Марийские народные игры для школьников подростков

Марийские народные игры для детей школьного возраста

Биляша

На площадке чертят две линии на расстоянии 3-4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Правила игры.

Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Выбор водящего в игре.

Во многих подвижных играх есть водящий: в одной игре медведь, в другой - коршун, в третьей - челночок. Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди!

Мы играем, ты води!

Или:

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон пойдет!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.

Если участников игры немного, то считаются по-другому: произносят считалку, и на кого падает последнее слово, выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий. Он должен водить - ловить мяч, догонять и салить убегающих, быть коршуном или наседкой.

Некоторые считалки содержат вопрос, ответ на который предполагает продолжение расчета, например:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько гвоздей, говори поскорей,

Не задумывайся!

На кого пали слова «Не задумывайся!», тот должен ответить, сколько нужно гвоздей, но большие числа лучше не называть, иначе придется долго считаться.

Если в игре выбираются двое водящих, например в «Мышке и кошке», то сначала по считалке выбирают мышку, затем считаются еще раз и выбирают кошку.

От водящего, его активности, изобретательности зависит успех игры.

Часто в играх все участники делятся на две группы, и нужно решить, какой из них начинать игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой группы, меряются на палке («конаются»), Для этого подбирают палку длиной 40-50 см, один из играющих берёт ее за конец, другой, плотно прижимая свою руку к руке товарища, захватывает ее выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т. д. Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает для своей группы право начать игру.

Есть и более простой способ выбора очередности - угадывание:

- В какой руке лежит предмет?

- Какой из двух концов платка с узелком?

- Которая из двух палочек (или соломинок), выставленных одним концом, длиннее, которая короче?

Так можно выбрать водящих или решить, какой группе первой начать игру.

Считалки старинные

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает Белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

 

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика Стреляет.

Пиф! Паф! Не попал,

Серый зайчик Убежал!

 

Обруч круж,

Обруч круж,

Кто играет, будет уж.

Кто не хочет быть ужом,

Выходи из круга вон!

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет

По полям.

Тут и там!

Тут и там!

Где проскачет он -

Выходи

Из круга вон!

Сговорки

Есть подвижные игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких играх вначале выбирают или назначают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.

Играющие делятся на пары, отходят в сторону и, сговорив между собой, придумывают названия: один, например, называет себя «Сорокой», а другой - «Змеем-горынычем». Можно придумать смешные клички, например «Степан-великан», «Усатый таракан».

Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут, в форме рифмовки, например:

Кого выбираешь?

Конь вороной

Или хомут золотой?

Шары катить

Или воду лить?

 

Кого в гости пригласишь?

Хитрую лису

Или Марью-красу?

Таракана усатого

Или тигренка полосатого?

 

Чего тебе дать?

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

 

Выбирай!

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой

Или желтый зверобой?

Как бросают жребий

Чтобы участники игры не спорили, кому водить или кому начинать игру, какой группе где стоять, бросают жребий.

Жребий - это условный знак, какой-нибудь предмет, например дощечка, картонка или одного размера палочки.

Если нужно выбрать вожака в игре, берут столько одинаковых палочек, сколько участников игры. На одной ставят заметку. Все палочки кладут в коробку или ящичек, перемешивают, затем играющие по очереди берут по одной. Кто вытянет жребий с условной заметкой, тому и быть ведущим, начинать игру.

Бывают и другие жеребьевки. Их называют угады.

Один из играющих берет жребий и за спиной прячет его в руке. В какой руке жребий, никто не должен знать. Затем жеребьевщик, держа руки за спиной, говорит «Кто вынет жребий, тому водить!» К нему подходят двое из играющих, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой руке берет?» Один берет в правой, другой в левой руке. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий. Угадавший выигрывает спор.

Иногда по количеству играющих берут соломки, палочки, бумажки, одна из них должна быть короче или длиннее других, их концы нужно сравнять, а нижние спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет длинную или коротаю палочку, соломинку или бумажку, тот и начинает игру.

Похожие статьи:

Зимние развлечения для детей

Подвижные игры для школьников

Подвижные игры для детей 7-9 лет в помещении, на улице

Подвижные игры на улице для детей в лагере

Подвижные игры для детей 1-2 класса в помещении

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!