Игры на развитие восприятия величины во второй младшей группе
Игры, развивающие восприятие качеств величины у детей дошкольников 3-4 лет
Если ребенку трех лет предложить на выбор два предмета различной величины, например большое и маленькое яблоко, то далеко не каждый малыш, знающий его приятный вкус, выберет то, которое больше. Значит, в этом возрасте многие дети еще не осознают величину предметов и не выделяют ее как важный отличительный признак. Такие качества величины, как длина, ширина, высота, либо вовсе не различаются малышами, либо воспринимаются смутно и безотчетно. А если кто-то и принимает их во внимание, то все они обозначаются одинаковыми словами — «большой» и «маленький», что, конечно, не отражает специфических особенностей этих пространственных признаков.
Между тем четкое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют исключительно важное жизненно-практическое и познавательное значение. Без специальной настройки зрения на восприятие величины, выделение ее разных пространственных параметров не может успешно формироваться правильное представление о предметах, а следовательно, затрудняются практические действия с ними. Без четкого представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.
В педагогической практике знакомство с качествами величины, как правило, осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов.
В дополнение к этим приемам мы предлагаем игры, направленные на развитие четкого и осознанного восприятия величины и ее признаков.
В большинстве предлагаемых игр используются народные игрушки — пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные. игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Художественному оформлению и дидактической ценности этих игрушек, точности градаций величины разных деталей может позавидовать любое современное пособие. Недаром эти чудесные игрушки получили заслуженное признание педагогов как классический дидактический материал и «подлинный народный дар маленьким детям» (Ф. Н. Блехер). Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно. С помощью взрослого в предлагаемых играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Игры приведены в определенной последовательности, которую необходимо соблюдать. Первая игра («Что делают матрешки?») привлекает внимание детей к общим размерам предметов, делает их величину значимым признаком. В дальнейших играх дети осваивают прием различения величины путем накладывания («Разберем и соберем», «Приходите на лужок» и др.), благодаря чему у них формируется поисковый образ величины, который помогает им в игре «Раз, два, три — ищи!» найти предмет по представлению о его величине. В последних играх этого раздела дети учатся сравнивать и различать разные параметры величины и обозначать их словами. При этом устанавливается связь между образом и словом, обозначающим данное качество, что способствует более отчетливому, осознанному восприятию величины предмета.
Целью проведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.
Большинство игр проводится небольшими группами или индивидуально. Но некоторые из них можно проводить всей группой при участии и под наблюдением взрослого.
Что делают матрешки?
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В этой игре дети открывают для себя новое качество предметов — величину. Им предлагается русская народная игрушка — матрешка. Устройство матрешки предусматривает элемент неожиданности, сюрпризности, что привлекает детей, создает эмоциональный подъем, возбуждает интерес.
Правила игры направляют детей на разнообразные действия с игрушкой (сравнение матрешек по росту). Важно также и то, что в этой игре дети могут применять уже приобретенные умения различать цвет и форму предметов. Успех благодаря знакомым действиям вселяет уверенность в себе, что, в свою очередь, способствует познавательной активности в решении новой задачи.
Игра носит сюжетный характер. В ней воспроизводятся близкие опыту малышей жизненные ситуации. Воспитательное значение игры заключается в том, что она способствует формированию доброжелательных отношений, учит детей облекать свои желания в соответствующую речевую форму (как по содержанию, так и по интонации). Кроме того, малыши учатся выполнять просьбы "друг друга.
Игровой материал.
Желательно иметь полный комплект матрешек (сувенирный), включающий 10 — 12 предметов. При его отсутствии можно использовать два-три набора обычных пятиместных матрешек, которые имеются во всех детских садах. Нужно иметь также брусок или полоску для отделения одной группы матрешек от другой.
Описание игры и приемы ее проведения.
Воспитатель с помощью малышей расставляет стульчики и напротив них на небольшом расстоянии ставит большой стол. Дети рассаживаются поудобнее, а взрослый ставит на стол большую матрешку: «Посмотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!» Придерживая нижнюю часть матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.
Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!»), и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.
Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие — в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.). Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение — отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу. А теперь пусть наши матрешки немножко поводят хоровод, а мы им споем песенку!» Воспитатель подзывает нескольких детей, дает каждому из них две матрешки, стоящие рядом, и предлагает показать, как ходят матрешки друг за другом. Все дети вместе с воспитателем поют песенку. «Стоп! — говорит воспитатель. — Давайте теперь поиграем в каравай».
Вызванные дети ставят матрешек в кружки (в обеих группах), и на столе образуются два хоровода. «Давайте и мы поиграем с вами в каравай и поучим матрешек», — предлагает воспитатель остальным детям. Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру. Затем все занимают свои места, а педагог вызывает новых детей, которые, взяв в руки матрешек, под пение остальных («Вот такой ширины, вот такой ужины, каравай, каравай, кого хочешь выбирай!») показывают, как матрешки играют в каравай, т. е. расширяют и сужают круг, подпрыгивают вверх, наклоняются и пр.
«А теперь наши матрешки пойдут гулять, — предлагает воспитатель. — Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. Сначала давайте соберем на прогулку матрешек из старшей группы». Он поручает одному ребенку построить больших матрешек по росту друг за другом. Потом, вызывая малышей по одному, дает новое задание: для каждой большой матрешки найти, соответственно ее росту, пару среди маленьких. Вызвав одного ребенка, педагог предлагает ему взять самую большую матрешку, пойти с ней в младшую группу и найти ее сестричку, т. е. самую большую среди матрешек младшей группы. Выбрав пару для большой матрешки, ребенок отводит обеих матрешек на другой край стола. Первая пара готова на прогулку. Таким же образом выбираются остальные пары матрешек. Так решается этот вариант обучающей задачи.
Затем воспитатель вызывает других детей, которые водят матрешек (гуляют с ними) по столу. Матрешки свободно двигаются, бегают, прыгают и т. д. В конце прогулки их опять выстраивают по росту. Это делают уже другие дети, а все остальные следят за ними и, если потребуется, исправляют ошибки.
«А теперь поиграем по-другому, — говорит воспитатель. — Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от ее имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» — «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, — отвечает матрешка, — тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.
Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», — говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.
Правила игры.
1. Все действия с матрешками выполняются детьми только после вызова воспитателя.
2. Вызываются для выполнения поручений только те дети, которые играют дружно и не мешают другим.
Советы воспитателю.
Роль воспитателя в данной игре своеобразна. Взрослый не только организует игру и обучение, но и является активным ее участником, подавая пример заинтересованности и эстетического отношения к игрушкам.
Очень важно поддерживать интерес к игре от ее начала до конца и обеспечивать постоянную активность всех детей. Для этого, во-первых, давайте поручения отдельным детям от лица всей группы, например: «Кого мы пошлем построить матрешек? Давайте пошлем Мишу» и т. д. Во-вторых, каждый раз для оценки правильности выполнения поручений привлекайте всех участников игры, которые еще не были вызваны. В-третьих, вызывая отдельных детей, предложите разные варианты обучающей задачи всем остальным. Учитывая, что в каждой группе есть уверенные в себе или же пассивные дети, склонные отказываться от непривычных действий, можно им в помощь позвать кого-нибудь из более смелых.
Мы описали здесь самый простой, первоначальный вариант игры. При повторении ее обучающая задача и игровые действия усложняются. Например, матрешки могут разбегаться, некоторые из них прячутся, и дети должны узнать, какой из них не хватает. Можно подбирать домики для матрешек, используя кружки разного диаметра, и т. п.
Игрушка не дается детям для свободного пользования, пока не будет освоена основная обучающая задача игры и ее правила.
Разберем и соберем
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Предлагаемая игра учит малышей различать и сравнивать предметы по величине, т. е. по их протяженности в пространстве. Осваивая приемы различения и сравнения предметов по величине, дети либо прикладывают их друг к другу, либо накладывают один на другой. В этом и заключается обучающая задача игры.
В игре участвуют шесть — восемь детей. Все они действуют с одним предметом и объединены общей целью — разобрать и собрать пирамидку. Малыши по очереди выполняют одни и те же действия. Общий предмет и общие действия объединяют их и сближают друг с другом.
Получая в руки колечко от пирамидки и надевая его на стержень, ребенок ощущает причастность к общей деятельности. При этом он отдает свое колечко, зная, что игрушка, приобретя свой первоначальный облик, снова будет разобрана и все начнется сначала. Кратковременность и повторность игровых действий в неизменном виде нравятся малышам. Ребенок знает, что будет делать и что будут делать его сверстники, а значит, лучше осознает свою деятельность.
Кроме того, преобразования внешнего вида игрушки, которые происходят на глазах ребенка и при активном его участии, дают ему новые впечатления от превращения пирамидки и наводят на мысль об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета.
Эта очень простая игра-забава доставляет радость малышам. Поэтому все усилия, которые им приходится прикладывать (ожидание своей очереди, сравнение колечек по величине, выполнение правил игры), совершаются легко, без напряжения.
Игровой материал.
Пирамидка одноцветная (желательно с желтыми кольцами). Число колечек пирамидки должно соответствовать числу участников игры.
Описание игры и приемы ее проведения.
Пригласив детей сесть за общий стол и заняв за ним свое место, воспитатель привлекает внимание к новой пирамидке. Он проводит руками по пирамидке сверху вниз, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию игрушки. «Это потому, — объясняет педагог, — что колечки наверху совсем маленькие, потом — побольше, а внизу — самые большие. Попробуйте потрогать и посмотреть». Он передвигает пирамидку от ребенка к ребенку, чтобы каждый мог провести руками сверху вниз, ощутить и увидеть различие в величине колечек. Пирамидка возвращается к воспитателю, и он обращает внимание на то, как устроена эта игрушка.
«Смотрите, что это? — спрашивает педагог, показывая на колпачок и снимая его. — Это колпачок, а это что? Правильно, колечко (снимает верхнее колечко). Какое оно — большое или маленькое? Правильно, это колечко самое маленькое». Воспитатель придвигает колечко вплотную к колпачку и снимает следующее. «Это тоже колечко. Какое оно, такое же, как первое, или чуть побольше?» — снова обращается он к детям. Педагог накладывает одно колечко на другое так, чтобы все видели, и вместе с детьми отмечает, что одно колечко поменьше, а другое побольше. Так по очереди снимаются все колечки с палочки и сравниваются путем накладывания друг на друга и прикладывания.
Когда все колечки будут выложены по порядку на столе, воспитатель обращает внимание детей на то, что у пирамидки есть палочка, а внизу подставка. Это тоже колечко, но оно самое большое и не снимается. «Все колечки знают свое место на палочке», — говорит он, собрав пирамидку, и начинает игру сначала.
Подвинув пирамидку к кому-нибудь из сидящих детей, воспитатель обращается к нему как бы от имени игрушки: «Сережа, сними мой колпачок и поставь его на середину стола». Затем предлагает малышу подвинуть пирамидку к кому-либо из сверстников и сказать те же слова, т. е. назвать имя ребенка и сказать «Сними мое самое маленькое колечко». Далее следующий ребенок передвигает пирамидку сверстнику. Так постепенно игрушка разбирается, а пустая палочка возвращается к воспитателю. Начинается вторая часть игры.
Перед каждым ребенком на столе лежат колечки, а у воспитателя — палочка. «Надоело палочке одной стоять, и позвала она все колечки домой. У кого мое самое большое колечко?» — спрашивает воспитатель как бы от лица палочки. Кто-нибудь из детей отзывается: «У меня!» Все участники игры проверяют, правильно ли он ответил, и, если правильно, воспитатель придвигает к малышу палочку и говорит: «Отдай мое самое большое колечко!» Ребенок надевает кольцо на палочку и вместе со всеми задает тот же вопрос: «У кого теперь есть самое большое мое колечко?» Таким образом постепенно собираются и надеваются на палочку все кольца и колпачок. Игру можно начинать сначала.
Правила игры.
1. Действия детей выполняются по очереди. Перед тем как взять или отдать колечко, обязательно произносятся нужные слова.
2. Когда пирамидка разбирается, ребенок может передвигать палочку кому хочет.
3. Когда пирамидка собирается, передвигать палочку можно только тому, у кого самое большое кольцо и кто сам об этом сказал.
Советы воспитателю.
Самое главное в этой игре — увлечь детей ее содержанием и совместным решением задачи. Важно вызвать у них интерес к этой успевшей надоесть игрушке, показать, как можно с ней играть всем вместе.
Если у ребенка пропадет интерес к игре после того, как пирамидка будет собрана, предложите ему заняться чем-нибудь другим и позовите на его место другого желающего.
Пирамидка должна получить постоянное место в группе, чтобы дети могли самостоятельно играть с ней: либо индивидуально, либо подобрав себе трех-четырех партнеров. Подобную инициативу следует поощрять. Помогите детям организоваться, выбрать ведущего, напомните правила игры и нужные слова. После самостоятельной игры пирамидку следует поставить на место.
Приходите на лужок
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В этой игре, как и в предыдущей, дети учатся сравнивать и различать предметы по величине. Объектами сравнения являются колечки от пирамидки шести-семи размеров. Каждый участник игры должен выбрать колечко той же величины, что и наглядный образец. Решение этой задачи требует умственного напряжения, поскольку здесь происходит отвлечение от второстепенного признака и выделение основного. Это усложняет задачу, стоящую перед ребенком, но в то же время способствует более осознанному восприятию и различению величины.
Игра носит характер забавы.
Предметы, с которыми действуют дети, наделяются условной ролью — колечки как бы оживают (играют и забавляются на лужке). Это придает всем действиям детей не только познавательный, но и игровой смысл. Воображение ребенка, которое активизируется в этой игре, помогает ему войти в игровую ситуацию и решить обучающую задачу. В этом состоит особенность игры.
Своеобразно также игровое общение детей: они по очереди становятся ведущими, решая новую для себя задачу общения — дают другим образец поведения, приглашают всех на лужок и пр. Это обогащает опыт партнерства детей. Как и предыдущая, эта игра состоит из простых предметных действий, которые сочетаются с умственными действиями и охотно повторяются детьми. В игре участвует небольшая группа детей (шесть-семь человек). Совместное решение несложной задачи сближает их, учит согласованным действиям.
Игровой материал.
Одноцветные пирамидки (с толстыми кольцами) всех имеющихся цветовых тонов. Количество пирамидок должно соответствовать числу участников игры. Кроме того, потребуется картонный круг диаметром 15 — 20 см, окрашенный в яркий зеленый цвет.
Описание игры и приемы ее проведения. По приглашению воспитателя участники игры садятся за общий стол, на котором заранее расставлены пирамидки. Каждый ребенок выбирает себе пирамидку того цвета, который ему больше нравится. Одну из пирамидок берет воспитатель. На середину стола он кладет картонный круг зеленого цвета. «Это у нас будет лужок с зеленой травкой, сюда будут приходить колечки, чтобы поиграть», — объясняет он. По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают на столе перед собой колечки ровными рядами. Показывая образец игровых действий, воспитатель берет самое маленькое колечко своей пирамидки, кладет его на середину лужка и говорит: «Приходите на лужок, становитесь в кружок!» Он предупреждает детей, что на лужок приглашаются только самые маленькие колечки, такие же, как его кольцо. Дети выбирают из своих колечек самые маленькие и кладут их вокруг лужка (по его окружности). Воспитатель помогает красиво и равномерно разложить разноцветные колечки вокруг лужка, любуется вместе с детьми получившимся узором. Затем предлагает малышам проверить, те ли колечки пришли. Берет одно из колечек, накладывает его на колечко-образец в центре картонного круга и спрашивает, одинаковые ли они по величине. Те же действия выполняют дети с остальными колечками (каждый из них проверяет свое колечко).
Подражая воспитателю, малыши произносят стихотворную фразу, сопровождая ее простыми действиями: колечки кружатся в одну и другую сторону, подпрыгивают на месте, разбегаются и собираются вместе. Потом воспитатель предлагает одному из детей выбрать колечко любого размера и положить его в центр лужка. Все участники игры произносят слова: «Приходите на лужок, собирайтесь в кружок!» Затем каждый находит у себя колечко такого же размера, как в центре, и ставит его в общий хоровод. Игра повторяется. Все участники игры по очереди выбирают колечко-образец, ставят его в центр зеленого круга и приглашают колечки такой же величины собраться вокруг него.
Правила игры.
1. Дети повторяют действия, показанные воспитателем.
2. Выбрав колечко на глаз, ребенок должен проверить правильность своего выбора путем накладывания колечка на образец.
3. На роль ведущего ребенок назначается воспитателем.
4. Ведущий может ставить в центр лужка любое по величине колечко, кроме тех, которые уже там были.
Советы воспитателю. В этой игре детям дается прием сравнения предметов по величине путем накладывания их друг на друга. Этот прием очень важен для развития глазомера: дети выбирают колечки на глаз, а накладывая их друг на друга, проверяют правильность своего выбора, что делает зрительный образ предмета определенной величины более точным.
Игра должна проходить живо, весело, забавлять и радовать детей и ни в коем случае не превращаться в простое упражнение. Для этого постарайтесь как можно живее и разнообразнее проводить игровые действия с колечками. Эмоциональное поведение воспитателя играет большую роль.
Раз, два, три — ищи!
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель этой игры — научить ребенка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях. У детей уже есть опыт выполнения игровых поручений. Новое заключается в том, чтобы найти предмет (колечко от пирамидки) по представлению о его величине: образец нужного размера сначала дается ребенку в руки, но поиск осуществляется без него.
Правильность своих действий дети проверяют, используя уже знакомый прием накладывания колечка на образец. Это позволяет ребенку осмыслить данный прием как средство самоконтроля. Таким образом, игра подготавливает к самоконтролю, что не только совершенствует восприятие ребенка, но и оказывает влияние на развитие его личности. Предыдущие игры подготавливали детей к успешному решению этой задачи.
Игра имеет контрольный характер. Ее проведение позволяет педагогу выяснить, кто из детей уже освоил приемы сравнения и оценки величины, а кто еще нет.
Как и другие коллективные игры, данная игра обогащает социальный опыт детей. Выполнение поручений по словесному сигналу способствует воспитанию выдержки и у тех, кто выполняет поручение, и у тех, кто оценивает его правильность.
Игровой материал.
Одноцветные пирамидки, которые уже использовались в предыдущих играх (желательно желтые и зеленые), с количеством колец не менее семи. Нужны две-три пирамидки каждого цвета.
Описание игры и приемы ее проведения.
Дети усаживаются на свои стульчики, расставленные полукругом, воспитатель раскладывает на двух-трех столах разобранные пирамидки, перемешивая колечки. Две пирамидки разных цветов ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них.
Затем вызывает троих детей и каждому из них дает по колечку одного размера. Каждому поручается найти пару к своему колечку точно такого же размера. «Посмотрите внимательно на свои колечки и постарайтесь запомнить, какого они размера, чтобы не ошибиться. Какое у тебя колечко, большое или маленькое?» — спрашивает воспитатель малышей по очереди. Если ребенок затрудняется с ответом, предлагает ему подойти к собранной пирамидке и приложить свое кольцо к колечку такой же величины.
Затем этим детям предлагает оставить колечки на своих стульчиках и отправиться на поиски других колечек такой же величины. Воспитатель предупреждает, что искать колечки можно только после того, как все дети скажут следующие слова: «Раз, два, три — ищи!» Он просит всех сидящих детей повторить вместе с ним эти слова, и с последним словом трое вызванных малышей начинают искать колечки. «Посмотрим, как они выполнят наше поручение и что они нам принесут», — обращается воспитатель к остальным детям.
Выбрав колечко, каждый ребенок возвращается на место и накладывает его на свой образец, который остался на стульчике. Убедившись в правильности выбора, ребенок берет оба колечка в руки и показывает их всем детям. Если он убеждается в ошибке, ему разрешается исправить ее, заменив выбранное колечко на другое.
Выполнив задание, дети показывают всем свои колечки, остальные хлопают, говорят: «Мо-лод-цы!» Колечки возвращаются к воспитателю, а малыши садятся на свои места. Кто-либо из детей возвращает найденные колечки на столы, затем игра повторяется с участием других детей.
Для разнообразия при повторении игры можно использовать как образец пирамидку другого цвета.
Правила игры.
1. Внимательно рассмотреть полученное колечко-образец, постараться запомнить его величину и оставить колечко на стульчике.
2. Искать колечко разрешается только по сигналу «Ищи!».
3. Искать можно колечко любого цвета, но точно такого размера, как образец.
4. Прежде чем показать найденное колечко группе, нужно убедиться в правильности выполнения задания (наложить его на колечко-образец).
Советы воспитателю.
Поскольку игра направлена на проверку достижений каждого ребенка, готовясь к ней, следует заранее составить список детей, чтобы в ходе игры отмечать результаты каждого.
Если кто-то не справляется с задачей, можно разрешить ему взять образец с собой, чтобы на месте исправить ошибку. С теми, кто ошибается слишком часто, следует отдельно поиграть в предыдущие игры (например, «Приходите на лужок») и в эту же игру.
Дети могут брать колечки любого цвета. Соблюдение этого правила способствует отвлечению от несущественного для дан ной деятельности признака, что очень важно для интеллектуального развития детей.
Проводя эту игру, постарайтесь особое внимание уделить развитию у детей самоконтроля. Следите, чтобы каждый участник игры обязательно проверял себя перед тем, как показать найденное кольцо другим. Не надо препятствовать, если ребенок в ходе выполнения поручения оглядывается на оставленный на стуле образец. Это говорит о том, что малыш нуждается в обновлении зрительного образа и пытается контролировать себя в ходе игровых действий.
Пирамидки
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Игра направлена на формирование устойчивого образа величины предметов независимо от их положения в пространстве. Ребенок во время игры превращает стоящую высокую пирамидку в лежащую. При явном изменении внешнего вида пирамидки и ее положения в пространстве соотношение величины колечек сохраняется неизменным. Задача ребенка — сохранить этот неизменный порядок колец пирамидки при разных вариантах ее положения.
Игровые действия позволяют малышу осознать различия в величине колечек, которые надеваются на палочку.
Прислушиваясь к словам воспитателя, обозначающим величину каждого колечка, и повторяя их, дети лучше воспринимают качества величины. Так подготавливается переход к более дифференцированному восприятию этих качеств.
Игра отвечает возрастной потребности ребенка действовать с предметами, управлять ими. Преобразования пирамидки, которые дети осуществляют самостоятельно, очень нравятся им. Пирамидка как бы оживает в руках ребенка.
Игра проводится с небольшой группой — пять-шесть человек. Все игровые действия выполняются детьми одновременно, по показу воспитателя. Общность решаемой задачи сближает детей, способствует развитию согласованности и взаимопонимания.
Игровой материал.
Одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников игры, включая воспитателя). Для обозначения центра, к которому сходятся лучи, используется цветной картонный кружок.
Описание игры и приемы ее проведения.
Дети садятся за общий стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? — спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. — Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и разложены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.
На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра-круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача — собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет первым? — спрашивает воспитатель. — Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и вспомните, какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы Детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? — спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. — Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.
Так постепенно воспитатель и дети собирают свои колечки по убывающей величине. Получаются пирамидки. Поверх колец надеваются колпачки, и пирамидки снова становятся высокими. Пирамидки гуляют, прыгают, кружатся в руках у детей, а потом снова ложатся отдыхать и игра повторяется.
Правила игры.
1. Играть дружно, организованно воспроизводить действия, которые показывает воспитатель.
2. Отвечать на вопросы воспитателя.
Советы воспитателю.
При проведении игры важно четко и правильно называть величину колечка, которое надевается на палочку. Названия величины могут варьироваться: «большое, но чуть поменьше», «еще чуть поменьше», «еще меньше, почти самое маленькое» и пр. Подсказывайте каждый раз детям название величины и следите, чтобы они правильно его повторяли. Провести эту игру будет несложно: ведь малыши очень любят подражать взрослым — они с удовольствием воспроизводят действия и слова воспитателя и охотно копируют движения друг друга.
Так как игра рассчитана не на всю группу, а всего на пять- шесть человек, проводить ее следует утром (когда еще не все воспитанники пришли в группу) или вечером (когда многие уже ушли домой). Тех, кто не участвует в игре, займите каким-либо интересным делом, чтобы они не скучали, или же предоставьте им возможность наблюдать за игрой, чтобы у них возникло желание включиться в нее.
Веселые матрешки
Особенности игры и ее воспитательное значение.
В данной игре дети учатся различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Им предлагаются несколько вариантов задачи: сравнивать предметы по высоте, сопоставлять размеры плоскостных и объемных фигур и т. п.
Игра близка интересам детей: матрешки то гуляют, то прячутся, то обедают, то расходятся по домам и т. д. Ее сюжетный характер имеет важное значение для развития творческой инициативы в самостоятельных играх и подготавливает малышей к ролевой игре. Игра способствует развитию восприятия величины, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. Все это очень важно для умственного развития дошкольников. Проводится она с небольшой группой детей (пять-шесть человек) .
Игровой материал.
Два комплекта пятиместных матрешек, два комплекта разных по величине кружочков (тарелочек для матрешек), башенка из полых кубов. Если такая игрушка отсутствует, ее можно заменить элементами строительного материала, из которых строятся домики для матрешек. Кроме перечисленных предметов, используется самодельный ростомер. Его можно изготовить из пирамидки, сняв с нее все колечки. На подставку от пирамидки будут становиться матрешки, а одно из колечек опускается на голову матрешке. На вертикальном планшете, который устанавливается сзади, можно карандашом отмечать рост матрешек.
Описание игры и приемы ее проведения.
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Взрослый обращается к малышам: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (Смотрит вокруг, потом берет в руки матрешку и покачивает ее.) Что-то там в середине гремит. Посмотрим, что там есть. (Снимает верхнюю половину матрешки.) Вот, оказывается, где они все спрятались! (Все матрешки выстраиваются в ряд.) Давайте познакомимся с ними!» Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я — Матреша, я — Наташа, я — Даша, я — Маша». И т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет воспитатель). Игра начинается.
Сначала матрешки гуляют (ходят по столу). Потом их зовут к медсестре измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают на ростомер, а воспитатель опускает колечко и вместе с детьми отмечает, какого роста каждая из матрешек. Он спрашивает детей и уточняет, какая матрешка самая высокая, какая чуть пониже, какая — самая низкая, какая чуть повыше. Потом все матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает по очереди детей, которые подбирают для своих матрешек соответствующие тарелочки. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой, — говорит он, — становитесь в пары!» Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешку по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. По просьбе воспитателя дети показывают, в каком месте не хватает пары. Матрешки появляются, малыши ставят их на место, и игрушки отправляются домой.
Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) — это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят в домики.
Правила игры.
1. Каждый играющий выбирает себе матрешку. Он должен запомнить ее имя и действовать с нею в соответствии с обучаю щей задачей. Одну из матрешек берет воспитатель и показывает наглядный образец игровых действий.
2. Участники игры должны внимательно слушать воспитателя и выполнять действия, которые он им предлагает.
Советы воспитателю.
В этой игре очень важно вовлечь детей в воображаемую ситуацию. Многое зависит от выразительности речи и действий воспитателя. Ваше поведение служит для детей образцом и примером. Постарайтесь предоставить детям больше свободы, не торопитесь говорить за них то, что они могут сказать сами. Если кто-то из детей допускает ошибку, поправьте его вместе с другими детьми. А можно с помощью ошибок детей менять сюжет (например, матрешка встала не на свое место или захотела поесть не из своей тарелки). Уместны шутки, веселый смех, которые не позволят превращать игру в формальные упражнения на различение величины.
Игра в поручения
Особенности игры и ее воспитательное значение.
Цель игры — формирование у детей четкого, дифференцированного восприятия новых качеств величины. Игра состоит из двух частей. Первая направлена на развитие дифференцированного восприятия длины (длинный — короткий). Вторая — на различение предметов по ширине (широкий — узкий). Знакомство детей с этими качествами ограничивается тем, что им предлагается различать лишь контрастные признаки длины и ширины.
Решение обучающей задачи в обеих частях игры требует от ребенка умственных усилий и специфических действий, направленных на обследование и оценку новых качеств величины.
Игровые ситуации, которые создаются в обеих частях, помогают ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость предлагаемых игровых действий.
Для того чтобы у малыша возник четкий, осознанный образ предмета определенной величины, каждая часть игры должна повторяться в разные периоды времени. Это повторение обеспечивает необходимую последовательность в развитии целенаправленного восприятия: освоение приемов обследования длины и ширины (накладывание или прикладывание), формирование поискового образа, установление связи между образом и словом, обозначающим данное качество.
Характер игры (выполнение поручений взрослого и сверстников) детям знаком. Им нравится выполнять поручения группы, но делать это можно только по очереди и после определенного сигнала. Этот сигнал (т. е. пауза перед ним) важен и для тех, кто выполняет поручение, и для тех, кто оценивает его. Первым пауза перед сигналом дает возможность настроиться на действия, принять решение, найти глазами предмет нужной величины. Для остальных — это организующий момент, приучающий к сдержанности. Зная о том, что они будут оценивать действия других, дети мысленно сами решают обучающую задачу, т. е. находят глазами нужный предмет. Это очень важно для развития внимания и умственных действий.
Игровой материал.
Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров. Длинные ленты: 25х3 см. Короткие: 12х3 см. Широкие: 8х25 см. Узкие: 2х25 см.
Образцами-мерками могут служить картонные полоски тех же размеров. Ими удобно пользоваться при измерении длины и ширины путем накладывания. На каждом столе должны быть ленты указанных размеров разных цветов (три-четыре варианта).
Кроме того, для игры нужны сюжетные игрушки: пузатый мишка (средней величины) и тоненькая куколка.
Описание игры и приемы ее проведения.
Часть 1. «Длинное — короткое».
Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух — четырех столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски и т. д.). Дети в это время расставляют стульчики и рассаживаются. Пододвинув небольшой столик, воспитатель садится за него и достает две игрушки — плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что мишке и Кате хочется быть сегодня нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочки ленточки: одному — короткую (поясок для Кати), а другому — длинную (пояс для мишки). Дети с помощью воспитателя примеряют и повязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость, кланяются. Дети садятся на место, а воспитатель подзывает следующую пару детей и разыгрывает небольшую сценку, в которой игрушки выражают желание поменяться поясочками. Затем педагог предлагает одному из вызванных детей снять ленточку с куклы, а другому с мишки и поменять пояски. Вдруг, ко всеобщему удивлению, обнаруживается, что на мишке куклин поясок не сходится, а для куклы мишкин пояс слишком велик (им можно обмотать куколку два-три раза). Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины — длина.
После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски — длинную и короткую. Вызывает отдельных детей, которым поручает сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, а какая длинная.
Затем начинается игра в поручения. Воспитатель вызывает двух — четырех детей (в зависимости от числа столов и заготовленного материала), дает каждому из них образец в виде полоски определенной длины и поручает: «Принесите нам длинную ленточку голубого цвета, такой длины, как полоска у вас в руках». Он напоминает детям, что сначала нужно глазами найти ленточку, а потом наложить на нее полоску. Если ленточка такой же длины, ее можно взять и показать всем детям. Педагог предупреждает, что начинать искать ленточку можно только после слова «Ищи!». Закончив объяснения, воспитатель вместе с детьми говорит: «Раз, два, три... (небольшая пауза) ищи!» Если кто-то из детей не выдержал паузу и поторопился, сигнал повторяется, а поиски отменяются. (Сигнал вводится для того, чтобы дети подготовились к выполнению поручения.)
Выполнив поручение, дети возвращаются на исходную позицию, и каждый показывает, что принес. Остальные участники игры хлопают в ладоши и скандируют хором: «Мо-лод-цы!» Если кто-нибудь ошибся, ему говорят: «Иди, иди, иди и снова поищи!»
Дети, выполнившие поручение, возвращаются на места. Выбираются новые дети, которым дается другое поручение, например найти короткую ленточку красного цвета (образец длины в виде полоски дается каждому в руки). Игра повторяется несколько раз, чтобы поручение могли выполнить все дети.
При повторении игры дети приносят ленты заданной величины, но цвет каждый выбирает на свой вкус.
Когда большинство научатся безошибочно выполнять такого рода поручения, т. е. когда у детей сформируется поисковый образ предмета определенной длины, образец (полоску) можно уже не давать им в руки, а только показывать и говорить, что принести (длинную или короткую ленточку). В дальнейшем воспитатель может только называть качество длины, не показывая образца. Дети справятся с таким поручением, потому что уже связывают зрительный образ длины с соответствующими словами.
Часть 2. «Широкое — узкое».
Эта часть проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий прием. На столе выкладываются две картонные полоски — широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске, как по дорожке, могут пройти рядом кукла и мишка, а по узкой — только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинками: по широкой дорожке могут проехать рядом две машинки, а по узкой только одна.
Правила игры.
1. Поручения выполняются по очереди и по выбору воспитателя.
2. Начинать выполнять поручение можно только после слова «Ищи!».
3. Подсказывать друг другу запрещается.
4. Для выполнения поручений выбираются только те дети, которые не мешают другим.
Советы воспитателю.
Объяснение игры должно быть эмоциональным, конкретным, образным. Использование сюжетных игрушек дает такую возможность. Как будет проходить игра, зависит от воспитателя: его находчивости, выразительности речи и действий.
Некоторые малыши, заинтересовавшись игрой, требуют, чтобы они первыми выполняли поручения. Своими выкриками они создают поводы для конфликтов и нарушают необходимый игровой настрой. Чтобы предотвратить это, напомните четвертое правило игры, доведите до сознания детей, что выкрики и неорганизованность не в их интересах, так как на эту роль выбирают только тех, кто спокойно ведет себя и не мешает другим. Можно сказать примерно так: «Я сейчас посмотрю, кто уже подготовился к игре». Обычно эти слова действуют лучше всех замечаний. Конечно, не следует испытывать терпение возбудимых, непоседливых детей, которым трудно сдерживать себя. Выберите момент, когда ребенок старается быть хорошим, и вызовите его пораньше.
Бывают случаи, когда ребенок быстро устает, начинает отвлекаться, мешать остальным. Его можно попросить отнести что-нибудь на место (например, те ленточки, которые уже не нужны). В крайнем случае пусть займется чем-нибудь сам, только не мешает остальным детям играть.
Проводя игру, нужно стремиться к тому, чтобы как можно больше детей выполнили поручения. Для этого лучше иметь несколько комплектов игрового материала и давать поручения одновременно трем-четырем воспитанникам.
Похожие статьи:
Игры на развитие памяти и внимания у детей 2-3 лет
Игры на развитие речи для детей 2-3 лет
Игры на развитие речи и мышления у дошкольников 3-4 лет
Развивающие игры для дошкольников 3-5 лет о животных
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека
Нет комментариев. Ваш будет первым!