Возрастные особенности ребенка от 1 года до 3 лет
Ребёнок от года до трех лет. Особенности возраста, возрастные нормы
Примерно в возрасте 1 года с небольшим ребенок перестает подчиняться диктату внешних обстоятельств. Поскольку ребенок подражает действиям взрослых, то познание предметов и осмысление их функций происходят одновременно. К концу первого года жизни малыш может по просьбе взрослого выполнить простые действия и движения: наклонить головку, когда его просят сказать «спасибо»; помахать ручкой, когда требуется сказать «до свидания»; похлопать в ладоши, когда ему предлагают сыграть в «ладушки-ладушки». В результате слово закрепляется за определенными ситуацией, объектом, движением, действием, оно вызывает активность ребенка, а значит, и управляет его поведением на основе памяти. Для годовалого ребенка за словом еще стоит определенный, конкретный предмет или ситуация. Лишь накопление опыта, познание многих схожих объектов обеспечивает усвоение слова в его обобщающем значении.
Постепенно малыш начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи: «Что будет, если...» Он замечает, что погремушка звучит тогда, когда ее встряхивают, а мячик катится тогда, когда его толкают или кидают.
С помощью действий с предметами ребенок проникает в суть вещей, то есть начинает мыслить. Это стадия экспериментов, на которой малыш обращает внимание на результат своих действий и стремится его получить, проверяет, даст ли такой же результат действие с другими предметами. Собственно, поэтому мышление ребенка и называется наглядно-действенным. Задача, которую решает ребенок, дана наглядно, и способом ее решения является не рассуждение в уме, а практическое действие. Постепенно малыш накапливает опыт действий с предметами и у него складываются представления об их свойствах и результатах действий с ними. Теперь он уже не совершает практических проб, а действует в представлении, то есть с помощью образов в уме. Так происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.
Особенность этапа в том, что появляется игра без участия взрослого. То есть ребенок познает мир уже самостоятельно, а не только вместе со взрослыми.
Нормально развивающийся ребенок в 1,5 года:
— строит башню из трех-четырех кубиков;
— вкладывает в форму круг;
— собирает пирамидку, не учитывая размеры колец, не по порядку;
— снимает варежки и носки, самостоятельно ест ложкой кашу и пюре (жидкую еду может проливать);
— указывает на картинки, переворачивает страницы книги;
— повторяет штрих, если показать, как его рисовать.
Нормально развивающийся ребенок в 2 года:
— строит башню из восьми кубиков;
— вкладывает в форму круг и другие геометрические фигуры;
— вкладывает один предмет в другой и испытывает затруднения, если предметов оказывается больше двух;
— сам надевает туфли и тапки, носки, футболку и штаны;
— поворачивает ручку двери, нажимает на звонок, воспроизводит в игре ряд логически связанных действий;
— копирует вертикальные и круглые линии после показа.
Нормально развивающийся ребенок 2,5 лет:
— строит поезд из кубиков, домик, забор, если ему показать, как это делается;
— собирает из отдельных элементов фигурки;
— вкладывает две матрешки одну в другую;
— одевается сам (проблемой остаются только пуговицы и шнурки);
— подражает большому количеству действий взрослых, в игре выполняет последовательные действия;
— рисует «крестики».
Нормально развивающийся ребенок в 3 года:
— строит башни из девяти и более кубиков, строит поезда, дома, мосты (копирует после показа);
— собирает рисунки из крупной мозаики;
— собирает пирамидку с учетом размера колец, легко выполняет задания на вкладывание, вкладывает одну в другую до четырех матрешек (может потребоваться помощь взрослого);
— одевается и застегивает пуговицы самостоятельно (требуется лишь небольшая помощь при завязывании шнурков);
— исполняет роли в игре;
— копирует крест и круг, если показать, как надо их рисовать;
— рисует человека с головой, руками и ногами, но без шеи и туловища.
Двигательная норма для детей от 1 до 1,3 года:
— ходит самостоятельно;
— стоя, бросает мяч;
— самостоятельно встает с пола;
— бегает неуклюже;
— бьет ногой по мячу;
— может забраться и сесть на высокий стул.
Двигательная норма для детей от 1,3 до 1,5 лет:
— поднимается и спускается на несколько ступенек, передвигаясь приставным шагом, держась за перила или за руку взрослого;
— ходит боком;
— бегает не падая;
— нагибается и поднимает с пола предмет, не держась за опору;
— делает несколько шагов назад не падая.
Двигательная норма для детей от 1,5 до 2 лет:
— бьет ногой по мячу, не держась за опору;
— самостоятельно делает несколько шагов на носочках;
— прыгает на месте;
— самостоятельно влезает по лестнице на детскую горку и съезжает с нее.
Двигательная норма для детей от 2 до 2,3 лет:
— стоит в течение нескольких секунд на одной ноге, держась одной рукой за опору;
— прыгает, отрывая от пола обе ноги и опускаясь при приземлении на всю стопу;
— прыгает со ступенек, приземляясь обеими ногами.
Двигательная норма для детей от 2,3 до 2,5 лет:
— самостоятельно поднимается и спускается по лестнице, ставя ноги поочередно на каждую ступеньку;
— делает на носочках пять шагов подряд;
— подпрыгивает на месте и не падает при приземлении;
— стоит на одной ноге несколько секунд не пользуясь опорой;
— из положения стоя перепрыгивает через невысокие предметы;
— играет в мяч с другими детьми: бросает мяч и ловит его как минимум в половине случаев;
— сохраняет равновесие и умеет координировать движения, играя в подвижные игры, требующие умения бегать, лазать, прыгать.
Двигательная норма для детей от 2,5 до 3 лет:
— ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали;
— удерживает равновесие, стоя на одной ноге;
— поднимается по лестнице, ставя по одной ноге на ступеньку с чередованием ног;
— быстро и уверенно бегает;
— умеет бросать мяч вперед.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!