Подвижные игры для дошкольников
Предлагаем вам серию подвижных игр для малышей.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СО СТИШКАМИ
Детские игры со стишками - это следующая возрастная ступень многоступенчатого народного художественного воспитания, первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре. Уже в считалках к играм намечается форма поэтических диалогов:
- Уточка-горожаночка, где ты ночь-то ночевала?
- У города.
- Чего ж ты ночью работала?
- Овец пасла.
- Чего выпасла?
- Коня в седле, в золотой узде...
Многие подвижные детские игры ("Бояре, мы к вам в гости пришли" и др.) тоже основаны на поэтическом диалоге. Это маленькие одноактные театральные пьесы для детей. В результате незаметно и ненавязчиво уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую поэтическую школу, получил представление о ритме и рифме.
ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
"Цапки"
Один из ребят - ведущий - вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из участников игры под ладонь ставит свой указательный палец. Ведущий говорит:
Под моею крышей собралися мыши,
заяц, белка, жаба, цап!
Или:
Под моею крышей жили-были мыши,
чижик, котик, жаба, цап!
Или:
На горе стояли зайцы
и кричали: "Прячьте пальцы!" Цап!
При слове "Цап!" все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, старается захватить пальцы. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры.
"Молчанка"
Играющие садятся в ряд. Водящий ходит перед ними и поёт:
Кони, кони, мои кони,
мы сидели на балконе,
чай пили, чашки мыли,
по-турецки говорили:
чаб-чаляби, чаб-чаляби!
Прилетели журавли
и сказали всем: "Замри!"
А кто первый отомрёт,
тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать,
и солдатиком стоять!
Сразу после окончания песни все должны "замереть" - молчать и не двигаться. Водящий подходит к каждому и говорит что-нибудь смешное, старается рассмешить гримасами. Кто засмеётся или заговорит - из игры выбывает. Иногда, по уговору, он ещё получает и щелчок в лоб.
"Гуси и волк"
Один из играющих - "волк", остальные - "гуси". "Волк" стоит напротив "гусей" и переговаривается с ними:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Ну, летите!
- Нет, нет, нет -
серый волк под горой,
зубы точит, съесть нас хочет,
не пускает нас домой!
- Ну, летите как хотите,
только крылья берегите!
Тогда "гуси" бегут и кричат: "Га, га, га!" В это время "волк" ловит их. Те, кого он поймал, считаются "съеденными". Остальные опять выстраиваются напротив "волка" и продолжают игру до тех пор, пока не останется один "гусь". На этом игра останавливается. Последний "гусь" становится "волком", и всё начинается сначала.
"Медведь"
Один из ребят изображает "медведя" и садится на корточки. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
У медведя во бору
грибы, ягоды я рву,
а медведь не спит,
всё на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
медведь за нами кинулся!
По окончании песни "медведь" вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым "медведем", и игра повторяется.
"Яблонька"
Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька", её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:
Мы посадим яблонъку - на горе, на горе,
наша яблонъка расцветёт - по весне, по весне!
Вырастай, яблонъка, вот такой вышины;
распускайся, яблонъка, вот такой ширины.
Расти, расти, яблонъка, в добрый час,
потанцуй, Машенька, поскачи для нас.
Ой как наша яблонъка да распустилась.
Ой как наша Машенька да закружилась.
А мы нашу яблонъку все трясти будем,
а мы сладки яблочки собирать будем.
А мы нашу яблонъку все пощиплем
да от нашей Машеньки убежим вихрем!
При словах "такой вышины" и "такой ширины" играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах "трясти будем" все плавно подходят к "яблоньке" и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами "щипать будем" легко щиплют девочку и тут же разбегаются. "Яблонька" бежит ловить: кого поймает, тот - "яблонька".
"Баба-яга"
Один из играющих ребят - "Баба-яга". Он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:
Баба-яга - костяная нога,
с печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку!
"Баба-яга" начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого "Баба-яга" поймает, с тем меняется ролями. Игра продолжается.
ИГРЫ С МЯЧОМ
"Кувшинчик"
Один из играющих берёг в руки мяч и в такт песне равномерно одной рукой бьёт ладонью мяч о землю.
Я кувшинчик уронила
и о пол его разбила.
Раз, два, три - его,
Ванечка, лови!
При последних словах сильно бьёт мяч о землю. Подскочивший мяч подхватывает не лету участник, имя которого было названо, и всё повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока играющие не собьются с ритма или мяч не отлетит в сторону и не покатится по земле.
"Горы-шлёпы"
Играющих несколько. Один из ребят кидает мяч в стену и поёт:
Горы-шлёпы, моты-жмоты,
крести-брести, ду-ду в одну,
из-под ручки, из-под ножки.
Вбок, назад, потом вперёд,
а теперь переворот.
Палочки, приседалочки,
скакалочки, галочки,
ученички, единички,
очки, кулачки,
бычки, венец,
конец!
Игра состоит из нескольких фигур, о которых и поётся в игровом припеве. Каждая фигура имеет своё название, например: "горы" - бросают мяч в стену двумя руками; "шлёпы" - мяч бросают одной рукой и т. д. Или же комментируется само действие: бросают мяч из-под руки, из-под ноги, с хлопком в ладоши и т. д.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ БЕЗ СТИШКОВ
"На птичьем дворе"
Поставьте стулья в круг, плотно один к другому. Их должно быть ровно столько, сколько играющих. А те рассаживаются по стульям. Все, кроме одного, водящего, который в середине круга. Естественно, один стул остаётся пустым. Его-то водящий и старается занять. Но тот, кто сидит слева от пустого стула, не даёт ему сделать это - он сам быстро пересаживается на пустой стул, а его сосед - на его место и т. д.
Если водящему удаётся сесть на стул, оставшийся на какое-то мгновение без присмотра, водить идёт тот, кто прозевал (то есть сидящий слева).
"Ласточка без гнезда"
Участники игры - их должно быть нечётное количество - исполняют роль ласточек.
В гнёзда - небольшие круги - залетают ласточки. Оставшаяся без гнезда ласточка - ведущая. По команде "Ласточки, летите!" играющие имитируют полёт ласточек и бегают по площадке. "Возвращайтесь домой!" означает, что ласточки должны вновь занять свои гнёзда.
"Перелёт птиц"
"Стая птиц" собирается (дети стоят врассыпную). По сигналу водящего "Полетели!" дети-птицы "разлетаются", расправив руки-крылья и помахивая ими. По сигналу "Буря!" дети-птицы "летят к деревьям" (дети влезают на стулья, диваны). Когда водящий говорит: "Буря прошла!" - дети-птицы спокойно спускаются с "деревьев", продолжают летать.
Похожие статьи:
Малоподвижные игры для детей подготовительной группы в детском саду
Подвижные игры для детей 4 - 5 лет в детском саду
Подвижные игры для детей 6-7 лет в детском саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!