использовать круги Луллия:
— Первый, самый маленький круг, разделен на четыре части и заштрихован зеленым, голубым, желтым и красным цветом - времена года;
— Второй круг разделен на сегменты с изображением солнца, снега, дождя, туч и т.д.
- Третий круг разделен на сегменты с изображением изменений растительности по временам года;
- Четвертый круг разделен на сегменты с изображением приспособления животных к изменениям погоды по временам года.
Когда это бывает?
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года. Воспитывать внимание, наблюдательность, партнерские отношения.
Игровые правила: Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Составление времени года по приметам на кругах Луллия. Составление небольшого рассказа о времени года по приметам.
Дидактический материал: круги Луллия на каждого ребенка с сюжетными карточками примет.
Ход игры
Детям раздают круги Луллия с сюжетными карточками по временам года. Дети должны на всех кругах подобрать сюжетные
На самом маленьком круге состояние солнца: солнце с лучами, за тучкой, без лучей и т.д.
На втором круге деревья и растения по временам года: с листочками, с желтыми листочками, заснеженные деревья и т.д.
На третьем круге занятия взрослых и детей в разное время года: купаются в реке, катаются на санках, собирают овощи на грядке и т.д.
- Это время года лето. Потому что светит ярко солнце. На деревьях зеленые листочки, цветут цветы. Люди загорают и купаются в речке.
- Это время года весна. На деревьях появляются зеленые листочки. По дорожкам бегут ручейки. Солнце светит, но лучики пока еще маленькие. Люди сняли теплые вещи и надели куртки и резиновые сапоги. И т.д.
Какой ветер?
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: свойства ветра.
Игровые правила: Определить положительные или отрицательные свойства ветра.
Игровое действие: Рассматривают сюжетную картинку и определяют, какой ветер - хороший или плохой.
Дидактический материал: сюжетные картинки о ветре.
Ход игры
Воспитатель на магнитной доске выставляет картинку с изображением. Дети должны определить, какой ветер: хороший или плохой?
- Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.
- Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.
- Дети пускают воздушного змея.
- Девочка успокаивает плачущего ребенка и протягивает ему воздушный шарик.
- Мальчик пускает по воде кораблик.
- Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.
- На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.
Подбери ключик
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о явлениях неживой природы: солнце, луна, тучки.
Игровые правила: Дети подбирают картинки соответствующего цвета, собирают картинку и находят по картинке соответствующий предмет. Отгадывают загадки по сигналу воспитателя.
Игровое действие: Собирают разрезные картинки, находят соответствующий предмет, отгадывают загадки. Диалог воспитателя и детей.
Дидактический материал: разрезные картинки с изображением ключика - цветные, по количеству детей. Объемные предметы - ключи разной формы. Сундучок с загадками.
Ход игры
Дети должны выбрать разрезные картинки соответствующего цвета, сложить все картинки, подобрать ключик по образцу рисунка.
Воспитатель достает из сундучка загадки. При правильном отгадывании появляются на магнитной доске гости: солнышко, луна, тучка.
Оно весь мир обогревает!
И усталости не знает.
Улыбается в оконце,
И зовут его все... (солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно мне без звезд одной,
А зовут меня... (луной)
По небесам плывет мешок
И солнце закрывает.
А бывает - иногда
Что из мешка течет вода.
Спрячемся получше!
От дырявой... (тучи)
Рассмотри и выложи
Дидактическая задача: Закрепить знание детей о временах года, приметах зимы. Воспитывать внимание, любознательность, терпение. Проводить элементарный сравнительный анализ, выявлять сходство и отличие.
Игровые правила: Действовать только по сигналу воспитателя. Отвечать только после того, как воспитатель задаст вопрос. Соблюдать очередность.
Игровое действие: Дети по предложению воспитателя выкладывают цветовое табло на часах «Времена года». Выкладывают основные приметы зимы. Диалог воспитателя с детьми.
Дидактический материал: часы «Времена года», сюжетные карточки с приметами зимы по количеству детей.
Ход игры
Дети должны определить и выложить на столе основные приметы времени года.
- Какое время года я должна выставить на наших часах «Времена года»? (на часах надо установить стрелку на времени года - зима, синяя часть часов).
- Андрей, на какое время года нам указывают приметы за окном? (приметы за окном нам указывают на то, что время года - зима)
- Марина, какие приметы зимы ты выложила на своем столе? (Солнца на небе нет, оно спряталось за тучку. Из тучки идет сильный снег. На деревьях и земле лежит снег. На улице сильный ветер. Люди надели шубы, шапки, шарфы и варежки.)
Похожие статьи:
Дидактические игры с предметами для детей 4-5 лет. Картотека
Подвижные игры в средней группе детского сада
Игры для развития речи детей 5, 6 лет
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!